Бизнес-идеи

Блог дмитрия евтифеева. Длительный тест камеры Olympus OM-D E-M1 Mark II Сравнение олимпус омд 1 марк 2

Как покажет себя Olympus E-M1 Mark II на морозе, под снегом, как надолго хватает его аккумулятора и насколько хорош новый объектив M.Zuiko 12-100 f4 IS Pro в реальном путешествии по Северу? Это были главные вопросы перед поездкой в Коми и не имея на них ответа я взял для подстраховки еще и зеркальную камеру, а вот достал ли я ее хоть раз, это уже совсем другой вопрос.

M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro

Про объектив M.Zuiko 12-100 f4 IS Pro

То, что диапазон 24-200мм в 35-миллиметровом эквиваленте и с постоянной светосилой великолепен, посвященным объяснять не надо. Диафрагма f4 компромисс, но многие смирились с ней ради диапазона или размеров и веса объектива. Например когда-то я поменял 70-200 f4 на 70-200 f2.8 и очень сильно пожалел. Светосильный телевик был хорош, но все чаще в путешествия я его с собой не брал. Слишком большой и тяжелый он был.

M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro

Уже собирая вещи в путешествие над нами поднялась луна. Шикарная луна. Не задумываясь схватил камеру и на улицу. Мне даже в голову не пришло, что надо поменять объектив на телевик. Если бы был M.Zuiko 300mm, то еще бы и лунатиков снял, но в формате «навел-нажал», двухсот миллиметров хватило с головой. Пора уже бросать его в кофр и отправляться в реальный мир.

M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro

Диапазон фокусных расстояний хорошо показывать на реальных примерах. Попав на базу отдыха «Мишкин Лес» специально снял два кадра с высокого берега реки. Первый на 12мм (24мм в эквиваленте).

M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro

Второй на 100мм (200мм в эквиваленте). Все это снято одним объективом размером со стандартный китовый для зеркалки и меньше, чем те же 24-105 f4 для Canon или 24-120 f4 для Nikon.

M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro

Добавляем, что M.Zuiko 12-100 имеет пыле и влагозащиту, а также стабилизатор, который синхронизируется с внутрикамерным и дает в паре 6,5 стопа. Неплохо? Я лично очень доволен, что выбрал этот новый объектив. Недавно узнал, что Саша Беленький тоже вовсю перешел на БЗК и также снимает на 12-100. Лед тронулся в сторону будущего.

M.Zuiko 7-14mm f2.8 Pro

Проанализировал кадры из путешествия обнаружил, что больше чем в 80% ситуаций я снимал на 12-100мм. В остальных случаях на камере стоял M.Zuiko 7-14mm f2.8 Pro. Сверхширокий объектив нужен мне для съемок автомобилей, а также он идеально подходит для съемок в помещениях, в музеях и на выставках, где тесно и светосила будет важна.

Связка Olympus E-M1 Mark II с объективом M.Zuiko 7-14mm f2.8 Pro идеальна для автожурналистики.

В итоге, у меня получился идеальный набор: светосильный M.Zuiko 7-14mm f2.8 Pro и универсал 12-100mm f4 IS Pro. Есть еще макро-объектив M.Zuiko 30mm f3.5 Macro, но им мне еще предстоит начать что-то снимать и пока для меня это эксперимент по вступлению в мир макро-фотографии.

Про камеру Olympus OM-D E-M1 Mark II

Перед стартом в Коми меня попросили отчитать потом по работе в минусовых температурах и по живучести нового аккумулятора, который стал в полтора раза больше. Про работу в минус я мог бы сказать и по опыту общения с OM-D E-M1 на Варандее и еще в нескольких местах, в условиях низких температур и снегопадов.

Лабораторных испытаний живучести аккумулятора я не проводил, да и такой задачи не стояло. Мне нужно было понять, насколько хватает заряда одного аккумулятора в обычной жизни, когда что-то надо поснимать на мероприятии или выбежать и сделать пару кадров. Лабораторные показатели мало пригодны для реальных съемок в разных условиях, так что равняться на них не имеет смысла.

M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro

Самый большой расход традиционно на долгих съемках на морозе. Удалось поснимать Лямпиаду в течение примерно трех часов. За это время камеру не убирал и не выключал, снимал и сериями, и со следящим затвором. В этот же деть еще поснимал по дороге туда и обратно. В итоге, снято было чуть больше 300 кадров, а еще первый аккумулятор остался жив, запасной не потребовался.

M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro

Снимать под сильным снегом для Olympus OM-D E-M1 Mark II вообще не проблема. Главное следить за передней линзой, чтобы потом не удивляться, что за пятна на фотоснимках. Что до влаги, то еще на E-M1 я мыл фотоаппарат с объективом после съемок на трофи под душем. Только не говорите это гарантийщикам. Говорят, что они не любят тему мытья камер под душем. Впрочем, по гарантии я ни разу не обращался и не по гарантии тоже.

M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro

Нам повезло и с морозами и со снегом. Весна в Коми настоящая, как в русской поговорке: «Марток, одевай сто порток». Ветер, мороз до минус 20 и ниже, снег валит, красота! Кстати, забыл, вместе с фото еще периодически и видео снимал. Кнопочка начала записи под рукой, один проезд на фото, второй проезд на видео. Потом что-нибудь склепаю вместе с видео с дрона DJI.

M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro

Наконец про больной вопрос – про автофокус. У E-M1 было примерно 10% брака в сложных условиях. Камера просто не успевала фокусироваться или фокусировалась не на том, что надо. У E-M1 Mark II ситуация значительно улучшилась, но не стала идеальной.

В снежной каше или при ярком прямом фронтальном свете, камера все еще фокусируется немного хуже, чем зеркалки топового уровня. Иногда приходится перемещать точку автофокуса, чтобы гарантировано «взять» объект. Но не все плохо, например, через размытое от сырости стекло камера сумела сфокусироваться на ходу и сделать нужный кадр.

В завершение, новый арт-режим Bleach Bypass, ставший доступным в новой прошивке 2.0 для OM-D E-M1 Mark II. Это конечно баловство, но у меня теперь есть даже личный пресет для обработки полученного с этим режимом JPEG-изображения. Получается что-то «ламповое» и довольно забавное. Вот пример локомотива с использованием этого режима.

M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro

У Olympus OM-D E-M1 Mark II есть еще несколько фишек, про которые стоит написать отдельно и я обязательно сделаю это позже. Пока же пора подвести итог, что первое боевое испытание камера выдержала, а связкой двух объективов я доволен до безобразия. Если для широкогоугольного объектива и съемок в помещении взять еще камеру Olympus PEN-F, то это будет вообще бомба и мечта фотографа.

На мой взгляд, очень важно, что в этом обзоре будет творческая составляющая, так как один из самых важных аспектов при выборе фототехники - возможности в реальной съёмке. И я очень рад, что редакция Prophotos доверила мне оценить их.

Хочу сразу сказать, что отношение к кроп-сенсору очень субъективно и степень критичности этого параметра для всех разная. Мне известны примеры, когда фотографы, снимающие на «кропнутую» матрицу, выдавали результаты, многократно превосходящие те, что получаются у их коллег, работающих с полным кадром.

Камера была у меня в руках всего пару дней, и я не успел протестировать огромное количество режимов, встроенных в неё (Супер-HD, Live Composition, Pro Capture, 4К-видео), но внятное впечатление всё же удалось получить.

OM-D E-M1 Mark II - камера с весьма продвинутыми возможностями. Но воспользоваться всеми ими сразу после покупки сможет только тот фотограф, у которого раньше была камера Olympus.

Первое, с чем я столкнулся, взяв камеру в руки, это необходимость её настройки под себя. Заводские настройки камеры сильно отличаются от привычных. Например, по умолчанию экран Live View отображает изображение не по введённым тобой настройкам, а так, чтобы всегда всё было видно.

Многое нужно настраивать, копаясь в огромном меню и выискивая пункты. К сожалению, нужную настройку можно легко пропустить, потому что просто не знаешь, как она здесь названа. Эту проблему должна решать инструкция, но у меня её не было, а времени на её прочтение - тем более.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-100mm F4.0 УСТАНОВКИ: ISO 500, F4, 1/125 с, 200.0 мм экв.

Теперь про эргономику. Камерой очень и очень комфортно снимать. В компании Olympus делают одни из самых удобных камер. Все эти два дня я ходил и восторгался тем, что ничего не доставляет дискомфорта при съёмке. Поворотный экран сделан именно таким, каким он должен быть у всех камер. Удобно снимать как вертикально, так и горизонтально. На съёмках мне часто приходится лежать на полу и асфальте, чтобы видеть, что попадает в кадр. С Olympus OM-D E-M1 Mark II можно легко снимать с разных ракурсов.

Ещё очень понравилась фокусировка по лицу и глазам при съёмке людей (включается вручную). Я всегда выбираю центральную точку фокусировки. Со своей камерой при съёмке портретов я обычно фокусируюсь по лицу, затем, не отпуская кнопки спуска, формирую сам кадр и дожимаю кнопку. Olympus в режиме приоритета лиц просто сразу фокусируется на лице/глазах, если они есть в кадре, не обращая внимания на установленную центральную точку фокусировки.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.25mm F1.2 УСТАНОВКИ: ISO 200, F1.2, 1/640 с, 50.0 мм экв.

Это значительно ускоряет процесс съёмки, и все эмоции, движения модели оказываются заснятыми с правильным фокусом. Единственный небольшой минус - не всегда этот режим, как и вообще фокусировка, правильно и чётко работают ночью или в темноте.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.25mm F1.2 УСТАНОВКИ: ISO 200, F1.2, 1/1250 с, 50.0 мм экв.

Ещё один важный параметр - скорость съёмки. Я не тестировал режим серийной съёмки, но скорость работы камеры ощущается и в покадровом режиме. Снимая те же портреты, я делал быстрые серии снимков (по одному кадру) с перерывами секунд в пять, и буфер камеры ни разу не забился и не заставил меня и модель ждать.

Большой плюс - ёмкость нового аккумулятора. Я не смог посадить его за день даже до 50%.

Все эти плюсы, которые я успел оценить, очень важны для меня, так как я сталкиваюсь практически каждый день с их отсутствием в своей камере.

В конце тестирования я оценил обработку снимков, снятых на Olympus OM-D E-M1 Mark II. Здесь моё мнение сложно назвать однозначным, я не смог определиться, устраивает ли меня качество получаемой картинки. Да и сложно понять это за два съёмочных дня, хотя я и постарался поснимать в разных условиях.

Могу сказать с уверенностью, что камера днём снимает просто отлично. Свет, тени, цвет - всё очень хорошо. Качество снимков тоже на высоте.

А вот в тёмное время суток на ISO 400 я начал замечать сильную потерю деталей. Например, на портрете волосы модели по пояс полностью «слиплись». На ISO 800 уже заметны сильные неприятные шумы. Скорее всего, дело в маленьком размере матрицы камеры.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-40mm F2.8 УСТАНОВКИ: ISO 500, F3.5, 1/40 с, 24.0 мм экв.

Возможно, я намудрил с настройками в разделе шумоподавления, и поэтому мои вечерние снимки получились такими. Надеюсь, что мне ещё представится возможность протестировать эту камеру подольше и получше, чтобы до конца всё понять для себя и решить, хочу ли я перейти на Olympus (а я задумываюсь об этом уже давно).

Новинка суперудобна в работе, выдаёт отличные результаты днём и сомнительные при съёмке портретов в условиях недостаточной освещённости.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.25mm F1.2 УСТАНОВКИ: ISO 400, F1.4, 1/125 с, 50.0 мм экв.

У нас на обзоре камера Olympus OM-D E-M1 Mark II с объективом 12-100mm f/4 IS Pro M.Zuiko Digital ED.

20 Мп, серийная съёмка 60 к/сек в RAW, 4K-видео, морозостойкий корпус с пыле-, влагозащитой, стабилизатор компенсирующий до 6,5 ступеней.

Корпус и эргономика

E-M1 Mark II получила более крупную по сравнению с E-M1 рукоятку. Хват очень глубокий, рука идеально ложится в него. Также увеличен выступ под большой палец на задней панели.

В целом по хвату это одна из самых удобных беззеркальных камер на сегодняшний день.

Камера оснащена двумя слотами для SD-карт , один из них поддерживает интерфейс UHS-II. В меню можно настроить распределение данных по картам. Например, запись данных на обе карты сразу или запись фото- и видеоданных на разные карты.

Гнездо для штатива находится на оптической оси объектива.

Корпус морозостойкий и имеет пыле- и влагозащиту.

Новинка получила большой по габаритам и ёмкости (1720 мАч) аккумулятор. Время полной зарядки - около двух часов.

Матрица


1/30, f/4,0, ISO 400, @12mm

Камера оснащена матрицей с разрешением 20 Мп с интегрированными датчиками автофокуса. Диапазон чувствительности ISO - 200–25800 единиц. Расширяется только вниз до 64 единиц.

Рабочие ISO - 3200–6400 единиц. На больших значениях начинаются сильные шумы.

Скорость считывания данных с матрицы увеличена в два раза по сравнению с E-M1. Это снизило эффект желе (Rolling Shutter), что актуально при видеосъёмке.

Камера обладает очень мощными характеристиками благодаря комбинации из быстродействующей матрицы и сдвоенному восьмиядерному процессору TruePic VIII.

Эта связка позволяет камере снимать со скоростью до 15 кадров в секунду с механическим затвором. Электронный затвор обеспечивает до 18 к/с при следящем автофокусе и до 60 к/с при однократном фокусе.

Камера способна снять серию со скоростью 60 кадров в секунду в полном разрешении и в формате RAW, RAW+JPG или JPG.

Помимо этого, в камере есть функция Pro Capture. При её включении камера циклично записывает кадры в буфер. По нажатии спуска камера начинает съёмку и параллельно сохраняет последние 14 кадров из буфера. Всё это на скоростях 18 или 60 к/с.

Стабилизатор


1/125, f/4,0, ISO 6400, @100mm

Камера оснащена пятиосевым стабилизатором, который компенсирует вращение камеры в трёх плоскостях, а также сдвиги по вертикали и горизонтали.

Это даёт выигрыш до 5,5 ступени. И до 6,5 ступени при работе с объективами серии PRO - например, 300mm f/4 или 12–120mm f/4.

По словам инженеров компании Olympus, это максимум возможного в развитии систем стабилизации. Дальнейшие улучшения практически невозможны из-за эффекта вращения Земли.

На практике того, что есть сейчас, достаточно для съёмки с фокусным расстоянием 100 мм и выдержкой 1/50 с рук. Причём речь о рядовой фотопрогулке, когда фотограф достаёт камеру и делает один или несколько кадров. Опытные фотографы, не избалованные работой с Olympus, смогут получать кадры без смазов и на более длинных выдержках.

Стабилизация открывает огромные возможности работы с движением камеры без применения стедикама.

Видоискатель и ЖК-экран

Камера получила электронный OLED-видоискатель с разрешением 2,36 Мп и частотой обновления 120 к/с.

Камера поддерживает фокусировку с помощью касания при визировании через видоискатель.

Видоискатель можно перевести в режим S-OVF (симуляция оптического видоискателя). В нём все параметры съёмки отображаются на мониторе, а в видоискателе вы видите только чистое изображение. Все изменения параметров съёмки (баланс белого, стилизация и прочие) также не отображаются.

Автофокус

Olympus OM-D E-M1 Mark II получила гибридный автофокус (контрастный и фазовый), оснащённый 121 точкой фокусировки.

В меню можно включить распознавание лиц, фокусировку по правому/левому глазу либо режим «i», в котором фокусировка происходит по ближайшему к камере глазу.

Для следящего автофокуса можно установить чувствительность, указывая, как быстро камера должна перефокусироваться, если на переднем плане появился другой объект.

Видеосъёмка

Olympus E-M1 Mark II может снимать 4K (4096×2160) c битрейтом до 237 Мб/с. В разрешении Full HD битрейт до 202 Мб/с.

Параметры съёмки (разрешение, битрейт, частота кадров) конфигурируются отдельно. Но битрейт указан не в Mbps, а в степени сжатия потока, что несколько неудобно. A-I (ALL-Intra) - каждый кадр записывается как отдельное изображение, IPB - видео содержит ключевой кадр, а степень сжатия указана как SF, F и N (Super fine, fine, normal).

Вот основные сочетания:

  • 4096×2160 (C4K) / 24p / IPB (до 237 Mbps)
  • 3840×2160 (4K) / 30p, 25p, 24p / IPB (до 102 Mbps)
  • 1920×1080 (FHD) / 30p, 25p, 24p / ALL-I (A-I), IPB (SF, F, N)
  • 1920×1080 (FHD) / 60p, 50p / IPB (SF, F, N)
  • 1280×720 (HD) / 60p, 50p, 30p, 25p, 24p / ALL-I (A-I), IPB (SF, F, N)

Причём надо учитывать, что частота кадров указана не совсем точно:

  • 60p - 59,94 к/с
  • 30p - 29,97 к/с
  • 4К 24p - 23,98 к/с
  • C4K 24p - 24 к/с

Режимы и зона АФ устанавливаются отдельно от режимов для фотографии, поэтому очень удобно переключаться на съёмку видео без дополнительной работы в меню.

Стабилизация изображения позволяет снимать видео с очень плавным движением камеры без использования стедикама. Хотя, конечно, стабилизатор не заменит профессионального оборудования.

В режиме съёмки видео можно воспользоваться двумя типами стабилизации - сдвигом матрицы либо сдвигом матрицы плюс программный метод. Мы использовали только сдвиг матрицы совместно с объективом 12-100 мм f/4.

Камера оснащена разъёмами для внешнего микрофона и наушников, что позволяет работать со звуком.

Практика съёмки


1/40, f/4,0, ISO 1600, @18mm

Камера получила большое количество очень интересных и даже уникальных возможностей.

Как уже писали выше, механический затвор позволяет снимать до 15 к/с, а электронный - до 60 к/с.

Для того чтобы раскрыть возможности серийной съёмки, вам нужно использовать карты с интерфейсом UHS-II. Для данного теста мы использовали карты Delkin.

E-M1 Mark II позволяет делать брекетинг по множеству параметров, включая брекетинг по фокусу. В этом режиме при каждом кадре смещается фокус (степень смещения можно выставить в меню) - и вы получаете серию кадров с разным фокусом.

Помимо этого, можно включить режим Focus Stacking, и камера автоматически совместит кадры с брекетингом по фокусу. Эта функция работает не со всеми объективами.

Olympus OM-D E-M1 Mark II получила режим Hi-Res («Супер-HD»), в котором камера делает снимок с разрешением 50 Мп за счёт съёмки 8 кадров с микросдвигом матрицы. Как вы понимаете, эта функция подходит только для съёмки неподвижных объектов. Самое важное, что в данном режиме можно сохранить данные в формат RAW. Но у данного режима есть и ограничения: максимальное ISO - 1600, диафрагма - f/8.

Режим Live Composite позволяет увидеть прямо на экране камеры изображение, формируемое длинной выдержкой. Например, работая со световой кистью , вы можете видеть результат, не прекращая экспонирования.

Выводы


1/400, f/5,6, ISO 200, @18mm, коррекция теней и светов

Компания Olympus выпустила очень сильную камеру. У неё хорошо продуманная эргономика, она удобно лежит в руке, а по глубине хвата E-M1 Mark II не уступает зеркальным камерам.

Стабилизация позволяет снимать фото без смаза и видео без дрожания при недостаточном освещении. Выигрыш до 5,5 (а с PRO-оптикой и до 6,5) ступени - это серьёзное конкурентное преимущество для фотографа.

Сочетания цепкого автофокуса и скоростной съёмки до 18 к/с с трекингом объекта позволяют снимать самые динамичные сюжеты. А при необходимости можно включить максимальные 60 к/с и с фокусом по первому кадру.

E-M1 Mark II получила широкие возможности по видеосъёмке, что вкупе с прекрасной стабилизацией должно привлечь внимание операторов.

Olympus OM-D E-M1 первого поколения был и остаётся прекрасным фотоаппаратом, но его возможности в режиме видео довольно ограничены, тогда как его прямой конкурент, Panasonic DMC-GH4, напротив, является одной из лучших фотокамер для видеосъёмки. В новинке, Olympus OM-D Е-M1 Mark II, это явно учли.

Второе поколение флагманского семейства уже способно снимать видео 4K, FullHD-видео с битрейтом 200 Мбит/с в режиме ALL-Intra (все кадры являются ключевыми), а также видео в режиме 1080/60p. Кроме того, было увеличено количество встроенных в матрицу фазовых датчиков фокусировки, улучшена работа встроенного 5-осного оптического стабилизатора, скорость серийной съёмки с механическим затвором составляет невероятные 15 кадров/с, что соизмеримо с флагманскими репортажными зеркалками. Габариты устройства были немного изменены, что положительно сказалось на удобстве работы, а также позволило установить более ёмкий аккумулятор. В общем, обновление значительное, но и цена новинки внушительная.

Технические характеристики

Тип камеры Беззеркальная камера со сменными объективами
Матрица 4/3 дюйма, МОП
Эффективные пиксели 20,4
Всего пикселей 21,8
Фильтр нижних частот Есть
Байонет объектива micro 4/3
Процессор TruePic VIII
Размеры фотокадра 5184×3888
Формат фотоснимка RAW 12 бит, JPEG (EXIF 2.3, DCF)
Размер видеокадра 4096×2160 (C4K) 24p
3840×2160 (4K) 24p
1920×1080 50p/60p/30p/25p/24p
1280×720 50p/60p/30p/25p/24p
640×480 30p
Формат видеофайлов MOV(MPEG‑4AVC/H.264), AVI(Motion JPEG)
Чувствительность ISO 64-25 600 с шагом 1/3 или 1 EV
Диапазон выдержек Механический затвор: 1/8000 – 60 сек (шагом в 1/3, 1/2, 1 EV)
Электронный затвор: 1/32000 – 60 сек
Режимы замера экспозиции ESP экспозамер, точечный экспозамер, центрально-взвешенный экспозамер, светлая зона, тень
Коррекция экспозиции +/- 5 EV (1, 1/2, 1/3 ступеней)
Вспышка Нет
Видоискатель Электронный видоискатель с разрешением 2 360 тыс. точек
Дисплей Поворотный сенсорный 3,0-дюмовый дисплей с разрешением 1037 тыс. точек
Носитель данных SDHC, SDXC, UHS-I и UHS-II (1 слот)
Разъёмы HDMI, USB Type C, разъёмы подключения наушников, микрофона, проводного пульта ДУ
Дополнительно Wi-Fi 802.11b/g/n 2.4 ГГц
Питание Литий-ионный аккумулятор BLH‑1 12,8 Вт*ч
Габариты, мм 134,1 x 90,9 x 68,9 мм (без выступающих частей)
Вес, г 574 г (вкл. батарею и карту памяти)
498 г (только корпус)

Внешний вид

На первый взгляд второе поколение OM-D E-M1 практически не отличается от предшествующей модели, но на самом деле отличий довольно много. Для начала, дисплей теперь не наклонный, а поворотный, поэтому при транспортировке его можно перевернуть ЖК-матрицей к камере, да и вообще, свобода действий теперь больше. Также изменились габариты и вес – корпус чуть уменьшился по ширине, но при этом выше и толще, а также прибавил 77 грамм. Но всё равно среди прямых конкурентов он не самый тяжёлый, ведь Panasonic DMC-GH5 весит 725 грамм, что уже соизмеримо с зеркалками.





Также отличия есть и на боковых панелях, хотя под заглушками и дверцами их не видно. На правой боковой поверхности появился порт подключения пульта дистанционного управления, а также дополнительный слот установки карты памяти. К слову, один из слотов поддерживает карты памяти SDXC UHS-II. На левой боковой поверхности исчезла надпись AV-out, что и неудивительно, ведь этот архаизм уже мало кем используется. Кроме того, на левой боковой поверхности появился разъём подключения наушников. Качество сборки великолепное, что и не удивительно, ведь Olympus OM-D E-M1 Mark II – это флагман. Впрочем, у всех беззеркалок Olympus качество сборки радует.

Спереди кроме байонета находится светодиод подсветки автофокуса, разъём X-синхронизации, а также пара программируемых клавиш.

Сзади над наклонным дисплеем установлены видоискатель, клавиша вывода информации о настройках и клавиша блокировки АЭ/АФ, дополненная рычагом выбора режима работы дисков управления. Правее дисплея находятся следующие клавиши: выбора точки фокусировки, смены режима отображения информации, навигации в меню, ввода, входа в основное меню, удаления и перехода в режим просмотра.



Сверху по центру находится «горячий башмак» с парой микрофонов по бокам. На левом краю установлены горячие клавиши выбора режима работы автофокуса/экспозамера и выбора режима протяжки/настройки режима HDR. Тут же находится и рычажок питания. В правой части верхней панели установлены селектор режимов съёмки, который дополнен клавишей замка по центру, тыльный диск управления, лицевой диск управления с клавишей спуска затвора по центру, а также клавиши видеозаписи и настройки светлых и тёмных участков. Примечательно то, что большинство клавиш и дисков управления являются программируемыми, причём для режимов фото и видео функции назначаются раздельно, что весьма удобно. В нижней части корпуса также ничего нового – тут только крышка отсека аккумулятора, разъём установки на штатив, а также контактная группа подключения батарейной ручки.



Слева под тремя раздельными резиновым заглушками скрыты разъёмы подключения микрофона, наушников, а также кабелей HDMI и USB Type C. На правой боковой поверхности находится крышка пары отсеков установки карт памяти, а также резиновая заглушка разъёма подключения проводного пульта дистанционного управления.

Дисплей, видоискатель и пользовательский интерфейс

Видоискатель камеры, а точнее резиновый наглазник, довольно удобный несмотря на то, что резиновая смесь довольно твёрдая. Разрешение видоискателя такое же, как и у предшественника – 2 360 тыс. точек. Вроде бы и хорошо, но ведь у главного конкурента в лице Panasonic Lumix DMC-GH5 разрешение видоискателя составляет 3 680 тыс. точек.

С 3-дюймовым дисплеем ситуация аналогичная – разрешение прежнее, всего 1037 тыс. точек, тогда как у Panasonic DMC-GH5 разрешение дисплея 1 620 тыс. точек, да ещё и размер на 0,2 дюйма больше. Но в остальном к дисплею особо не придерёшься – наклонную конструкцию сменила поворотная, углы обзора большие, яркость дисплея более чем достаточная, цветопередача хорошая.

Управление при помощи сенсорного слоя у камер Olympus никогда не было сильной стороной, и тестируемая камера исключением не стала. Конечно, теперь передвигая палец по дисплею можно выбирать точку фокусировки при визировании через видоискатель (дисплей при этом отключается), но подобная функция есть даже в бюджетных зеркалках. В остальном все по-прежнему – сенсорный ввод используется фактически только для выбора точки фокусировки, пролистывания и увеличения фото, причём поддерживается одновременно только одно касание, поэтому ни о каком масштабировании двумя пальцами и речи быть не может.

Пользовательский интерфейс в целом узнаваем, но небольшие отличия всё же есть. Например, в корне основного меню появилась отдельная вкладка для режима видеосъёмки, в котором настроек, относительно предшественника, стало значительно больше. Кроме того, в меню пользовательских настроек была реорганизована группировка параметров. Для более детального ознакомления с меню ниже приведёт ряд снимков экрана камеры.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Особенности и дополнительные функции

Один из интересных режимов – это съёмка со сверхвысоким разрешением, которая объединяет несколько снимков в один с разрешением 50 либо 25 Мп, причём возможна съёмка не только в JPEG, но и в RAW. В случае выбора съёмки RAW+JPEG снимок сохраняется сразу в трёх файлах – в JPEG и RAW со сверхвысоким разрешением, а также в RAW с обычным разрешением. Из недостатков режима стоит отметить необходимость использования штатива, а также невозможность использования оптического стабилизатора. Разумеется, подходит данный режимы только для съёмки статичных объектов.

Пример снимка со сверхвысоким разрешением

В камере предусмотрена съёмка со скоростью 60 кадров в секунду с возможностью сохранения в RAW, что дорогого стоит. И это не какое-то уменьшенное изображение, а съёмка с полным разрешением. Вот только затвор в данном режиме электронный, что может привести к проявлению эффекта rolling shutter (искажение при съёмке быстро движущихся объектов). Длительность серии фактически ограничена ёмкостью буфера, но его ёмкость столь велика, что позволяет сохранить 48 кадров независимо от используемого формата.

Ещё одна интересная особенность – это предварительная съёмка при половинном нажатии клавиши спуска затвора. В настройках данной функции предусмотрен выбор количества кадров предварительной съёмки (до 14), а также скорости серийной съёмки (от 15 до 60). Недостаток у режима лишь один – работает он только при срабатывании электронного затвора, о недостатках которого сказано чуть выше.

WiFi-модуль в камере есть, а вот NFC – нет. Выглядит это как минимум странно в камере приблизительно за $2000. Но отчаивается не стоит, ведь быстрая и удобная настройка беспроводного подключения в камерах Olympus реализована через QR-код. Для начала работы достаточно активировать WiFi в камере (для этого предназначена виртуальная кнопка в главном окне) и запустить на смартфоне автоматическую настройку соединения с камерой в приложении Olympus Share, которое считывает QR-код и производит автоматическое подключение. Запуск WiFi модуля занимает порядка 6 секунд, соединение со смартфоном – около 12 секунд. В общем, быстро и удобно, но отсутствие NFC, который имеется даже в некоторых бюджетных зеркалках, – это существенный недостаток. Также из минусов стоит отметить то, что при удалённом управлении в режиме видеозаписи поддерживается только формат MOV и разрешение FullHD. Переключение между режимами установки экспопары осуществляется при помощи смартфона. Также возможна настройка коррекции экспозиции, раскрытия диафрагмы, установка выдержки и уровня чувствительности, выбор настройки баланса белого и режима протяжки. При удалённом просмотре отснятого материала с камеры запись фото на носитель смартфона не производится, но при желании импортировать фото можно. Кроме того, при удалённом управлении возможна запись гео-тегов в EXIF-данные снимков (в случае если смартфон/планшет оборудован модулем GPS).

Ещё одна интересная функция камеры – это брекетинг автофокуса. Данная функция позволяет отснять до 999 кадров с разным положением фокуса (предусмотрена регулировка шага фокусировки) и возможностью автоматического складывания снимков по завершению съёмки, что позволяет получить снимки с огромной глубиной резкости. Это не уникальная особенность конкретной камеры, ведь она свойственна многим беззеркалкам Olympus, но тем не менее любители предметной съёмки должны её оценить.

Камера в работе

Камера может похвастаться чрезвычайно шустрой серийной съёмкой с механическим затвором. Внушительные 15 кадров в секунду впечатлят кого угодно, ведь это уже результат соизмеримый с флагманскими репортажными зеркалками. Вот только в отличие от полнокадровых тяжёлых зеркалок звук срабатывания затвора значительно тише, да и зеркало не лязгает, ведь его попросту нет. Впрочем, ближайшие конкуренты не сильно отстают. Например, Panasonic DMC-GH5 способен отснять серию со скоростью до 12 кадров/с, а Fujifilm X-T2 – вовсе 14 кадров в секунду.

Примечательно, что на практике даже при отключении всех обработок изображения и стабилизации получить скорость 15 кадров в секунду так и не удалось. При съёмке в JPEG и RAW по отдельности скорость не превышала 14,3 кадра/с, а при использовании RAW+JPEG скорость проседала до 12,9 кадров в секунду. При использовании карты памяти Kingston SDXC UHS-I Class 3 (скорость записи до 80 МБ/с) удалось получить серии длительностью 64 кадра при съёмке в RAW и JPEG по отдельности и 48 кадров при совместном использовании данных форматов. Производителем же заявлено, что при использовании карты памяти TOSHIBA SDHC UHS-II R95 W90 EXCERIA при серийной съёмке без падения скорости возможна запись 84 кадров в RAW и 117 в JPEG (со средним качеством сжатия).

Автофокус камеры был существенно доработан. Фазовые датчики в матрице были и прежде, но в случае Olympus OM-D E-M1 был только 81 фазовый датчик фокусировки, то в случае тестируемой камеры их уже 121, причём все датчики крестового типа. Выбор зоны фокусировки может осуществляться как при помощи клавиш навигации, так и при помощи сенсорного дисплея, причём даже при визировании через видоискатель. Доступны следующие режимы: автоматический выбор зоны, однозонный режим и групповая фокусировка (5 или 9 зон). Разумеется, предусмотрен и режим приоритета лиц, причём с возможностью выбора приоритета левого или правого глаза фотографируемого. Режимы работы автофокуса также вполне стандартны: ручной, однократный, следящий, а также однократный и следящий режимы с функцией ручной подстройки. Отдельно стоит отметить разве что режим предварительной настройки фокуса с указанием значения расстояния. В режиме ручной фокусировки из помощников доступны увеличение зоны фокусировки (3, 5, 7, 10 и 14 крат), а также функция подсветки граней резкости или же «пикинга».

Тестирование скорости фокусировки производилось в паре с отличным объективом Olympus M.ZUIKO DIGITAL 12-40 mm 1:2.8 PRO. Данный объектив позволяет осуществлять ручную фокусировку как при электронной связи с оптической системой, так и при механической (для перехода в «механический» режим необходимо потянуть кольцо фокусировки ближе к основанию объектива). Но нас больше интересует как данный объектив работает в содружестве с тестируемой камерой. По нашей стандартной методике при ЭФР 50 мм камера смогла навестись на объект по центральной зоне за 0,1 секунду, а это отличный показатель.

Впрочем, важна не только скорость фокусировки, но и чувствительность автофокуса. И тут, судя по заявленным характеристикам, тестируемая камера здорово уступает Panasonic DMC-GH5, который способен сфокусироваться при освещённости -4 EV, тогда как подопытному при тестировании по стандарту CIPA требуется -2 EV. При тестировании по нашей методике камера смогла сфокусироваться при освещённости 0,46 лк, что как раз и соответствует заявленному значению -2 EV. К сожалению, на практике это ощущается, поэтому при вечерних и ночных съёмках нужно быть готовым к тому, что при отсутствии в кадре ярких источников света автофокус будет справляться не всегда.

Разумеется, камера поддерживает все режимы установки экпопары (PASM), но каких-то экстраординарных режимов, как в случае камер Pentax тут нет. Зато кроме трёх привычных режимов экспозамера доступны специальные режимы «зона света» и «зона тени», которые позволяют снимать в автоматическом режиме светлые объекты на светлом фоне и тёмные объекты на тёмном фоне. Коррекция экспозиции осуществляется в стандартном для своего класса диапазоне от -5 до +5 ступеней с шагом в 1/3 EV. В настройках брекетинга экспозиции предусмотрена съёмка 2, 3, 5 (с шагом 0,3…1 EV) и 7 кадров (с шагом 0,3…0,7 EV). Кроме того, возможна съёмка в режиме HDR по 3, 5 и 7 снимков с шагом 2 или 3 ступени.

Также предусмотрена функция раздельного управления светлыми тонами и тенями. Для выбора данной функции даже предусмотрена отдельная клавиша (при необходимости её можно перепрограммировать). Данная функция чрезвычайно удобна при съёмке в формате JPEG, который оставляет мало возможностей для последующей обработки. В целом, работа автоматической экспозиции оставила приятные впечатления. Независимо от типа освещения, наличия в кадре объектов с существенно отличающейся яркостью автоматика прекрасно справлялась со своей задачей. И даже при съёмке в сумерках, при всё ещё светлом небе на горизонте, камера не подвела – коррекция если и требовалась, то в небольших пределах. В лабораторных условиях при освещении лампами дневного света с цветовой температурой 5 500 K ошибка экспозамера оказалась вовсе мизерной – всего -0,05 EV. Конечно, это не рекордный результат, но заметить данную ошибку при визуальной оценке сложно даже при сравнении с эталоном и наличии качественного монитора.

Настройки баланса белого вполне стандарты для камер Olympus. Предусмотрена возможность выбора предварительной настройки (солнечно, облачно, тень, лампа накаливания, флуоресцентная лампа, подводная съёмка, вспышка), возможность ручного выбора цветовой температуры в диапазоне 2 000…14 000 K, а также автоматический и ручной режим, причём для последнего предусмотрено 4 контейнера для хранения настроек. Автоматика работает очень точно при любом типе освещения. По умолчанию автоматика неплохо справляется даже с лампами накаливания, убирая излишнюю желтизну, но при необходимости в настройках можно выбрать режим съёмки с сохранением тёплых оттенков. Впрочем, учитывая поддержку быстрых карт SDXC UHS-II и сравнительно небольшой размер RAW- файлов (от 16 до 23 МБ), настройка баланса белого может отойти на второй план, ведь при проявке RAW корректность автоматического определения баланса белого не столь важна как при съёмке в JPEG и при съёмке видео.

Шумы

Кроп-фактор 2х у систем micro 4/3 не может не сказаться на шумности изображения при использовании высоких значений чувствительности, поэтому производитель разумно ограничил максимальный уровень ISO значением 25 600. Минимальное значение чувствительности в стандартном диапазоне – ISO 200, расширенный диапазон также включает значение ISO 64.

нажмите на миниатюры для просмотра полного размера




При числовом представлении уровня шума для сравнения был взят беззеркальный фотоаппарат Canon EOS M5 c матрицей APS-C, которая немного крупнее micro 4/3. На сравнительной диаграмме можем видеть, что при съёмке в RAW Canon EOS M5 имеет незначительное преимущество над тестируемой камерой только при значениях чувствительности ISO 12 800-25 600, которые в случае обеих камер сложно назвать рабочими. С JPEG ситуация несколько иная. Несмотря на отключенное шумоподавление, все производители немного хитрят и производят скрытое шумоподавление. К счастью, в случае Olympus OM-D E-M1 Mark II активность шумоподавления нарастает постепенно по мере увеличения уровня чувствительности, а при низких значениях ISO отличие между RAW и JPEG вовсе мизерно. К сожалению, при максимальном уровне чувствительности скрытое шумоподавление при съёмке в JPEG уж слишком активно.

* – значение ISO 100 для Olympus OM- D E- M1 Mark II соответствует значению ISO 64

Стабилизация

В камере имеется встроенный 5-осный стабилизатор с заявленной эффективностью 5,5 EV при тестировании по методике CIPA. На данный момент это лучший заявленный результат. В качестве оппонента был взять фотоаппарат зеркального типа Pentax KP, который также оборудован 5-осным стабилизатором, но с заявленной эффективностью 5 EV. Как видно на сравнительной диаграмме, стабилизатор тестируемой камеры лишь немного эффективнее стабилизатора оппонента. Впрочем, отличие эффективности в пол ступени большего преимущества дать и не могло. Но в любом случае эффективность стабилизатора очень высокая. Если приноровиться и при съёмке задерживать дыхание, то на выдержке в 1/2 секунды можно получить половину кадров без смазывания, но наша методика подразумевает обычное использование, без использования спецсредств и техник съёмки.

Вспышка

Встроенной вспышки у камеры нет, потому как для профессиональных целей её ценность практически нулевая. «Горячий башмак» и порт X-синхронизации, напротив, имеются. Последний, конечно, устарел, но в профессиональной технике его наличие положено. В быстром меню из настроек вспышки доступен выбор режима срабатывания, коррекция в пределах от -3 до +3 ступеней с шагом в 1/3 EV, также предусмотрена и функция делителя мощности в переделах 1/1,3…1/64. В основном меню возможно изменение верхней и нижней границы выдержки синхронизации, а также настройка баланса белого при использовании вспышки.

Примеры фото

Режим видеозаписи

В режиме видеосъёмки камера Olympus OM-D E-M1 не просто проиграла, а была разбита в пух и прах главным конкурентом в лице Panasonic Lumix DMC-GH4. Её предел возможностей – это запись роликов в формате 1080/30p, тогда как конкурент умеет записывать 4K-видео, а также видео в режиме 1080/60p, да и возможностей настройки и контроля в режиме видео больше. В новинке учли катастрофическое отставание от конкурента и добавили режимы 1080/60p, 1080/25p ALL-Intra с битрейтом потока 200 МБ/с, а также режим 2160/25p (видео в режиме 4K и C4K) с битрейтом потока 100 МБ/с. Кроме того, появился порт подключения наушников, существенно увеличено количество настроек изображения и звука в режиме видеозаписи. К сожалению, «зебра» так и не появилась. При любом установленном разрешении представление цвета 8 бит, а цветовая субдискретизация 4:2:0. При выводе сигнала на HDMI цветовая субдискретизация 4:2:2, но цветовое представление все так же 8 бит.

Стабилизация в режиме видео работает в двух режимах – цифровая + сдвиг матрицы, а также только сдвиг матрицы. Стабилизация в первом режиме наиболее эффективная – даже при обычной ходьбе и съёмке с рук, без использования специальных средств и техник стабилизации, изображение не летает из стороны в сторону. Но, не стоит забывать, что электронная стабилизация немного съедает угол обзора.

стабилизация отключена

активирована стабилизация путём сдвига матрицы

активирована стабилизация в режиме электронная+сдвиг матрицы

В ручном режиме фокусировки, как и в режиме фотосъёмки, поддерживается функция увеличения зоны фокусировки, а также режим подсветки граней резкости. Кроме того, не стоит забывать о том, что в комплектном объективе предусмотрена возможность перехода в режим управления фокусировкой с механической, а не электрической связью кольца управления и оптической системы, что здорово облегчает ручное управление. При автоматической фокусировке и достаточном освещении автофокус работает почти безупречно, но при недостатке освещения начинает сказываться не самая высокая чувствительность автофокуса. Например, на тестовых видео, отснятых в сумерках, заметно, что автофокус иногда слишком долго ищет необходимое положение. В общем, камера в режиме видео была существенно улучшена относительно предшествующей модели, но до главного конкурента в данном режиме всё же пока не дотягивает. Но в любом случае, функция видео теперь не для галочки, а вполне полноценная.

пример 4K-видео

пример видео 1080/25p ALL-Intra

пример видео 1080/60p

Автономная работа

В камере установлен литий-ионный аккумулятор BLH-1 с заявленной ёмкостью 12,8 Вт*ч, тогда как в случае первого поколения Olympus OM-D E-M1 использовался аккумулятор BLN-1 ёмкостью 9 Вт*ч. Разумеется, отличается не только ёмкость, но и заявленная длительность автономной работы. При тестировании по методике CIPA тестируемая камера способна отснять 440 кадров, тогда как предшествующая – лишь 350. В случае Panasonic Lumix DMC-GH5 заявлено только 410 кадров. Так что формально – победа за Olympus OM-D E-M1 Mark II. На практике камера смогла отснять внушительные 820 кадров, из которых треть снимков было отснято в режиме быстрой серии.

Заключение

Если говорить о камере без оглядки на стоимость, то она хороша, а именно как фотоаппарат среди «кропнутых» беззеркалок непревзойдённая. В камере Olympus OM-D E-M1 Mark II широчайшие возможности настройки параметров фотосъёмки, чрезвычайно быстрая серийная съёмка с внушительной длительностью серий, предусмотрена возможность предварительной съёмки до нажатия клавиши спуска затвора, очень быстрый автофокус, точная работа экспозамера, самые богатые настройки съёмки с брекетингом экспозиции и съёмки в режиме HDR, да и о режиме брекетинга автофокуса забывать нельзя. Что до режима видео, то камера действительно стала на голову лучше предшественницы, но так и не смогла дотянуться до Panasonic Lumix DMC-GH5.

Минусы:
– отсутствие NFC;
– слабая реализация функций сенсорного управления;
– чувствительности автофокуса ниже, чем у главного конкурента;
– излишне активное скрытое шумоподавление при использовании формата JPEG
Плюсы:
– отличное качество сборки и материалов корпуса;
– множество органов управления;
– широкие возможности кастомизации управления;
– USB Type C;
– чрезвычайно быстрая серийная съёмка;
– очень быстрый автофокус;
– точная работа экспозамера даже в сложных условиях;
– поддержка видео C4K;
– наиболее длительная в классе автономная работа.

  • новый сенсор с разрешением 20 Мп;
  • скорость непрерывной съемки до 60 кадров/с;
  • гибридный (фазовый и контрастный) автофокус со 121 датчиком перекрестного типа;
  • пятиосевая стабилизация с эффективностью до 5,5 ступеней по длительности экспозиции;
  • яркий трехдюймовый сенсорный дисплей, который можно установить в любой плоскости и развернуть к себе для съемки селфи;
  • возможность изменить назначение всех кнопок управления;
  • режим Pro Capture с записью последних 35 кадров, предшествующих окончательному нажатию на кнопку спуска затвора;
  • съемка со сверхвысоким разрешением (до 80 Мп) посредством многократного экспонирования со сдвигом сенсора;
  • брэкетинг зоны резкости (фокус-шифт);
  • съемка видео в стандарте C4K (4096×2160) с видеопотоком до 237 Мбит/с
  • защита от пыли и влаги.

Olympus OM-D E-M1 Mark II пришла на смену успешной предшествующей модели Olympus OM-D E-M1, и ее с нетерпением ждали поклонники системы. Мы давно собирались оценить, как покажет себя новинка в тестовой лаборатории и в ходе практической съемки. Сегодня этот момент, наконец, настал.

В момент своего выхода в свет Olympus OM-D E-M1 Mark II стала, пожалуй, технологически одной из самых передовых цифровых беззеркальных камер. В ней производитель по максимуму реализовал инженерные возможности последних лет. О скорострельности, возможностях серийной съемки и эффективности стабилизации пошли легенды. Начнем с чисел и терминов.

Технические характеристики

Модель Olympus OM-D E-M1 Mark II
Байонет 4/3, или Micro Four Thirds
Сенсор 4/3″ КМОП (CMOS)* 17,3×13 мм
Разрешение сенсора 20 Мп (5184×3888)
Процессор TruePic VIII
Формат записи фотоснимков JPEG (Exif 2.3), RAW (12-битный ORF)
Форматы записи видео C4K: 4096×2160 при 24p потоком 237 Мбит/с; 4K: 3840×2160 при 30/25/24p потоком 102 Мбит/с;
Full HD: 1920×1080 при 60/50/30/25/24p; HD: 1280×720 при 60/50/30/25/24p; 640×480 при 30p
Художественные фильтры поп-арт, софт-фокус, мягкий свет, светлая тональность, зернистая пленка, пинхол, диорама, кросс-процесс, усиленная тональность, нежная сепия, контурная резкость, акварель, винтаж, частичный цвет, предотвращение отбеливания цветов
Цветовые пространства sRGB (sYCC); Adobe RGB
Баланс белого авто, пользовательские установки (4), прямая установка цветовой температуры (2000—14000 K), предварительные установки (солнечный свет, тень, пасмурно, люминесцентная лампа, лампа накаливания, под водой, вспышка)
Автофокусировка гибридная (комбинированная) фазовая и контрастная, 121 крестообразный датчик
Режимы фокусировки S-AF (покадровая), C-AF (непрерывная), C-AF-Tr (непрерывная следящая), ручная
Автоэкспонометрия 324-зонная TTL; многосегментная, центровзвешенная, точечная, по самой светлой области, по самой темной области
Экспокоррекция ±5 EV с шагом в 1, ½, ⅓ EV
Автобрекетинг по экспозиции (2/3/5 кадров с шагом в 1, ⅔, ⅓ EV),
по ISO (3 кадра с шагом в ⅓, ½, 1 EV),
по балансу белого (3 кадра с шагом 2, 4, 6 майред)
Эквивалентная светочувствительность авто (ISO 200—6400), ISO 200—25600 с шагом ⅓ или 1 EV
Затвор шторно-щелевой вертикального хода с электронным управлением
Скорость затвора механический затвор : 60-1/8000 с; электронный затвор: 60-1/32000 с
Выдержка X-синхронизации 1/250 с и 1/8000 с (Super FP)
Автоспуск 12 c; 2 с; пользовательское значение
Скорость съемки серией (емкость буфера) H : 15 кадров/с (до 84 RAW, до 117 JPG); L : 10 кадров/с (до 148 RAW, JPG без ограничений);
Тихий режим H : 60 кадров/с (до 48 RAW, до 48 JPG); Тихий режим L : 18 кадров/с (до 77 RAW, до 105 JPG);
Pro Capture : 60 кадров/с; Pro Capture L : 18 кадров/с
Стабилизация изображения за счет сдвига матрицы с компенсацией по 5 осям; эффективность до 5,5 ступеней EV
Видоискатель OLED 0,5″, 2,36 млн точек, охват ≈100%, вынос окуляра на 21 мм, коррекция от −4 до +2 дптр, увеличение 1,48× при эквивалентном фокусном расстоянии 50 мм при фокусировке на бесконечность и коррекции −1,0 дптр
Дисплей 3″ откидной и поворотный, сенсорный, с разрешением 1 037 000 пикселей, охват ≈100%
Режимы вспышки авто, медленная синхронизация, синхронизация по передней шторке, синхронизация по задней шторке, подавление эффекта «красных глаз», заполняющая вспышка
Интерфейсы USB 3.0, HDMI (Type D), вход микрофона, выход на наушники, «горячий башмак», синхроконтакт
Беспроводная связь Wi-Fi (IEEE 802/11b/g/n)
Карты памяти два слота для SD/SDHC/SDXC (первый совместим с UHS-II)
Батарея литий-ионный аккумулятор BLH-1; 440 кадров (по CIPA); 90 минут видео
Размеры 134×91×69 мм
Вес (с батареей и картой памяти) 574 г

* КМОП — комплементарные структуры «металлоксид—полупроводник» (CMOS , Complementary Metal Oxide Semiconductor).

Конструкция и дизайн

Общий план компоновки камеры наследует лучшие приобретения фотопроизводителей: комфортная ручка для удержания аппарата, оправданное эргономикой расположение основных органов управления, удобство и легкость в повседневном использовании с минимальными вариациями «на тему», к которым несложно адаптироваться, если переходить с другой фотосистемы.

Спереди наша испытуемая имеет привычный вид, аналогичный другим камерам производителя и моделям других систем. Справа от байонета расположена кнопка разблокировки объектива, а слева — кнопки баланса белого и контроля глубины резкости. Сзади доминирующим компонентом, безусловно, является сенсорный дисплей высокого разрешения. Слева и сверху от него расположены вспомогательные органы управления: навипад и функциональные кнопки. Окуляр видоискателя снабжен наглазником удачной конструкции.
При взгляде сверху очевидно, что производитель выработал собственный стиль оформления колес, селекторов и кнопок управления. Все организовано правильно, ожидаемо и привычно для пользователей беззеркальной системы Olympus. Снизу, как это было и ранее, главными конструктивными узлами остались люк для аккумуляторной батареи, закрытая резиновой заглушкой контактная площадка для вертикальной ручки, а также резьба для установки камеры на штативе.
Слева помещаются закрытые заглушками отсеки для проводных интерфейсов камеры. Заглушки плотно прилегают к кайме соответствующих отсеков и обеспечивают герметичность. Справа расположен люк отсека со слотами для карт памяти и под отдельной заглушкой — гнездо для подключения внешнего источника питания.
Слева расположены дополнительные селекторы режимов съемки и выключатель питания. Главный селектор режимов съемки расположен на привычном месте (там где его обычно находят владельцы всех системных камер). Переднее и заднее колеса установки параметров расположены на правильных местах.
Пластмассовый люк, расположенный справа, скрывает два слота для карт памяти SD/SDHC/SDXC, первый из которых (верхний) поддерживает работу по высокоскоростному стандарту UHS-II. Плотность прилегания крышки отсека напоминает о защите камеры от проникновения внутрь пыли и влаги. Справа под эластичными полимерными заглушками скрываются разъемы проводных интерфейсов: HDMI, USB 3.0, вход для микрофона и выход на наушники.
Дисплей можно установить в любой требуемой плоскости. Развернув экран к себе, можно снимать селфи.
Слот для аккумуляторной батареи расположен снизу. В принципе, он не должен перекрываться контактной площадкой штатива и позволяет заменять источник питания без необходимости демонтажа штативного крепления. Камера защищена от проникновения внутрь пыли и влаги. Красным выделены узлы герметизации.

Сенсор

Как и в других моделях производителя, в Olympus OM-D E-M1 Mark II использована матрица типоразмера 4/3 (Micro Four Thirds), но с более высоким показателем «счетчика мегапикселей», чем ранее:

  • разрешение — 20 Мп;
  • размер по диагонали — 21,64 мм;
  • шаг пикселей — 3,32 мкм;
  • площадь светоприемной ячейки — 11,02 мкм²;
  • плотность расположения пикселей — 9,06 Мп/см².


Согласно проверенным слухам, в камере используется сенсор IMX-270 производства Sony.

Однако на момент выхода Olympus OM-D E-M1 Mark II в свет Sony не реализовала на рынке сенсоров 4/3″ со встроенными гибридными (фазовыми и контрастными) датчиками автофокусировки. Скорее всего, сенсор был создан инженерами Olympus и только изготавливается на заводах Sony.

Процессор

«Мозгом» камеры является новый процессор TruePic VIII. Он представляет собой два корпуса с четырехъядерными микропроцессорами (всего 8 ядер). Именно благодаря высокой вычислительной мощности этого «мозга» разработчикам удалось довести скорость серийной съемки до 60 кадров/с и получить возможность использования других цифровых функций камеры — фокус-шифта и съемки в сверхвысоком разрешении.


Автофокус

По сравнению с предшественницей, наша подопечная приобрела значительно больше автофокусных датчиков (121), причем теперь они располагаются на более значительной площади кадра, а не группируются вокруг центра, как ранее.


Автоматическая фокусировка доступна в трех режимах: однокадровая (S-AF), непрерывная (C-AF) и непрерывная следящая (C-AF Tr). В последнем случае после выбора зоны автомат производит отслеживание ее положения в поле кадра, удерживая нужный объект в зоне резкости.

Стабилизация

В камере реализована пятиосевая система стабилизации изображения, основанная на перемещениях сенсора. По утверждению производителя, эффективность ее работы позволяет фотографу получить выигрыш до 5,5 ступеней по длительности выдержки при съемке с рук без «смаза» изображения.


Pro Capture

Возможность использования этого нового режима фотосъемки предоставляет улучшенный микропроцессор TruePic VIII. При активации Pro Capture камера использует только электронный затвор и обеспечивает максимальную скорострельность 60 кадров в секунду. На практике это выглядит так: застав сюжет в интересном развитии, фотограф до половины наживает кнопку спуска затвора. Камера, настроив предварительно экспозиционные параметры и сфокусировавшись на выбранном объекте, начинает съемку. Но кадры не записываются на карту памяти, а сохраняются во внутреннем буфере системы. Когда же будет произведено нажатие на заветную кнопку до конца, последние 35 кадров, предшествующие этому нажатию, будут сброшены из буфера на носитель.


Таким образом можно, строго говоря, вернуть к жизни любое интересное мгновение, которое было бы наверняка упущено, не обладай Olympus OM-D E-M1 Mark II подобной функцией.

Меню

Блоки опций собраны в группы: фотосъемка 1/2, съемка видео, просмотр, пользовательское меню и настройки. Далее следует ветвление меню до второго, а иногда — третьего, четвертого (и далее) порядков вложения. Каждый пункт снабжен разъяснением-подсказкой. Мы не станем подробно описывать устройство и работу с меню, так как это выходит за рамки нашего материала и, кроме того, весьма подробно описано в руководстве пользователя (его можно ). Приведем лишь наиболее важные скриншоты.

Оптика


Всего система насчитывает более двух десятков инструментов, в том числе девять в серии Pro. Из этого арсенала несложно подобрать все, что потребуется, даже макрообъектив, «рыбий глаз» или сверхдлиннофокусный 300mm А4 со встроенным оптическим стабилизатором (эквивалент 600 мм).

Конкуренты

Модель Olympus
OM-D E-M1 Mark II
Olympus
OM-D E-M1
Panasonic Lumix
DC-GH5S
Panasonic Lumix
DC-G9
Дата анонса 19 сентября 2016 г. 10 сентября 2013 г. 8 января 2018 г. 8 ноября 2017 г.
Корпус металл металл металл металл
Защита от пыли и влаги есть есть есть есть
Сенсор (мм) КМОП 4/3 (17,3×13) КМОП 4/3 (17,3×13) КМОП 4/3 (17,3×13) КМОП 4/3 (17,3×13)
Разрешение, Мп 20 16 10 20
Процессор TruePic VIII TruePic VII Venus Engine 10 Venus Engine 10
Эквивалентная светочувствительность (расширение) ISO 200-25600
(ISO 64)
ISO 100-25600 ISO 160-51200
(ISO 80-204800)
ISO 200-25600
(ISO 100-25600)
Стабилизация изображения 5,5 EV 4 EV нет 6,5 EV
Автофокус фазовый
и контрастный,
121 датчик
фазовый
и контрастный,
81 датчик

контрастный,
225 датчиков

контрастный,
225 датчиков
Дисплей 3″ TFT, 1,037 млн пикселей;
откидной и поворотный,
сенсорный
3″ TFT, 1,037 млн пикселей;
откидной,
сенсорный
3,2″ TFT, 1,62 млн пикселей;
откидной и поворотный,
сенсорный
3″ TFT, 1,04 млн пикселей;
откидной и поворотный,
сенсорный
Видоискатель 2,37 млн пикселей,
покрытие 100%,
увеличение 1,48×
2,37 млн пикселей,
покрытие 100%,
увеличение 1,48×
3,68 млн пикселей,
покрытие 100%,
увеличение 1,52×
3,68 млн пикселей,
покрытие 100%,
увеличение 1,66×
Диапазон выдержек, с МЗ 1: 60-1/8000;
ЭЗ 2: 60-1/32000
МЗ 1: 60-1/8000;
ЭЗ 2: 60-1/8000
МЗ 1: 60-1/8000;
ЭЗ 2: 60-1/16000
МЗ 1: 60-1/8000;
ЭЗ 2: 60-1/32000
Максимальная скорость съемки серией, кадров/с 60 10 12 20
Экспокомпенсация ±5 с шагом ⅓, ⅔, 1 EV ±5 с шагом ⅓, ½, 1 EV ±5 с шагом ⅓ EV ±5 с шагом ⅓ EV
Экспобрэкетинг ±5 (2, 3, 5, 7 кадров)
с шагом ⅓, ⅔, 1 EV
±5 (2, 3, 5, 7 кадров)
с шагом ⅓, ⅔, 1 EV
±3 (3, 5, 7 кадров)
с шагом ⅓, ⅔, 1 EV
±3 (3, 5, 7 кадров)
с шагом ⅓, ⅔, 1 EV
Съемка 4K-видео есть нет есть есть
Карты памяти два слота SD/SDHC/SDXC,
один с поддержкой UHS-II
один слот SD/SDHC/SDXC два слота SD/SDHC/SDXC
с поддержкой UHS-II
два слота SD/SDHC/SDXC
с поддержкой UHS-II
Связь с компьютером USB 3.0 USB 2.0 USB 3.1 USB 3.0
Вход микрофона есть есть есть есть
Выход на наушники есть нет есть есть
Беспроводные интерфейсы Wi-Fi Wi-Fi Wi-Fi,
Bluetooth
Wi-Fi,
Bluetooth
Приемник GPS нет нет нет нет
Беспроводное управление смартфон смартфон смартфон смартфон
Емкость батареи (снимков, по CIPA) 440 350 440 400
Размеры, мм 134×91×67 130×94×63 139×98×87 137×97×92
Вес с батареей и картой памяти, г 574 497 660 658
Цена в России

Виджет Яндекс Маркет

Виджет Яндекс Маркет

Виджет Яндекс Маркет

Виджет Яндекс Маркет

1 МЗ — механический затвор.
2 ЭЗ — электронный затвор.

Наиболее масштабные отличия Olympus OM-D E-M1 Mark II можно отметить, конечно же, в сравнении с предшественницей:

  • объем буфера для кадров в несжатом формате увеличился в 2 раза;
  • скорость сброса кадров на карту памяти возросла в 3 раза;
  • автофокусных зон стало в 1,5 раза больше;
  • разрешение видео стало выше в 4 раза;
  • внутрикамерная стабилизация стала эффективнее на 1,5 ступени экспозиции;
  • скорость непрерывной съемки при однократной фокусировке повысилась в 6 раз, а при непрерывной фокусировке — в 2 раза.

Конкуренты из стана Panasonic оснащаются помимо Wi-Fi еще и модулями Bluetooth и имеют более качественные электронные видоискатели. Оба слота для карт памяти в камерах Panasonic Lumix поддерживают носители стандарта UHS-II. Вместе с тем, оба аппарата тяжелее и крупнее, чем Olympus OM-D E-M1 Mark II.

Panasonic Lumix DC-GH5S позиционируется как инструмент выбора для съемки видео, и поэтому она сильно ограничена в разрешении сенсора (всего 10 Мп), но более значительные по размеру светоприемные ячейки позволяют ей использовать более высокие значения эквивалентной светочувствительности. Однако внутрикамерной стабилизации у этого аппарата нет.

Panasonic Lumix DC-G9, ориентированная преимущественно на фотосъемку, в эффективности работы стабилизатора выигрывает у нашей сегодняшней подопечной целую дополнительную ступень (6,5 EV против 5,5 EV), но такие показатели лучше проверять на практике, а не доверяться данным официальных спецификаций.

Лабораторные испытания

Стендовые исследования мы проводили в связке с объективом Olympus M.Zuiko Digital ED 25mm f/1.2 Pro.

Разрешение


В светлой сцене разрешение RAW-файла на низких значениях светочувствительности едва достигает 80%, что нельзя назвать высоким результатом, однако это наилучший результат среди протестированных режимов. При съемке в JPEG внутренняя программная обработка камеры функционирует очень хорошо и позволяет сохранить почти 75% исходных деталей вплоть до ISO 800 и около 70% вплоть до ISO 6400. В целом, в JPEG камера снимает достаточно стабильно независимо от освещенности. А вот про RAW подобного сказать нельзя: уже на ISO 400-800 начинается сильное падение разрешения, особенно в темной сцене. Таким образом, как ни странно, съемка на высоких ISO в JPEG иногда предпочтительнее, чем в RAW.

ISO RAW, светлая сцена RAW, темная сцена
200
400
800
1600
3200
6400

Автофокус

Точность автофокуса Olympus OM-D E-M1 Mark II находится выше уровня большинства быстрых «беззеркалок».


Скорость съемки

По нашей методике для тестирования скорострельности камера в ручном режиме (чтобы не отвлекаться на фокусировку) делает серию примерно в 100 снимков или до заполнения буфера, а весь процесс записывается на диктофон. Затем по аудиофайлу высчитывается время и скорость до и после заполнения буфера.

В таблице приведены значения средней скорости съемки для разных режимов. Первой скоростью назовем ту, с которой серийная съемка стартует. Ее предел — время, после которого съемка замедляется и продолжается со второй скоростью. Единицы измерения — кадры в секунду и секунды соответственно. Символ бесконечности означает, что при съемке ста кадров скорость не изменилась.

Режим Первая скорость Предел первой скорости Вторая скорость
JPEG Low 9,3 к/с 6,5 с 3,4 к/с
JPEG High 11,9 к/с 4,9 с 1,4 к/с
RAW Low 9,4 к/с 5,4 с 0,8 к/с
RAW High 12,0 к/с 3,6 с 0,6 к/с

Производитель заявляет для медленного и быстрого режимов 10 и 15 кадров в секунду соответственно. В целом, наш тест это подтверждает, хотя на деле быстрый режим оказался несколько медленнее заявленного. Впрочем, тестирование скорострельности проводилось с картой памяти Transcend Class 10 UHS-I (90 МБ/с), что могло несколько занизить результаты съемки.

Также мы протестировали режим Pro Capture, который начинает съемку уже на этапе фокусировки. Поскольку наша методика не позволяет достаточно точно оценить скорость «тихого» режима, использовались более грубые методы оценки, которые вполне подтвердили скорость около 50 к/с в режиме JPEG. Также стоит отметить, что повышение светочувствительности влечет за собой снижение скорости — в итоге начиная примерно с ISO 12800 скорость съемки в данном режиме падает почти до 10-15 к/с.

Стабилизатор

Olympus OM-D E-M1 Mark II оснащена внутрикамерным стабилизатором изображения. Производитель заявляет эффективность в 6,5 ступеней экспозиции при съемке стабилизированным объективом M.Zuiko Digital ED 12-100mm 1:4.0 IS Pro. Наша методика подтверждает почти 4 ступени, что тоже очень достойный результат, поскольку работа стабилизатора видна даже невооруженным глазом. И вполне возможно допустить, что оптический стабилизатор объектива дает выигрыш еще в 2,5 ступени экспозиции.


Практическая съемка

Испытания в реальных условиях мы проводили с несколькими объективами:

  • Olympus M.Zuiko Digital ED 7-14mm f/2.8 Pro
  • Olympus M.Zuiko Digital ED 25mm f/1.2 Pro
  • Olympus M.Zuiko Digital ED 17mm f/1.2 Pro
  • Olympus M.Zuiko Digital ED 45mm f/1.2 Pro

Для фотосъемки в реальных условиях выбрали следующие параметры:

  • приоритет диафрагмы,
  • центрально-взвешенный замер экспозиции,
  • однокадровая автоматическая фокусировка,
  • фокусировка по центральной точке,
  • автоматический баланс белого (АББ).

Впоследствии время от времени у нас появлялась необходимость изменить некоторые параметры — об этом мы проинформируем отдельно.

Для сохранения фото и видео мы использовали карту Sony SDXC емкостью 64 ГБ (скорость записи 299 МБ/с). Фотоснимки записывались в несжатом формате RAW (12-битный ORF), а затем подвергались «проявке» и сохранению при помощи Adobe Camera RAW в виде 8-битных JPEG с минимальной компрессией.

Общие впечатления

Работу с камерой можно освоить довольно быстро, причем не только тем, кто до этого работал с зеркальными аналогами, но и вовсе неискушенным фотолюбителям. К тому же производитель зарезервировал возможность переназначать практически все органы управления в соответствии с потребностями владельца, поэтому задача освоения камеры и ее адаптации существенно облегчена.

Olympus OM-D E-M1 Mark II отлично лежит в руке и неплохо сбалансирована при работе с теми объективами, которые были предоставлены нам для тестирования. Управлять камерой, в целом, комфортно; основные функции напрямую доступны через селекторы, кнопки или Quick Menu.

Несколько непривычно расположение рычажка выключения питания: он находится слева, и указательным пальцем правой руки им оперировать невозможно; потребуется левая рука.

В стандартных условиях съемки переднее колесо используется для управления компенсацией экспозиции, а заднее — для изменения значений диафрагмы (в режиме P) или выдержки (в режиме S).

Под большой палец правой руки хорошо ложится кнопка экспопамяти и принудительной фокусировки (в зависимости от положения рычажка вокруг нее). Им же нетрудно дотянуться до пятипозиционного переключателя. Отдельного джойстика для выбора зоны фокусировки нет, но и навипад справляется с этим неплохо.

Детализация

При разрешении 20 Мп сенсор обеспечивает великолепную детализацию в связке с оптикой Olympus M.Zuiko Digital, особенно с теми объективами, которые имеют маркировку Pro.


F11; 1/125 c; ISO 200

10 мм; F8; 1/500 c; ISO 200
Olympus M.Zuiko Digital ED 7-14mm f/2.8 Pro;
7 мм; F11; 1/250 c; ISO 200
Olympus M.Zuiko Digital ED 7-14mm f/2.8 Pro;
7 мм; F4; 1/125 c; ISO 200

Упомянутая оптика, во-первых, обладает намного более высокой разрешающей способностью, чем того требует 20-мегапиксельный сенсор, а во-вторых, прекрасно работает не только при диафрагмировании, но и на максимальном раскрытии (последний снимок).

Цвета и полутона

Сенсор удачно воспроизводит все богатство красок окружающего мира. В большинстве ситуаций автоматический баланс белого работает четко, результаты не требуют дополнительной доводки в процессе постобработки.

Olympus M.Zuiko Digital ED 25mm f/1.2 Pro;
F8; 1/250 c; ISO 200
Olympus M.Zuiko Digital ED 7-14mm f/2.8 Pro;
7 мм; F8; 1/500 c; ISO 200

F1,4; 1/125 c; ISO 200
Olympus M.Zuiko Digital ED 45mm f/1.2 Pro;
F1,4; 1/60 c; ISO 250

Согласно DxOMark, динамический диапазон сенсора . В стандартных ситуациях это позволяет получать изображения с весьма широким спектром полутоновых переходов и выявлять детали как в ярких светах, так и в глубоких тенях.

Olympus M.Zuiko Digital ED 7-14mm f/2.8 Pro;
7 мм; F4; 1/60 c; ISO 2500
Olympus M.Zuiko Digital ED 25mm f/1.2 Pro;
F2; 1/2000 c; ISO 200 (экспокоррекция −2 EV)
Olympus M.Zuiko Digital ED 25mm f/1.2 Pro;
F1,2; 1/1000 c; ISO 200
Olympus M.Zuiko Digital ED 7-14mm f/2.8 Pro;
7 мм; F4; 1/60 c; ISO 2500

Даже при весьма высоких ISO (первый и последний снимки) детали в тенях и светах определяются, несмотря на «шумовые эффекты».

В практической работе при большом перепаде яркостей в снимаемой сцене у фотографа часто возникает необходимость ввести поправку экспозиции, чтобы улучшить проработку деталей, например, в ярких зонах (второй снимок). Olympus OM-D E-M1 Mark II дает возможность сделать это естественным поворотом переднего колеса управления (вокруг кнопки спуска затвора) без нажатия дополнительных кнопок и вызова меню. За эту простоту в деле экспокоррекции мы выражаем отдельную благодарность создателям камеры.

Высокая светочувствительность

Насколько значимой может быть светочувствительность как лимитирующий фактор? До какой степени на практике можно увеличивать ее значение, не опасаясь порчи картинки «шумовыми эффектами»?

Чуть выше в этом материале мы привели два снимка, сделанных при ISO 2500. Шум на них, конечно, хорошо заметен, но все же позволяет обоим фото проиллюстрировать качество и широту тонального спектра. Займемся высокими значениями ISO подробнее.

По нашему мнению, повышение эквивалентной светочувствительности вплоть до ISO 800 можно не замечать. При ISO 1600 шумы становятся заметными, но не слишком сильно сказываются на качестве картинки. Начиная с ISO 3200 изображение сильно деградирует. Поэтому условно «рабочими» следует считать ISO 200-1600, хотя в ряде ситуаций можно допустить и более высокие значения — это зависит от характера освещения сцены: чем более контрастный исходный сюжет, тем легче терпеть высокие значения ISO.

Вообще же в оценке предела допустимой светочувствительности специфика освещения, контраста и детализации часто играют решающую роль. Именно поэтому мы оппонируем однозначным рекомендациям касательно максимально допустимой светочувствительности, которые формулируются на основании данных стендовых испытаний. Даже ремарка вида «в общем случае» мало что значит: «переносимый» максимум светочувствительности определяется фотографируемой сценой, а не данными, полученными в неизменно стандартных лабораторных условиях.

Автофокус

Однокадровую фокусировку (S-AF) автомат обрабатывает практически мгновенно и безупречно. Можно считать, что при верно рассчитанной глубине резкости и правильном выборе фокусировочной зоны результат будет отличным. Мы проверили это многократно, фотографируя навскидку, «от живота», и прицеливаясь наугад, без визирования.

Olympus M.Zuiko Digital ED 25mm f/1.2 Pro;
F1,2; 1/8000 c; ISO 200
Olympus M.Zuiko Digital ED 25mm f/1.2 Pro;
F1,2; 1/1000 c; ISO 200
Olympus M.Zuiko Digital ED 25mm f/1.2 Pro;
F2; 1/1000 c; ISO 200
Olympus M.Zuiko Digital ED 25mm f/1.2 Pro;
F2; 1/125 c; ISO 200

На примерах, приведенных выше, отчетливо видно, что автофокус отлично «цепляется» за объект, причем даже при максимальном раскрытии диафрагмы (первая пара снимков).

При работе в режиме непрерывного слежения (C-AF Tracking) автомат неплохо отслеживает перемещения по вертикальной и горизонтальной осям, но при изменении положения объекта по глубине кадра (вперед и назад по отношению к плоскости сенсора) эффективность детекции снижается.

В целом работа следящего автофокуса позволяет получить нужный результат, хотя из-за этого иногда придется делать несколько дублей при съемке серией.


Объектив Olympus M.Zuiko Digital ED 25mm f/1.2 Pro; F1,4; 1/60 c; ISO 1000; следящая автофокусировка (C-AF Tr); режим высокой скорострельности с использованием только электронного затвора

Pro Capture

Вернуть мгновение, которое не удалось бы остановить — именно для этого предназначен режим Pro Capture. В ожидании нужного момента мы прицеливаемся и до половины нажимаем кнопку спуска затвора. Камера начинает заполнять внутренний буфер снимками, фотографируя со скоростью 60 кадров/с. В момент, когда мы хотим вернуть долю секунды, нажимаем кнопку спуска до конца, и содержимое буфера (в нашем случае — 14 кадров) записывается на карту памяти.

В экспериментальной серии нам хотелось захватить момент, когда проезжающий автомобиль попадет в лужу обоими колесами и выбросит из-под них два фонтана брызг воды. В реальных условиях это сделать невозможно, поскольку скорость движения машины слишком велика, чтобы попасть в нужное мгновение.

Мы использовали объектив Olympus M.Zuiko Digital ED 25mm f/1.2 Pro; F4; 1/1000 c; ISO 200. Представляем три кадра (начало, середина и конец события).

1-й кадр 7-й кадр 14-й кадр

Благодаря Pro Capture можно запросто получить нужный снимок в таких условиях.

Брэкетинг зоны резкости (фокус-шифт)

Помимо брэкетинга по экспозиции, ISO и балансу белого, в Olympus OM-D E-M1 Mark II реализована и чисто программная функция брэкетинга зоны резкости. Если установить камеру на штатив и выбрать соответствующую опцию в меню брэкетинга, то можно автоматически сделать от 2 до 999 снимков со сдвигом зоны от заднего плана к переднему. Затем эти фото можно сшить в стороннем приложении и получить снимок с любой желаемой глубиной резкости.

Более всего в такой возможности заинтересованы поклонники макрофотографии. При съемке на макродистанциях иногда практически невозможно поместить в зону резкости нужный объект целиком, даже если диафрагмировать объектив до предела. В других случаях это очень полезно в ходе предметной съемки. Такой сюжет мы выбрали для иллюстрации. Объектив Olympus M.Zuiko Digital ED 25mm f/1.2 Pro; F1,2; 1/1000 c; ISO 200.
























Есть в камере и режим Focus Stacking, когда она автоматически сшивает 8 кадров, сделанных со сдвигом точки фокусировки по глубине кадра.