Лайфстайл

Федеральный закон номер 54 фз. Новый порядок применения контрольно-кассовой техники

Для торговых сетей и компаний с филиальной сетью

Предлагаем подключение и дальнейшую тех поддержку для торговых сетей, с магазинами в разных городах. Наши офисы находятся в 49 городах России им ы можем оперативно выехать на каждый объект при возникновении сбоев.

Список городов с офисами Первый БИТ

54-ФЗ. Новый закон об онлайн-кассах

К основным требованиям для кассы под новый закон 54 ФЗ относятся: наличие в кассовом аппарате фискального накопителя, который передает в ОФД электронные чеки и другие фискальные документы; подключение кассы к сети Интернет; формирование чека с детализацией (названием) каждой позиции чека и выделенными ставками НДС по каждой позиции в чеке; возможность отправки электронного чека через СМС на номер мобильного телефона покупателя и многое другое.

Регистрация кассы по новому закону стала возможна через сайт nalog.ru без посещения отделения налоговой инспекции. Для удобства юридических лиц на сайте Федеральной налоговой службы организован сервис «личный кабинет налогоплательщика», позволяющий отслеживать работу кассового аппарата в онлайн режиме.

Новый закон о ККМ предусматривает поэтапный переход на новый порядок. Основные этапы перехода:

С 1 февраля 2017 года вся вновь регистрируемая ККТ (для организаций и ИП на ОСН и УСН) регистрируется в соответствии с новым порядком (ККТ должна быть оснащена фискальным накопителем и через ОФД передавать информацию о продажах в налоговую инспекцию). Одновременно организации и ИП имеют право работать на старых ККТ (оснащенных ЭКЛЗ), но только до 1-го июля 2017 г.;

С 1 июля 2017 года , организации и ИП на ОСН и УСН могут работать только с ККТ, соответствующих требованиям нового закона о кассах;

С 1 июля 2018 года требования 54 ФЗ становятся обязательными для ИП на патенте и организаций и ИП на ЕНВД.

С 1 февраля 2021 года ИП на патенте и организации и ИП на ЕНВД обязаны указывать в чеке наименования товаров (работ, услуг), их количество, стоимость за единицу товара, ставку НДС.

Новый закон о кассах имеет исключения для некоторых видов деятельности, которые могут не использовать кассу при расчетах с покупателями. К ним относятся: продажа ценных бумаг; продажа проездных билетов в общественном транспорте; торговля в киосках мороженным и безалкогольными напитками в разлив; ремонт и окраска обуви; сезонная торговля вразвал овощами; прием стеклопосуды и утильсырья от населения, за исключением металлолома; сдача ИП, принадлежащих ему на праве собственности, жилых помещений, в аренду и другие.

Федеральный закон ФЗ-54 определяет, каким образом должны осуществляться расчеты при продажах. Новая редакция статьи ФЗ-54 касается:

  • розничных магазинов разного направления деятельности;
  • аптек;
  • предприятий общественного питания;
  • юридических организаций;
  • автозаправочных станций и прочих компаний, которые предоставляют услуги.

ФЗ-54 о применении контрольно-кассовой техники не касается банков, столовых в школах, газетных киосков, торговли на распродажах и базарах. Кроме того освобождается реализация билетов, акций, разнос продукции.

Внесенные изменения в ФЗ-54

Обновленный закон об онлайн-кассах привнес значительные изменения в общепринятый процесс продаж:

  • измененный порядок регистрации/перерегистрации оборудования;
  • новый порядок передачи расчетных данных в ФНС;
  • дополнительный формат чека – электронный вид, который можно отправить на мобильный телефон или E-mail покупателя.

Штрафы за несоблюдение ФЗ-54

Закон № 54 по онлайн-кассам при несоблюдении требований предполагает наложение штрафов:

Нарушение Штраф
Юридические лица и ИП Должностные лица
Систематические нарушения Административное наказание в виде приостановки работы до 1.5 месяцев Административное наказание в виде приостановки работы на срок 1-2 года
Отсутствие ККТ в установленном порядке Не меньше 30 тысяч рублей Не меньше 10 тысяч рублей
Использование ККТ, не соответствующей требованиям нового закона по кассам 5-10 тысяч рублей либо предупреждение От 1500 до 3000 рублей либо предупреждение
Непредоставление по требованию клиента электронного или бумажного чека Предупреждение либо 10 тысяч рублей 20 тысяч рублей или предупреждение
Нарушение сроков или непредоставление документов и данных налоговым органам 5-10 тысяч рублей или предупреждение 1500-3000 рублей или предупреждение

Подготовка к ФЗ-54

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» опубликован вчера вечером на официальном интернет-портале правовой информации.

Этим законом внесены значительные поправки в правила применения ККТ. Изменено даже название закона - теперь он называется «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». Наличные расчеты больше в названии не упоминаются, поскольку ККТ придется применять и при некоторых безналичных расчетах.

Некоторые определения в законе 54-ФЗ переписаны, в частности определение расчетов. Теперь там четко указано, что расчеты это «прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги...». Таким образом, законодатель прямо дал ответ на вопрос, надо ли применять ККТ при всех безналичных расчетах, поступающих от физических лиц (при безналичных расчетов между организациями/ИП ККТ применять не надо).

Однако по некоторым безналичным расчетам установлена отсрочка по обязанности применять ККТ.

Организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа ), расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт, при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг, при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги вправе не применять контрольно-кассовую технику и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 1 июля 2019 года.
К сожалению, выделенные в цитате слова уже вызвали бурные споры у бухгалтеров, поскольку в законе 54-ФЗ нет определения что такое «электронное средство платежа», а формулировки из закона «О национальной платежной системе» приводят к неутешительным выводам — практически все платежи физлиц теперь являются ЭСП. Исключением является разве что оплата по квитанции через операциониста в банке. Но выяснить, каким образом физлицо произвело оплату, бухгалтеру не так просто, ведь из выписки банка это не видно.

При наличных расчетах между оргазациями (ИП) необходимо будет указывать в чеках новые реквизиты. Об этом мы уже писали в материале . Но такая обязанность появится только с 1 июля 2019 года.

Из положительных поправок стоит отметить конкретизацию условий применения ККТ при осуществлении расчетов в безналичном порядке. Так, установлено, что кассовый чек должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но до момента передачи товара.

Перечислим еще несколько важных поправок:

  1. При реализации товара через торговый автомат можно будет не печатать кассовый чек и применять один кассовый аппарат на несколько торговых автоматов.
  2. ККТ на территории военных объектов можно использовать в оффлайн-режиме.
  3. Изменен список видов деятельности, при которых можно не применять ККТ. Добавлена торговля водой и молоком в розлив, услуги библиотек, платные парковки.
  4. Страховые агенты, не являющиеся организациями или ИП, не должны будут пробивать кассовые чеки при заключении договоров со страхователями. ККТ должен будет применять страховщик, после получения от страхового агента денежных средств. При этом кассовый чек будет направляться застрахованному лицу в электронной форме.
  5. Прописан порядок действий пользователя ККТ в случае поломки фискального накопителя.
  6. В законе появился термин «бенефициарный владелец». Впрочем, касается он только операторов фискальных данных, поскольку организациям, в числе выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев которых есть иностранные лица, теперь запрещено быть такими операторами.
Новый закон вступает в силу со дня опубликования (3 июля), за исключением некоторых статей.

Основные понятия, используемые в законе о контрольно-кассовой технике

Основные понятия, используемые в Федеральном законе от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" , содержатся в статье 1.1 Закона .

Таблица

Наиболее важные понятия

Следует обратить внимание, что компания или индивидуальный предприниматель - продавец поименованы в законе в качестве пользователя контрольно-кассовой техники. Также важно обратить внимание на изменения в терминологии, которые произошли с 2016 года. Так, в законе появились новые понятия. Причиной внесения новых понятий является необходимость совершенствования расчетов с использованием контрольно-кассовой техники и передача данных в налоговый орган.

К наиболее важным понятиям, которые встречаются в законе, относятся следующие.

Таблица

Новые понятия, используемые в законодательстве

Таким образом, понятно, что законом предусматривается:

Расширение электронного документооборота;

Использование новых автоматических устройств для расчетов;

Создание баз фискальных данных;

Осуществление взаимодействия с федеральными органами через специальный информационный ресурс, именуемый "кабинет контрольно-кассовой техники".

Предполагается также улучшение защиты контрольно-кассовой техники за счет применения ключа фискального признака, мастер-ключа.

Вводятся и новые реестры, так помимо реестра контрольно-кассовой техники будет действовать реестр фискальных накопителей, реестр экспертных организаций.

Появится возможность проверки чеков с помощью проверки фискального признака, то есть с помощью использования шифровального средства защиты. Такое средство необходимо для проверки чеков, во избежание фальсификаций. При этом следует различать фискальный признак оператора, фискальный признак документа, фискальный признак подтверждения.

Ряд новых терминов, понятий и правовых реалий должны облегчить работу налогоплательщиков, в частности, введение электронного кабинета контрольно-кассовой техники предусматривает сокращение времени на регистрацию ККТ и взаимодействие с налоговым органом.

Вместе с тем, для продавца - пользователя потребуются дополнительные действия, в частности, приобретение новой контрольно-кассовой техники или доработка старых моделей, заключение договоров с оператором фискальных данных. Теперь обработку фискальных данных будет осуществлять специализированный оператор, передающий эти данные в налоговый орган.

Применение контрольно-кассовой техники

Контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением отдельных случаев, установленных в статье 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ .

Таблица

Случаи, когда контрольно-кассовая техника не применяется

К технически сложным товарам, которые могут продаваться без применения контрольно-кассовой техники, относятся товары, внесенные в соответствующий перечень сложных товаров (Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 (ред. от 27.05.2016) "Об утверждении перечня технически сложных товаров").

Приведем перечень подобных товаров:

1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)

2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования

3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)

4. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу

5. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)

6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями

7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины

8. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления

9. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления

10. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления

11. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления

12. Холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кофемашины, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой

13. Часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями

Изменения в отношении применения ККТ

Кроме этого с 2016 года у покупателя появилось право на получение чека в электронной форме. Пользователь вправе направить покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты) предоставленные покупателем (клиентом) пользователю до совершения расчета сведения в электронной форме, идентифицирующие такой кассовый чек или такой бланк строгой отчетности (регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа).

Соответственно, покупатель на сайте в Интернете может проверить, действительно ли был выдан данный чек. Это нововведение должно обезопасить покупателя от ситуаций, когда их права не соблюдаются, например, право на возврат некачественного товара.

Кроме того, теперь чек, направленный по электронной почте, будет действовать наравне с отпечатанным ККТ. Кассовый чек или бланк строгой отчетности, полученные покупателем (клиентом) в электронной форме и распечатанные им на бумажном носителе, приравниваются к кассовому чеку или бланку строгой отчетности, отпечатанным контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе, при условии, что сведения, указанные в таком кассовом чеке или таком бланке строгой отчетности, идентичны направленным покупателю (клиенту) в электронной форме кассовому чеку или бланку строгой отчетности. Это нововведение достаточно важно для покупателей, которые часто совершают покупки в Интернет-магазинах.

Если продавец находится в труднодоступном месте или не должен применять кассовую технику, то он выдает бланк строгой отчетности. Для того, чтобы продавец выдал соответствующий бланк, его необходимо попросить об этом, а вот отказ в выдаче бланка будет неправомерным.

Требования к реестру контрольно-кассовой техники и реестру фискальных накопителей

Требования к реестру ККТ содержатся в статье 3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" . В соответствии с изменениями, внесенными в 2016 году, также введен реестр фискальных накопителей.

Государственный реестр контрольно-кассовой техники (далее - Государственный реестр) является государственным информационным ресурсом и находится в федеральной собственности.

Государственный реестр контрольно-кассовой техники состоит из двух разделов.

Первый раздел Государственного реестра содержит сведения о моделях контрольно-кассовой техники, применяемых организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, за исключением сведений о моделях контрольно-кассовой техники, применяемых кредитными организациями при совершении кассовых операций.

Второй раздел Государственного реестра содержит сведения о моделях контрольно-кассовой техники, разрешенной к применению кредитными организациями при совершении кассовых операций, а также об используемых в них программных продуктах и формируется на основании сведений, предоставляемых Центральным банком Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 23.01.2007 N 39 "Об утверждении Правил ведения Государственного реестра контрольно-кассовой техники, требований к его структуре и составу сведений").

В реестре контрольно-кассовой техники содержится следующая информация:

Полное наименование изготовителя контрольно-кассовой техники с указанием организационно-правовой формы;

Идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный изготовителю контрольно-кассовой техники;

Наименование модели контрольно-кассовой техники;

Сведения о возможности использования контрольно-кассовой техники только в автоматических устройствах для расчетов (в случае, если контрольно-кассовая техника предназначена для использования только в автоматических устройствах для расчетов);

Сведения о возможности использования контрольно-кассовой техники только для осуществления расчетов с применением электронных средств платежа в сети "Интернет" (в случае, если контрольно-кассовая техника предназначена только для осуществления расчетов с применением электронных средств платежа в сети "Интернет");

Сведения о возможности использования контрольно-кассовой техники только в качестве автоматизированной системы для бланков строгой отчетности (в случае, если контрольно-кассовая техника является автоматизированной системой для бланков строгой отчетности);

Наименования моделей фискальных накопителей, сведения о которых содержатся в реестре фискальных накопителей и в отношении которых федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности на основании экспертизы результатов оценки влияния моделей контрольно-кассовой техники на выполнение этими моделями фискальных накопителей установленных требований к шифровальным (криптографическим) средствам защиты фискальных данных были подготовлены заключения об отсутствии указанного влияния, а также даты и номера выписок из данных заключений;

Дата выдачи и номер положительного экспертного заключения экспертной организации о соответствии модели контрольно-кассовой техники требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и сведения, содержащиеся в таком заключении.

Для включения контрольно-кассовой техники в реестр необходимо подать соответствующее заявление в налоговый орган.

Кроме заявления необходимо подать:

Заключение о соответствии модели контрольно-кассовой техники;

Иные документы, подтверждающие сведения, указанные в заявлении о соответствии модели контрольно-кассовой техники.

Соответственно, налоговый орган принимает решение:

О регистрации модели ККТ;

Об отказе в регистрации.

Также сведения о модели могут быть исключены из реестра. Сведения о модели контрольно-кассовой техники исключаются из Государственного реестра на основании:

а) заявления организации или индивидуального предпринимателя, указанных в Государственном реестре в качестве поставщика;

б) решения Федеральной налоговой службы о несоответствии модели контрольно-кассовой техники установленным требованиям в случае обращения федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации или физического лица.

С 2016 года также вводятся требования к ведению реестра фискальных накопителей.

В данном реестре содержится следующая информация:

Полное наименование изготовителя фискального накопителя с указанием организационно-правовой формы;

Идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный изготовителю фискального накопителя;

Наименование модели фискального накопителя;

Дата и номер документа о соответствии модели фискального накопителя установленным требованиям к шифровальным (криптографическим) средствам защиты фискальных данных, выданного федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

Наименования моделей контрольно-кассовой техники, сведения о которых содержатся в реестре контрольно-кассовой техники и в отношении которых федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности на основании экспертизы результатов оценки влияния таких моделей контрольно-кассовой техники на выполнение этой моделью фискального накопителя установленных требований к шифровальным (криптографическим) средствам защиты фискальных данных были подготовлены заключения об отсутствии указанного влияния, а также даты и номера выписок из данных заключений;

Сроки действия ключей фискального признака, содержащегося в фискальном накопителе.

Для того, чтобы зарегистрировать фискальный накопитель, необходимо также подать заявление в налоговый орган.

К заявлению необходимо приложить:

Копию документа о соответствии модели фискального накопителя установленным требованиям к шифровальным (криптографическим) средствам защиты фискальных данных и выписок из заключений;

Документы, которые подтверждают сведения, содержащиеся в этом заявлении, и реквизиты которых указаны в этом заявлении.

Соответственно, если компания или предприниматель планируют приобретение контрольно-кассовой техники, то необходимо уточнить на сайте налогового органа, содержится ли модель ККТ в соответствующем реестре. Аналогичную информацию следует уточнить в отношении фискальных накопителей для передачи данных в налоговый орган через Интернет.

Так, если контрольно-кассовая техника или фискальный накопитель были исключены из реестра, то применять соответствующую технику уже нельзя.

Экспертиза моделей контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных

С 2016 года введен новый порядок экспертизы моделей контрольно-кассовой техники (введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ), подобная экспертиза необходима для целей установления соответствия техники требованиям законодательства, а также возможностям передачи данных в онлайн-режиме.

Теперь не достаточно, чтобы экспертиза контрольно-кассовой техники была выполнена любой организацией, имеющей технические средства для ее осуществления.

Введены новые требования к экспертным компаниям.

1. Состояние в реестре экспертных организаций.

В реестре экспертных организаций указывается следующая информация:

Полное наименование организации;

Идентификационный номер налогоплательщика;

Фамилия, имя, отчество (при наличии) экспертов, общая численность работников;

Наименования и реквизиты документов, подтверждающих соответствие организации требованиям к экспертным организациям.

2. Наличие численности экспертной организации, установленной законодательно.

Экспертная организация должна иметь численность экспертов, являющихся работниками экспертной организации на основании трудовых договоров, в количестве не менее двух.

3. Наличие чистых активов.

Чистые активы - это активы, обеспеченные собственным капиталом организации.

Величина чистых активов как общества с ограниченной ответственностью, так и акционерного общества рассчитывается на основании данных бухгалтерской отчетности (п.2 ст.30 Закона N 14-ФЗ , п.3 ст.35 Закона N 208-ФЗ , п.1 Порядка , утв. Приказом Минфина от 28.08.2014 N 84н).

Соответственно, применительно к экспертным организациям, такая организация должна обладать чистыми активами в размере не менее 10 миллионов рублей.

4. Соблюдение иных требований, в том числе о конфиденциальности информации:

Обеспечивать конфиденциальность сведений, полученных в процессе проведения экспертизы;

54-ФЗ: и какая от него польза бизнесу

До 1 июля 2017 года подавляющее большинство предпринимателей, занятых в розничном бизнесе, должны модернизировать свои кассовые аппараты или приобрести новые – такова суть поправок в закон «О применении контрольно-кассовой техники». Теперь главное требование к кассовой технике – подключение к интернету и наличие фискальных накопителей, которые будут передавать информацию о всех расчётах в налоговые органы. О том, что изменится для малого бизнеса в ближайшие два года и есть ли для российских предпринимателей хоть какие-то плюсы в новом законе, рассказала эксперт фирмы «1С» Мария Правдина.

В чём суть закона об онлайн-кассах

Как работает онлайн-касса

сайте ФНС.

1С:Касса

  • Важно!

госреестр ККТ

электронный документооборот .

1С-ОФД ».

удостоверяющих центров .

1С-Подпись

руководитель проектов фирмы «1С», эксперт в сфере программного обеспечения для малого и среднего бизнеса. Образование: факультет экономической кибернетики МЭСИ. В фирме «1С» - с 2006 года, занимается продвижением сервисов для автоматизации управления и учёта (в том числе решениями по интеграции решений «1С» с государственными информационными системами).

Постановка на учёт кассы выполняется дистанционно, то есть никуда ехать и везти кассовый аппарат не потребуется.

К процессу постановки на учет и фискализации кассы нужно отнестись очень внимательно. Дело в том, что если процессе фискализации кассы – то есть при записи полученного в ФНС регистрационного номера в фискальный накопитель - будет совершена ошибка, то её уже нельзя будет исправить. Такой фискальный накопитель будет испорчен. Поэтому обычно эту процедуру поручают специалистам, которые знают и кассовый аппарат, и процесс фискализации.

Шаг пятый – подключить кассу к интернету . Это можно сделать как самостоятельно, так и с помощью специалистов. Особых требований к интернету закон не предъявляет.

Шаг шестой – обучить персонал работе с новыми кассами и запустить их в работу. Порядок работы с онлайн-кассами в принципе не отличается от привычного. Но есть и несколько новшеств. Кассира придётся обязать перед пробитием чека спрашивать покупателя, не хотел бы тот получить электронный чек. И в случае такого пожелания - указывать в программе электронный адрес или телефонный номер. Техническому специалисту или директору нужно будет взять за правило контролировать наличие неотправленных чеков в фискальном накопителе. Эта информация есть, к примеру, в торговых программах «1С», к которым подключаются кассы. Если неотправленные чеки есть – нужно будет разобраться с подключением к интернету или доступности ОФД. После решения проблемы прямо в программе можно будет дать команду фискальному накопителю отправить чеки в ОФД.

Для более крупных розничных компаний могут потребоваться и более серьёзные изменения бизнес-процессов.

Есть ли в новом законе хоть какие-то плюсы для бизнеса

Несмотря на то, что из-за вступившего в силу нового закона малый бизнес понесёт вполне ощутимые затраты и будет вынужден во многом перестроить свою работу, эта реформа имеет ряд плюсов и преимуществ.

Главную выгоду от нового порядка получат предприниматели, уровень дохода которых зависит не от степени хитрости в отношении неуплаты налогов, а от того, насколько полезный бизнес они создали, насколько его ценят покупатели, насколько хорошо отлажены бизнес-процессы. То есть честный бизнес.

Те, для кого сокрытие выручки было средством повышения эффективности бизнеса – безусловно, сильно пострадают. И чем больше ожиданий возлагалось на уклонение от налогов – тем более сильный удар будет нанесён новым законодательством.

Среди других полезных последствий также можно отметить следующие:

Отсутствие необходимости ходить в ФНС для регистрации, перерегистрации, снятия с учета касс – теперь всё это можно сделать дистанционно на сайте ФНС.

Снижение количества проверок (во всяком случае, это декларируется). Поскольку данные о продажах будут поступать в налоговые органы автоматически, у фискалов отпадёт необходимость проводить массовые проверки с непосредственным выездом сотрудников на места установки касс. Проверки касс и расчётов теперь будут осуществляться в автоматизированном режиме.

Также декларируется, что обслуживать кассовые аппараты можно будет самостоятельно - без привычных недешёвых договоров с Центрами технического обслуживания (ЦТО). Но на практике пока это не подтверждается. Производители касс стараются сохранить монополию своих специалистов на обслуживание техники, угрожая снятием гарантий.

Как обратить «закручивание гаек» на пользу своему бизнесу

В текущей ситуации есть ещё несколько моментов, которые следует принять во внимание.

«Реформа 54-ФЗ» - не первая и не последняя на розничном рынке. Уже в течение нескольких лет происходит усиление государственного контроля над товародвижением, причём, для этого очень эффективно используются информационные технологии.

Так, только за 2015-2016 годы были введены в действие автоматизированные системы контроля НДС, ЕГАИС, система маркировки меховых изделий. На очереди в 2017 году – запуск системы маркировки лекарственных средств и электронная сертификация рыбы, мяса, молока и прочих товаров, подлежащих ветеринарному контролю.

При этом контроль товародвижения становится сквозным – от производителя или импортёра – до конечного покупателя.

Поэтому бизнес должен как минимум соответствовать уровню государственной автоматизации – то есть уметь предоставлять данные по всем направлениям деятельности, а не только, как раньше, бухгалтерские отчёты и налоговые декларации. А также - уметь организовать качественный учёт товародвижения, не противоречащий ни бухгалтерской, ни налоговой отчётности.

Возможно, сейчас самый подходящий момент для того, чтобы задуматься о комплексной автоматизации своего бизнеса

Подумайте, целесообразно ли теперь, когда ФНС видит весь ваш товарооборот, содержать «лояльного» специалиста по учёту в штате компании? При повышении нагрузки и ответственности за результат не пора ли передать задачу фискального учёта профессиональным аутсорсерам и тем самым сократить расходы компании?

И ещё: не пришло ли время использовать информацию, которую вы так и так отправляете в ФНС, с пользой для бизнеса? Например, начать контролировать товарные остатки, анализировать спрос, планировать закупки, не допускать отсутствия ходовых товаров на прилавке и залежей неликвидов.

Наличие и анализ информации о товародвижении – идеальная база для проведения акций, запуска программ лояльности и применения всего спектра популярных розничных технологий даже в самых небольших розничных точках. А для решения этих задач подходит любая товароучётная система - например, «1С:Розница» за 3 300 рублей с бессрочным бесплатным обновлением или упомянутая новая облачная «1С:Касса» за 200 рублей в месяц.

В чём суть закона об онлайн-кассах

  • С 1 июля 2017 года организации и большинство индивидуальных предпринимателей должны использовать только контрольно-кассовую технику нового поколения (онлайн-кассы или ККТ с передачей данных).
  • С 1 июля 2018 года применение онлайн-касс станет также обязательным для плательщиков ЕНВД и предпринимателей на патенте.
  • Особенность новых касс в том, что вся информация о платежах будет передаваться через оператора фискальных данных напрямую в налоговую инспекцию.
  • Розничным продавцам будет необходимо обеспечить требуемый состав информации в каждом кассовом чеке – включая наименование товара (услуги) и НДС.
  • Штрафы за ненадлежащее использование контрольно-кассовой техники повышаются до 30 000 рублей, срок давности увеличивается до года.

В числе первых на новые онлайн-кассы должны перейти продавцы любых спиртосодержащих напитков (в том числе пива, сидра, медовухи, пуаре) и те предприниматели, которые осуществляли розничную продажу алкоголя при оказании услуг общественного питания и ранее не применяли фискальную технику.

Это обусловлено тем, что данная категория розницы оказалась на перекрестке изменений сразу в двух федеральных законах – и 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Несмотря на то, что среди продавцов слабоалкогольной продукции много предпринимателей на ЕНВД и ПСН, и согласно 54-ФЗ они могли перейти на новые ККТ только с июля 2018 года, требования 171-ФЗ обязывают их перейти на онлайн-кассы уже к 1 апреля 2017-го.

Что будет с нарушителями 54-ФЗ

Государство уже предусмотрело довольно суровые меры за неприменение или ненадлежащее применение контрольно-кассовой техники.

Согласно закону, неприменение ККТ повлечёт изъятие выручки, полученной в обход кассы. Так, должностные лица заплатят штраф в размере половины суммы расчёта, осуществлённого без применения кассового аппарата. Причём, штраф не может быть меньше 10 000 рублей. Сами же магазины могут лишиться вообще практически всей выручки, полученной подобным образом (от 75 до 100% выручки). Размер штрафа для юрлиц начинается с суммы в 30 000 рублей. Такой штраф предполагается за каждый факт нарушения закона.

Повторное нарушение повлечёт дисквалификацию должностных лиц и административное приостановление деятельности магазинов. Дисквалифицировать будут на срок до двух лет, а закрывать торговые объекты – на 3 месяца.

Одновременно закон увеличивает срок давности привлечения к административной ответственности. Новый срок составит один год. Напомним, ранее этот срок исчислялся двумя месяцами. При этом налоговики жаловались, что завершить производство в законный срок зачастую просто невозможно. Теперь же избежать ответственности пойманным на нарушении торговцам станет значительно труднее.

Что произойдёт с кассами, которые не будут заменены : ФНС в письме от 30 декабря 2016 года № ЕД-4-20/25616 предупредило, что в случае, если налоговые органы выявляют кассу, не соответствующую требованиям законодательства, то её снимут с учета в одностороннем порядке без заявления пользователя.

Как работает онлайн-касса

Новая касса, или онлайн-касса, сильно отличается от той, к которой привыкли продавцы. Во-первых, привычный кассовый блок (ЭКЛЗ - электронная контрольная лента защищённая) заменяется на фискальный накопитель. Это небольшое устройство, в памяти которого хранится информация обо всех продажах, выполненных на кассе. Фискальный накопитель шифрует данные и отправляет их в ФНС.

Заявленная стоимость фискального накопителя – 8 000 рублей, однако в настоящий момент в силу дефицита цена доходит и до 15 000 рублей. Срок работы прибора – 13 месяцев

Обещают, что на рынке будут доступны и накопители с более долгим сроком годности – до 36 месяцев, но на момент написания этой статьи такие на рынке ещё не появились.

Владелец кассы имеет право самостоятельно заменять фискальный накопитель по истечении периода использования. Но, судя по всему, поставщики кассовой техники будут требовать, чтобы это выполняли сертифицированные специалисты – например, в рамках договора обслуживания ККТ. В ином случае это может грозить снятием кассового аппарата с гарантии.

Кассовый аппарат также должен быть оборудован интерфейсом для подключения к интернету – проводному или беспроводному (WiFi, мобильный интернет).

Некоторые кассовые аппараты могут быть модернизированы под новые стандарты. Некоторые – нет. Это можно выяснить только у производителя.

Стоимость новых касс – от 18 000 до 70 000 рублей, в зависимости от характеристик и возможностей. При покупке нужно обращать внимание на то, входит ли в объявленную стоимость фискальный накопитель.

Кто такой оператор фискальных данных и зачем он вообще нужен

Законодательно в процессе передачи данных от кассы в ФНС предусмотрен обязательный посредник - оператор фискальных данных, или ОФД. Это компании, которым ФНС делегировала собирать информацию с фискальных накопителей касс и транслировать её на свои серверы. Реестр ОФД опубликован на сайте ФНС. Договор с ОФД должен быть заключён для каждой кассы. Стоимость годового договора - 3 000 рублей.

Важный вопрос – как быстро ваш чек будет отправлен в ФНС. В законе нет требования о моментальной отправке чека в ОФД. На это отводится до 30 календарных дней с момента формирования чека. Поэтому если «отвалился» интернет – ничего страшного не случится, неотправленные чеки будут накапливаться в фискальном накопителе, а при восстановлении связи – будут отправлены в ОФД. Но если в течение 30 дней информация не передана, то фискальный накопитель будет автоматически заблокирован и касса перестанет печатать чеки.

Несмотря на наличие посредника, ответственность за своевременность передачи данных в ФНС несёт владелец кассы.

Какие данные будут указаны в новых чеках

В чеках, которые будут выдавать онлайн-кассы, содержится намного больше информации, чем было раньше. Теперь туда включаются, в числе прочих, и следующие сведения:

  • информация о системе налогового учёта продавца;
  • признак расчёта (приход, возврат и т.д.);
  • наименование проданных товаров;
  • сумма расчёта с отдельным указанием ставки и размера НДС;
  • форма расчёта (наличные или электронный платёж).

Также на чеке будет размещен QR-код, по которому покупатели смогут с помощью специального мобильного приложения найти свой чек на сайте ФНС.

Большинство данных касса получает из программы, в которой компания ведет товарный учёт. Если такого учёта раньше не было, а в чеках пробивалась только общая сумма покупки – необходимо такой учёт организовать и обеспечить выгрузку нужных данных в кассу.

Для этого между кассовым аппаратом и программой учёта (например, «1С:БизнесСтарт») организуется синхронизация данных: из программы в кассу передаётся номенклатура, актуальные розничные цены, данные о скидках, а обратно загружается отчёт о продажах. Это называется интеграция кассы с программой.

Такое торговое приложение может быть размещено на компьютере или в «облаке» - в онлайн-сервисе, доступном пользователю через интернет.

Есть тип касс, которые могут работать автономно, без подключения к компьютеру. Обычно их используют небольшие торговые точки, курьеры, пункты разъездной торговли и т.д. У них есть одно неудобство - если товаров довольно много, то забить их в такую кассу и регулярно менять их цены затруднительно.

Для них теперь разработаны специальные «облачные» программы, которые помогают загрузить номенклатуру, быстро обновлять розничные цены после переоценки, печатать этикетки и ценники. Например, новая облачная программа «1С:Касса », с платой за доступ в 200 рублей в месяц, как раз предназначена для того, чтобы организовать удобную работу с такими аппаратами.

По новому закону, кроме бумажного чека покупатель может получить и электронный – достаточно попросить продавца отправить чек по e-mail или SMS со ссылкой на чек на сайте ФНС. Кассы отправлять SMS и электронные письма пока не умеют, и обычно эта задача поручается или торговой программе, или ОФД. Кстати, в решениях «1С» такие возможности уже реализованы.

  • Важно! И бумажный, и электронный чеки имеют одинаковую юридическую силу – то есть по любому из них можно вернуть товар в магазин или подтвердить понесённые расходы (например, оплату лечения для налогового вычета или компенсацию расходов в командировке). То есть при наличии электронного чека можно не опасаться потерять бумажный.

Как перейти на работу по новым правилам: шаг за шагом

Чтобы перейти на новый порядок применения контрольно-кассовой техники нужно осуществить следующие действия:

Шаг первый – снять старую кассу с учёта. Это придется сделать по старинке, то есть с личным посещением налоговой инспекции.

Шаг второй – модернизировать кассу или установить новый кассовый аппарат . Свяжитесь с производителем или поставщиком вашей кассы и уточните, подлежит ли она обновлению. Если кассу модернизировать нельзя, то нужно покупать новую. При выборе модели имейте в виду, что касса должна входить в госреестр ККТ . Кроме того, полезно обратить внимание, работает ли новая касса с товароучётной программой, например, с «1С». Проверить совместимость софта и оборудования можно и на сайтах производителей касс.

Шаг третий – заключить договор с оператором фискальных данных. Выбор ОФД пока невелик, в целом их условия и цены идентичны. Заключать договоры ОФД предпочитают в электронном виде, то есть используя электронный документооборот .

Для этого потребуется электронная подпись. Если вам потребуется бесплатная помощь в выборе и подключении ОФД – можно воспользоваться сервисом «1С-ОФД ».

Шаг четвёртый - поставить новую кассу на учёт в ФНС. И новую, и модернизированную кассу нужно поставить на учёт в налоговых органах. Для этого необходимо создать личный кабинет на сайте ФНС и иметь квалифицированную электронную подпись. Получить её можно в одном из удостоверяющих центров .

Для постановки на учёт кассового аппарата можно использовать квалифицированную электронную подпись, которую использует организация для сдачи отчётности в ФНС. Данная КЭП должна быть выпущена либо на руководителя организации, либо на лицо, имеющее право подписывать документы без доверенности (согласно данным ЕГРЮЛ).

Такая подпись может быть у вашего бухгалтера. Или же у него может быть право получить такую подпись бесплатно по договору сопровождения «1С» (в сервисе «1С-Подпись »). Поэтому прежде чем платить за новую подпись – поинтересуйтесь о такой возможности у своего бухгалтера.