I. Общие положения
1. Учитель-дефектолог относится к категории специалистов.
2. На должность учителя-дефектолога назначается лицо, имеющее высшее дефектологическое образование(без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; от 10 до 20 лет; свыше 20 лет)
4. Учитель-дефектолог должен знать:
4.1. Конституцию Российской Федерации.
4.2. Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования.
4.3. Конвенцию о правах ребенка.
4.4. Возрастную и специальную педагогику и психологию.
4.5. Анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии.
4.6. Методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся (воспитанников).
4.7. Нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности.
4.8. Программно-методическую литературу по работе с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии.
4.9. Новейшие достижения дефектологической науки.
4.10. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
5. Учитель-дефектолог подчиняется непосредственно (директору; учреждения иному должностному лицу)
6. На время отсутствия учителя-дефектолога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
II. Должностные обязанности
Учитель-дефектолог:
1. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у обучающихся (воспитанников).
2. Обследует обучающихся (воспитанников), определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта.
3. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся (воспитанников).
4. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.
5. Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает занятия и уроки.
6. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.
7. Ведет необходимую документацию.
8. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.
9. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.
10. Реализует образовательные программы.
11. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.
12. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе Российской Федерации "Об образовании", Конвенции о правах ребенка.
13. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
14. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
15. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).
16. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.
III. Права
Учитель-дефектолог вправе:
1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя учреждения).
5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.
IV. Ответственность
Учитель-дефектолог несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
ГОУ Д/С № 000
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
УЧИТЕЛЮ-ДЕФЕКТОЛОГУ
__________________ ________________
(Фамилия, имя, отчество) (Подпись)
Должностная инструкция
Г. _________________
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Учитель дефектолог относится к категории специалистов, принимается и освобождается от должности руководителем ГОУ.
1.2. На должность учителя-дефектолога 1-й категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (дефектологическое) образование и стаж работы в должности логопеда 2-й категории не менее 2 лет; на должность учителя-дефектолога 2-й категории – лицо, имеющее высшее профессиональное (дефектологическое) образование и стаж работы в должности логопеда не менее 2 лет.
1.3. Учитель-дефектолог подчиняется непосредственно руководителю ДОУ, а в рамках психолого-педагогической службы – ее руководителю.
1.4. –Учитель-дефектолог является сотрудником службы и работает в ней на междисциплинарной основе.
1.5. В своей деятельности учитель-дефектолог руководствуется:
· Конституцией РФ;
· Декларацией прав и свобод человека;
· Законом РФ «Об образовании»;
· Гражданским и Трудовым кодексами РФ;
· Решениями Правительства РФ;
· Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года;
· Типовым положением о детских дошкольных учреждениях;
· Уставом ДОУ;
· Возрастную специальную педагогику и психологию;
· Анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
· Современные методы и приемы по оказанию различных видов дефектологической помощи;
· Методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в речевом и нервно-психическом развитии ребенка ;
· Нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;
· Программно-методическую литературупо работе с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии;
· Новейшие достижения дефектологической науки;
· Базисную программу воспитания детей;
· Нормативные документы в рамках компетенции;
· Инструкцию по охране жизни и здоровья детей.
1.7 Учитель-дефектолог соблюдает Конвенцию ООН о правах ребенка.
2. Функции
2.1 Участие в образовательном процессе, направленном на предупреждение, компенсацию и коррекцию отклонений в развитии детей.
2.2 Содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.
2.3 Проведение углубленного психолого-педагогического обследования воспитанников ДОУ в возрасте от3 до 7 лет для определения структуры и степени выраженности имеющихся аномалий развития.
2.4 Практическое использование в работе с детьми апробированных коррекционных методик по исправлению отклонений в развитии и восстановлению нарушенных функций.
2.5 Оказание консультативной и методической помощи родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и специалистам с целью профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста, по вопросам дифференцированной диагностики речевых нарушений у детей и применению специальных методик и приемов оказания помощи детям , имеющим отклонения в развитии.
3. Должностные обязанности
Для выполнения возложенных на него функций учитель-дефектолог обязан:
3.1 Проводить:
· обследование детей с целью определения особенностей речевой функции у ребенка, структуры и степени имеющихся отклонений и дефектов в его развитии;
· комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния детей;
· индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми по исправлению речевых нарушений и нервно-психических отклонений в развитии.
3.2 Выявлять причины и степень отклонений в речевом, интеллектуальном и нервно-психическом развитии детей.
3.3 Направлять детей (в случаях особой необходимости) на консультацию в психологические, медицинские и медико-педагогические Центры.
3.4 Составлять заключения по результатам логопедического обследования и доводить до сведения родителей и педагогов в допустимом объеме с целью их ориентации в проблемах развития дошкольника.
3.5 Разрабатывать и использовать:
· Коррекционные (апробированные и авторские) программы, циклы занятий, направленные на устранение у дошкольников собственно речевых расстройств, нарушений произносительной стороны речи, дефектов фонема тических процессов и лексико-грамматических расстройств, подлежащих коррекции;
· По работе с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии. В условиях ДОУ при возможных отставаниях и пробелах в познавательной деятельности и при подготовке детей к школе;
· По социально-психологической готовности воспитанников к школьному обучению;
· по организации помощи детям с отклонениями в развитии и речевыми дефектами в условиях семьи.
3.6 Осуществлять:
· Тесное взаимодействие с воспитателями групп и педагогами дополнительного образования по закреплению положительных результатов коррекции и формированию связной повествовательной речи у дошкольников;
· Динамическое наблюдение за детьми, прошедшими курс коррекционных занятий посредством периодических обследований ребенка.
3.7 Формировать навыки речевой культуры у воспитанников на основе русской детской классической литературы и устного народного творчества.
3.8 Консультировать всех участников образовательного процесса с целью профилактики речевых нарушений и выбора технологий логопедической помощи детям.
3.9 Участвовать:
· В опытно-экспериментальной деятельности в рамках научного эксперимента, проводимого в дошкольном учреждении;
· В заседании Педагогического совета;
· Совета психолого-педагогической службы;
· В родительских собраниях и круглых столах .
3.10 Иметь соответствующие наглядные пособия и материалы для обследования детей и проведения коррекционно-развивающей работы с ними.
3.11 Вести:
· Документацию по установленной форме, использовать ее по назначению;
· Методическую и аналитико-статистическую работу.
4. Права
Учитель-дефектолог в пределах своей компетенции имеет право:
4.1 Принимать участие:
· В разработке стратегии развития ДОУ;
· В создании соответствующих нормативных документов;
· В разработке управленческих решений, настоящих вопросов в рамках психолого-педагогической службы;
· В разработке положений о функциях данной службы, компетенции, обязанностях, ответственности.
4.2 Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию.
4.3 Устанавливать от имени ДОУ деловые контакты с лицами и организациями, работающими в данном направлении.
4.4 Проводить обследование детей, связанное с определением уровня речевого развития и особенностей речевых дефектов.
4.5 Требовать от руководства дошкольным учреждением оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
4.6 Повышать свою квалификацию.
5. Ответственность
5.1 Учитель-дефектолог несет ответственность (в порядке, определенном трудовым законодательством) за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка ДОУ, законных распоряжений руководителя ДОУ и руководителя психолого-педагогической службы, иных локальных нормативных актов , должностных обязанностей, установленной должностной инструкции , в том числе за неисполнение предоставленных прав.
За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.2 За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с психологическим и физическим насилием над личностью воспитанников. В данном случае учитель-дефектолог может быть освобожден от должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании» и увольнение не является мерой дисциплинарной ответственности .
6.6 Информирует руководителя ППС и руководителя ДОУ о возникших трудностях в работе с родителями и различными службами.
6.7 Передает руководителям информацию, полученную непосредственно на совещаниях и семинарах.
6.8 Подотчетен Совету педагогов.
С должностной инструкцией ознакомлен (а): ________________________
I. Общие положения
1. Учитель-дефектолог относится к категории специалистов.
2. На должность учителя-дефектолога назначается лицо, имеющее высшее
3. Назначение на должность учителя-дефектолога и освобождение от нее
4. Учитель-дефектолог должен знать:
4.1. Конституцию Российской Федерации.
4.2. Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования.
4.3. Конвенцию о правах ребенка.
4.4. Возрастную и специальную педагогику и психологию.
4.5. Анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии.
4.6. Методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся (воспитанников).
4.7. Нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности.
4.8. Программно-методическую литературу по работе с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии.
4.9. Новейшие достижения дефектологической науки.
4.10. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
6. На время отсутствия учителя-дефектолога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
II. Должностные обязанности
Учитель-дефектолог:
1. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у обучающихся (воспитанников).
2. Обследует обучающихся (воспитанников), определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта.
3. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся (воспитанников).
4. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.
5. Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает занятия и уроки.
6. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.
7. Ведет необходимую документацию.
8. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.
9. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.
10. Реализует образовательные программы.
11. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.
12. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе Российской Федерации "Об образовании", Конвенции о правах ребенка.
13. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
14. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
15. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).
16. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.
III. Права
Учитель-дефектолог вправе:
1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя учреждения).
5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.
IV. Ответственность
Учитель-дефектолог несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Учителя-дефектолога, учителя-логопеда.
1. Общие положения
1.1. Должность учителя-дефектолога, учителя-логопеда относится к
категории педагогического персонала.
1.2. На должность учителя-дефектолога, учителя-логопеда
принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование в
области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.
1.3. Учитель-дефектолог, учитель-логопед принимается и
освобождается от должности руководителем МБДОУ МО город Краснодар "Детский сад № 000".
1.4. Учитель-дефектолог, учитель-логопед должен знать:
Приоритетные направления развития образовательной системы РФ.
Трудовое законодательство.
Основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами,
электронной почтой, браузерами и мультимедийным оборудованием. Правила внутреннего трудового распорядка МБДОУ «Детский сад №
195".
Правила по охране труда и пожарной безопасности.
2. Обязанности
Учитель-дефектолог, учитель-логопед выполняет следующие должностные обязанности:
Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию
недостатков в развитии у воспитанников с нарушениями в
развитии, в т. ч. находящихся в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях, создаваемых для воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих
и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздно ослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья).
Осуществляет обследование воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития.
состояния воспитанников.
Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению
недостатков в развитии воспитанников, восстановлению нарушенных
функций.
Работает в тесном контакте с педагогическими работниками,
посещает занятия.
Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их
заменяющих) по применению специальных методов и приемов
оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Ведет необходимую документацию.
Способствует формированию общей культуры личности и
социализации.
Комплектует группы для занятий с учетом психофизического
состояния воспитанников.
Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и
склонности воспитанников с целью создания условий для
обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой,
роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки, соответствующий федеральным государственным требованиям.
Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области
методической, педагогической и психологической наук, возрастной
психологии и гигиены, а также современных информационных
технологий.
Соблюдает права и свободы воспитанников.
Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время
образовательного процесса.
Участвует в работе педагогических, методических советов, других
формах методической работы, в работе по проведению родительских
собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий,
предусмотренных образовательной программой, в организации и
проведении методической и консультативной помощи родителям
(лицам, их заменяющим).
Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
3. Права
3.1. Учитель-дефектолог, учитель-логопед имеет право:
Участвовать в управлении МДОУ МО город Краснодар "Детский сад № 000", защищать свою профессиональную честь и достоинство.
Свободно выбирать и использовать методики обучения и
воспитания, учебные пособия и материалы в соответствии с
образовательной программой, утвержденной МБДОУ МО город Краснодар "Детский сад № 000", методы оценки знаний воспитанников.
Представлять на рассмотрение руководителя МБДОУ МО город Краснодар "Детский сад № 000" предложения по вопросам своей деятельности.
Получать от руководителей и специалистов МБДОУ МО город Краснодар "Детский сад № 000" информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.
Требовать от руководства МБДОУ МО город Краснодар "Детский сад № 000" оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.
Повышать свою профессиональную квалификацию, проходить
аттестацию.
3.2. Учитель-дефектолог, учитель-логопед также имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, и получение от работодателя достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте.
4. Ответственность
Учитель-дефектолог, учитель-логопед несет ответственность:
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей,
предусмотренных настоящей должностной инструкцией , - в
соответствии с действующим трудовым законодательством.
За правонарушения, совершенные в период осуществления своей
деятельности, - в соответствии с действующим гражданским,
административным и уголовным законодательством.
За причинение материального ущерба - в соответствии с
действующим законодательством.
С инструкцией ознакомлен:
Учитель дефектолог относится к категории специалистов, принимается и освобождается от должности руководителем ГОУ.
На должность учителя-дефектолога 1-й категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (дефектологическое) образование и стаж работы в должности логопеда 2-й категории не менее 2 лет; на должность учителя-дефектолога 2-й категории – лицо, имеющее высшее профессиональное (дефектологическое) образование и стаж работы в должности логопеда не менее 2 лет.
Учитель-дефектолог подчиняется непосредственно руководителю ДОУ, а в рамках психолого-педагогической службы – ее руководителю.
–Учитель-дефектолог является сотрудником службы и работает в ней на междисциплинарной основе.
В своей деятельности учитель-дефектолог руководствуется:
Конституцией РФ;
Декларацией прав и свобод человека;
Законом РФ «Об образовании»;
Гражданским и Трудовым кодексами РФ;
Решениями Правительства РФ;
Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года;
Типовым положением о детских дошкольных учреждениях;
Уставом ДОУ;
Локальными правовыми актами дошкольного учреждения;
Правилами внутреннего распорядка ДОУ;
Правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
Учитель-дефектолог должен знать:
Конституцию РФ;
Закон РФ «Об образовании»;
Конвенцию ООН о правах ребенка;
Решения Правительства РФ и органов управления образования по вопросам дошкольного образования;
Возрастную специальную педагогику и психологию;
Анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
Современные методы и приемы по оказанию различных видов дефектологической помощи;
Методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в речевом и нервно-психическом развитии ребенка;
Нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;
Программно-методическую литературупо работе с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии;
Новейшие достижения дефектологической науки;
Базисную программу воспитания детей;
Нормативные документы в рамках компетенции;
Инструкцию по охране жизни и здоровья детей.
Учитель-дефектолог соблюдает Конвенцию ООН о правах ребенка.
Функции
Участие в образовательном процессе, направленном на предупреждение, компенсацию и коррекцию отклонений в развитии детей.
Содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.
Проведение углубленного психолого-педагогического обследования воспитанников ДОУ в возрасте от3 до 7 лет для определения структуры и степени выраженности имеющихся аномалий развития.
Практическое использование в работе с детьми апробированных коррекционных методик по исправлению отклонений в развитии и восстановлению нарушенных функций.
Оказание консультативной и методической помощи родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и специалистам с целью профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста, по вопросам дифференцированной диагностики речевых нарушений у детей и применению специальных методик и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.