Youtube

Общеобразовательный проект. Образовательный проект по начальному техническому моделированию проект на тему

Пока традиционное образование переживает кризис, сторонники новаторского подхода к получению знаний объединяют усилия в поисках свежих форматов. 28-29 октября петербургский образовательный стартап GameСhangers проводит конференцию Education Engeneering Days , на которой обмениваются опытом представители самых передовых открытых школ, университетов и образовательных летних лагерей из России, Финляндии, Дании, Великобритании и других стран. Участники проектов рассказали «Теории и практики» о своей философии, творческих экспериментах с образовательным процессом и планах на будущее.

Первый в России центр исследования науки и технологий, координирующий исследователей из России и всего мира. STS был создан в 2011 году и с тех пор успел наладить академические связи с университетом Корнелла, Массачусетским технологическим институтом, Институтом политических исследований (Scinces Po, Париж), университетом Экзетер (Великобритания) и Калифорнийским университетом в Дэвисе (UC Davis).

Лилия Земнухова и Любава Шатохина

научные сотрудницы центра

«Центр STS - это образовательная и исследовательская площадка. Он аккумулирует и распространяет передовые идеи, методы и теоретические подходы, которые сегодня существуют в сфере изучения науки и технологий. Сейчас на базе центра реализуются два проекта: совместный проект Государственного Эрмитажа и ЕУ СПб «Этнография музея» и исследование российских IT-специалистов («Russian Computer Scientists at Home and Abroad») при поддержке Министерства образования и науки РФ.

В рамках работы центра мы привлекаем к исследованиям молодых ученых, аспирантов и магистрантов. Они становятся нашими научными сотрудниками по итогам конкурса. Занятия ведут преподаватели разных факультетов ЕУ СПб, а также других российских вузов и исследовательских центров. Центр STS объединяет представителей самых разных дисциплин: антропологии, истории, социологии, политики. М

Обучение и проведение исследований в центре STS - это работа в научном коллективе, лекции, семинары, методологические коллоквиумы, конференции и выездные летние школы. Сейчас в рамках проекта «Russian Computer Scientists at Home and Abroad» также запланирована полевая работа в разных странах и стажировки в ведущих университетах мира. Наша задача - представить многомерную картину того, как работают и живут российские IT-специалисты на родине и за рубежом: в США, Великобритании, Финляндии, Германии, Израиле и Франции. В перспективе, ориентируясь на результаты исследований, мы хотим организовать и ряд практических инициатив, имеющих не только научно-исследовательское, но и социальное значение».

Алина Контарева

стипендиат центра STS

«Учеба и работа в центре STS пригодится тем, кто хочет заниматься правом, политикой в области технологий, научной журналистикой и образованием, экологической экспертизой и т.п. - то есть, работает в сферах, где необходима точка зрения гуманитарных наук на технологии, медицину и естественные науки. Поэтому если вы любите химию или программирование, а у вас диплом филолога, центр позволит найти точки пересечения между этими областями.

Помимо посещения тематических лекций и семинаров, участия в конференциях и чтения огромного количества литературы, каждый студент проводит собственные исследования. В рамках своей магистерской программы в ЕУ и учебы в STS я, к примеру, изучала коммуникативные практики, а также ломографию - в качестве кейса «возвращения» технологий. Сейчас я учусь по PhD-программе и принимаю участие в новом проекте центра, посвященном работе российских программистов на родине и за рубежом».

Peloton - трехгодичный проект, поощряющий сознательное использование энергии компаниями и потребителями. Задача сообщества - поощрять стартапы, которые создают продукты и услуги, позволяющие перейти на разумное потребление энергии.

Мария Ритола

сооснователь Peloton Club

«Peloton Club был основан Demos Helsinki - независимой компанией со штаб-квартирами в Финляндии и Швеции. Мы, ее создатели, имеем большой опыт в области энергетики, исследования климатических изменений, технологий и рынков, разработки концепций и развития каналов коммуникации.

Нехватка ресурсов и изменение климата создают бессчетное количество новых возможностей для предпринимателей, которые хотят помочь людям оптимизировать свои энергетические потребности. Peloton Club - это открытое, динамично развивающееся деловое сообщество. Это единственный в мире стартап, который фокусируется на разумном использовании энергии. Любой человек может присоединиться к нам - в одиночку или вместе со своей командой. Для этого нужно всего лишь иметь хорошую идею, чтобы затем воплотить ее в жизнь с помощью Peloton.

Цель нашего сообщества - снабдить потребителей продуктами и услугами, которые позволят им обеспечить для себя разумное потребление энергии. Фактически, мы создаем то, что помогает обществу перейти на экологически рациональный стиль жизни. А это значит, что Peloton меняет самые крупные и ресурсоемкие рынки мира: рынок товаров домашнего хозяйства, транспортный рынок и рынок продуктов питания.

В своей работе мы используем модель, в рамках которой главную поддержку команды оказывают друг другу сами.

Специально для Peloton Club мы в Demos Helsinki разработали программу под названием Peloton Summer Camp. Ее цель - предоставить стартап-командам пути для продвижения вперед. В рамках программы прототипы энергосберегающих концепций проходят несколько этапов тестирования. Одна из них проходит на Flow - крупном фестивале урбанистики в Хельсинки. А заключительная фаза программы включает в себя подготовку к посещению таких стартап-мероприятий, как Slush (крупнейшее подобное мероприятие в Северной Европе)».

The Public School в Берлине - это школа, в которой сетку расписания формируют сами студенты, оставляя заявку о желании изучать какой-то конкретный предмет на сайте. Студенты, также заинтересованные в изучении этого предмета, голосуют за его включение в расписание. В итоге администрация школы, проанализировав заинтересованность студентов, находит преподавателя и открывает курс. Школа не аккредитована и не выдает дипломы.

Фиона Гойс

член комиссии Public School в Берлине

«The Public School была создана в Лос-Анджелесе в 2007 году и с тех пор существует в нескольких странах по всему миру. The Public School Berlin открылась осенью 2007 года и продолжает работать в настоящее время. Школа обеспечивает основу для самообразовательной деятельности. Это открытая школа без жесткого расписания и учебной программы, в которой каждый при помощи интернет-платформы может сам предложить тот курс, который он хотел бы освоить.

Школа работает по следующей схеме: люди проявляют интерес к какой-либо выдвинутой участниками теме, и организаторы каждой школы анализирует их заинтересованность и открывает реальный курс по изучению того или иного предмета. В Берлине при поддержки The Public School еженедельно проводятся семинары различной тематики, встречи дискуссионных групп и открытые лекции. Каждый, кто принимает участие, может быть как и студентом, так и преподавателем, семинаристом, ведущим занятия на постоянной основе или периодически.

Что касается других вопросов о характере проекта, то поскольку у нас нет постоянного состава - как студентов, так и преподавателей, то говорить о каких-либо достижениях и планах школы очень трудно. Но можно точно сказать, что с 2010 года мы организовали около 50 различных занятий, и пока люди будут продолжать предлагать собственные курсы, школа будет работать и развиваться»

Pixelversity - это экспериментальная open-source платформа для развития людей, занимающихся дизайном, искусством, исследованием городского пространства и активистскими проектами. Организаторы проекта проводят независимые фестивали и акции, объединяющих различных арт-деятелей. Обучение проходит в форме в воркшопов, тренингов, семинаров и экспедиций.

Эндрю Патерсон

координатор и преподаватель образовательной программы Pixelache

«Можно сказать, что наша образовательная программа «Pixelversity» - это сочетание двух элементов: «Pixelache» + Diversity (разнообразие)/University. «Pixelache» - это слово, которое мы стали использовать в качестве термина для описания ощущения передозировки от цифровых медиа. Подобная передозировка очень легко происходит, если содержание медиа слишком скучно и монотонно, если форматы, инструменты и принципы освещения нового сходятся лишь к узким наборам опций. Так же, интерпретацией этого слова может быть - «боль» от чрезмерного цифрового влияния на повседневную жизнь. Мы хотим устранить эту боль. Достаточная мотивация, не правда ли?

Наш образовательный проект основан на обучении, построенном на обмене опытом людей, близких по интересам. Мы выступаем за трансдисциплинарность и хотим учить людей реализовывать свои проекты на практике и воплощать их вместе.

При помощи своих идей мы поддерживаем всех, кто хочет развиваться в широком круге экспериментального искусства, дизайна, проектных исследований, пытаясь содействовать как и образовательному процессу, так и практическому применению приобретенных навыков.

Мы проводим множество свободных и неформальных мероприятий с участием местных, региональных и международных специалистов, студентов и обычных людей. У нас нет никакой иерархии во взаимоотношениях между учителем и учеником - мы вообще не используем такие термины. За время нашего существования нам удалось расширить наши сети и начать проводить в разы больше открытых творческих мероприятий.

Мы могли бы прекратить делать нашу образовательную программу в любое время, но для нас важно продолжать работу. В 2014 году мы планируем заняться деятельностью связанной с медиа, переработкой материалов и преображением социально-городского пространства».

BarnCamp - летний образовательный лагерь для людей любого возраста, существующий с 2008 года. Он возник на базе проекта HacktionLab , объединяющего технологических активистов. Программа лагеря рассчитана на три дня и в нее включены семинары, дискуссии, практические сессии и лекции на тему новых технологий и их использования общественными и городскими активистами.

Мик Фазз

один из организаторов BarnCamp и летнего лагеря HacktionLab

«BarnCamp - это летний лагерь, со специфичной первоначальной целью: делиться знаниями о создании образовательного пространства не в пространстве города, а на лоне природы. С течением времени сформировалась более широкая цель проекта - собрать в одном месте людей, заинтересованных в программном обеспечении, интернет-технологиях и их влиянии на социальную жизнь людей.

Мы хотим предоставлять открытое образовательное пространство, в котором люди будут говорить о технологиях доступным языком, и в котором образовательные процессы будут сочетаться с весельем. BarnCamp - это не просто образовательная площадка, но и хорошее место для летнего отдыха на природе. Наш проект - как праздник, как фестиваль, где главную роль, вместо музыки, играют технологии. Мы хотим дать почувствовать сильный вкус технологического веселья.

Ежегодно в лагере принимает участие около 100 человек. И мы рады размеру нашего лагеря. Нам нравится, что создается доверительная атмосфера и что почти все участники программы успевают познакомиться между собой. Многие люди находят здесь единомышленников, с которыми после создают проекты, выпускают книги и запускают сайты. Так что это хорошее место для коллабораций.

Специально форсировать увеличение размеров лагеря мы не хотим, но с готовностью поможем другим людям устраивать подобные мероприятия, если они обратятся к нам за советом. Мы хотим делиться идеями».

The Kaospilots - это одновременно бизнес- и дизайн-школа, дающая разностороннее образование будущим творческим лидерам и предпринимателям. Она предлагает программы как для студентов, так и для состоявшихся специалистов.

Мортен Ноттельманн

выпускник и сотрудник школы

«Школа Kaospilots организована не так, как традиционные университеты или школы с постоянным штатом учителей. Наши студенты собираются в «команды», и у каждой команды есть свой тимлидер, который следит за общим благополучием команды и отдельных участников и курирует образовательный процесс в соответствии с нашим расписанием. Как правило, они не преподают сами, но приглашают гостевых педагогов по самым разным специальностям и работают в тесном диалоге с ними. Учебные семестры сильно различаются в зависимости от набора предметов и состава преподавателей.

Мы пытаемся возродить классический девиз легендарного педагога Песталоцци: «преподавать нужно руками, сердцем и головой». На практике это означает, что мы уделяем равное внимание мыслительному процессу, делам и ощущениям, сочетая короткие периоды теории с личными исследованиями и действиями, сопровождаемыми диалогами и осмыслением. Наши студенты учатся быть лидерами, занимаясь боксом и танцуя танго, развивают личную мотивацию с помощью рисования и стрельбы из лука, но у нас есть и более традиционные лекции. Воркшоп и исследование собственных возможностей - важные элементы в работе каждого класса. Также важно упомянуть, что мы стимулируем студентов «смотреть по сторонам». Это означает, что процесс обучения неформально происходит и между студентами: они делятся друг с другом разными навыками, которые не всегда входят в нашу официальную программу. Все студенты имеют 24-часовой доступ к нашим зданиям и помещения всегда гудят из-за импровизированных мастер-классов по чему угодно - от брейкданса до программирования.

У нас нет фиксированной целевой аудитории, но мы рады людям с открытым умом, добрым сердцем и большим запасом жизненных сил, что означает, что они не сдадутся в первый же момент, когда встретят сопротивление. Мы прежде всего хотим дать им знание своих возможностей, большую сеть профессиональных связей и набор отточенных навыков. В Kaospilots мы часто говорим своим студентам, что они не должны ожидать, что кто-то придумает вакансию специально для них. Если мы создаем свою программу образования, чтобы ответить на меняющиеся запросы рынка труда, мы не делаем им никаких скидок. Мы хотим, чтобы наши студенты были частью будущего и бросали вызов статусу-кво.

Сейчас мы сосредоточены на том, чтобы распространить наши знания для более широкого круга людей. Сейчас у нас работают две школы - в Дании и Швейцарии, и мы хотим расширяться - особенно интересно узнать, что мы можем сделать в неевропейских частях света».

GameChangers - бесплатная межвузовская программа для студентов и представителей бизнеса, науки и государственной власти, которые хотят кому-то передать свой опыт. Сперва проект фокусировался только на вопросах IT-бизнеса, но сейчас открылись и другие направления: предпринимательство в области биоинформатики и биотеxнологий, цифровые производственные лаборатории, экосистема бизнеса, будущее образования.

Сергей Дмитриев

cоздатель GameChangers

«На английском название программы звучит так: Ad-hoc Education and Research Program GameChangers». Ad-hoc - это «по случаю», «по ситуации». В «геноме» GameChangers заложена способность быстро адаптироваться под контекст. Мы можем в любой момент изменить формат работы и часть тематических планов, заменить экспертов. Для современного образования это необычно. Сейчас университеты напоминают вокзалы, где программы обучения точны, словно расписание поездов, а роль людей ограничена. Но GameChangers - это не поездка по железной дороге, а скорее автостоп. Ответственность за «путь» тут лежит на самом человеке и на его «попутчиках».

Мы не учим, мы создаем среду для развития и пробуждаем в участниках предпринимательский подход к обучению и работе. Такая среда требует проактивности. Уже на этапе отбора кандидат узнает, что от его действий зависит многое. Также с первых дней обучения мы размываем грань между студентами, кураторами и экспертами, и вместо того, чтобы старшие учили младших, мы вместе занимаемся исследованием интересных нам глобальных областей. Вот почему один из главных инструментов в GameChangers - это английский язык. Практически вся текстовая коммуникация у нас идет именно на нем. Форматы обучения есть разные: очные семинары, домашние задания и квесты (большие групповые задания), рейтинги, экзамены, выпускные проекты, встречи с кураторами, неформальные мероприятия, совместные с партнерами открытые семинары.

В этом учебном году мы не стали делать набор на основную программу и сосредоточились на работе с выпускными проектами нынешних студентов. К зиме фокус сместится на открытые мероприятия и публикацию материалов об индустрии IT, которых за три года у нас накопилось немало, и подготовку следующего сезона».

Михаил Винк

выпускник и куратор международного направления GameChangers

«До обучения у меня было три бизнеса в области IT. Но программа дала мне возможность посмотреть на эту отрасль под другим углом. Я понял, что мне интереснее работать над масштабными задачами, а не играть в предпринимателя в своей небольшой (хоть и уютной) песочнице. Я закрыл, передал или продал все проекты, которые у меня были на тот момент, уехал путешествовать по Европе и Средней Азии на пару месяцев, а затем вернулся и пошел работать в компанию JetBrains на позицию Product Marketing Manager. Также я курирую международное направление GameChangers, работаю со студентами и планирую стратегию активности».

В подготовке текста также принимали участие Наталия Киеня и Дарья Варламова.

марина покаляева
Образовательный проект по здоровьезбережению «Разговор о правильном питании»

Образовательный проект по здоровьезбережению для детей подготовительной

группы «Разговор о правильном питании»

«Мы не для того живём, чтобы есть,

а едим для того, чтобы жить»

Сократ

Актуальность:

В результате неправильного питания происходит ухудшение здоровья человека: употребление фаст-фудов и других продуктов, вкусных, но не приносящих пользы здоровью, особенно растущему организму. Это способствует увеличению количества детей, имеющих избыточный вес, часто болеющих, со сниженным зрением и слаборазвитых физически.

Гипотеза исследования.

Мы предполагаем, что реализация проекта через самостоятельную практическую деятельность детей окажет позитивное влияние на развитие у детей познавательного интереса к принципам здорового питания.

Продолжительность проекта: с января по май 2018 года.

Тип проекта: познавательный, здоровьесберегающий, творческий.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Возраст детей: 6-7 лет.

Цель: Понять, зачем человек ест и что надо есть, чтобы стать сильным и здоровым.

Задачи:

Изучить литературные источники по данной теме;

Выяснить, какие продукты наносят вред нашему здоровью;

Узнать о полезных продуктах и правилах здорового питания;

Провести анкетирование среди детей и родителей по данной проблеме;

Сделать выводы на основе полученных знаний.

План реализации проекта.

Формы работы над проектом:

Занятия;

Беседы с детьми;

Проведение игр;

Практическая деятельность детей под руководством воспитателя;

Чтение художественной литературы;

Творческая работа с детьми;

Экскурсии

Методы работы над проектом:

Рассказ;

Наблюдение;

Логические рассуждения;

Самостоятельная практическая деятельность детей;

Демонстрационное экспериментирование;

Анкетирование дошкольников и родителей;

Продуктивная деятельность;

Творческая деятельность;

Просмотр презентаций, мультфильмов

Анализ результатов исследования.

Ожидаемые результаты:

1. Сформированные у детей навыки здорового питания

2. Сформированная гигиеническая культура во время приема пищи.

3. Наличие потребности в здоровом питании, изменение отношения к своему здоровью.

4. Создание цикла НОД по теме: «Здоровое питание - крепкое здоровье»

Для родителей.

1. Создание цикла консультаций для родителей по здоровому питанию.

2. Активное участие в жизнедеятельности группы.

Для педагогов.

1. Повышение профессионального уровня педагогов в вопросах ознакомления детей по теме.

2. Пополнение методических материалов;

1 Этап - подготовительный.

Сбор и систематизация информации по теме «Здоровое питание- здоровое тело».

Проведение опроса среди детей «Мои любимые продукты», Проведение опроса среди родителей «Питание вашего ребенка».

Изучение методической литературы по теме проекта.

Подготовка методического материала: рассказов, стихов, загадок, кроссвордов, мультфильмов.

Подбор иллюстраций, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр по данной теме.

Подбор художественной литературы по данной теме.

2 Этап – реализация проекта.

Познавательное развитие:

Беседы, беседы - размышления с детьми: Цель: формировать знание о здоровье и питании, дать первоначальное представление о витаминах, о их важности для детского организма. Расширять знания детей об окружающем мире.

«Правильное питание - залог здоровья».

«Что такое здоровое питание?»

«Все ли продукты питания полезны нашему организму?»

«Какие самые полезные продукты?»

«Из чего состоит наша пища?»

«Самый вкусный и полезный сок»

«Витамины всем необходимы»

«Полезные продукты, здоровые зубки»

Целевая экскурсия на пищеблок, продуктовый магазин

Цель: Продолжать знакомить детей с профессиями. Рассказать о работе повара, продавца продуктов. Воспитывать интерес к труду взрослых, учить обращать внимания на трудовые действия повара, продавца, и результат его работы. Продолжать знакомить детей с предметами окружающей обстановки, расширять словарный запас.

Рассматривание иллюстраций:

«Продукты питания», таблица «Продукты и витамины»

Цель: Формировать знание о продуктах питания, витаминах. Учить детей быть внимательными при просмотре иллюстраций, рассказать о продукте, который изображен на картинке.

Социально-коммуникативное развитие

Игры:

Дидактические игры:

Цель: Формировать экологические знания детей на тему: «Овощи и фрукты». Создать условия для познавательного времяпровождения детей.

Д/и «Волшебное блюдо».

Сл/и «Полезные продукты».

Д/и «Угадай на вкус».

Д/и «Волшебный мешочек».

Д/и «Что растет на огороде, саду»

Д/и «Пирамида здоровья»

Д/и «Вредно – полезно»

Сюжетно – ролевые игры: «К нам пришли гости», «Кафе»

Цель: Формировать навыки правильного поведения за столом во время еды. Развивать активность детей, поддерживать бодрое и радостное настроение во время игры.

Беседа «Правила мытья рук», режимные моменты

Речевое развитие

Рассказывание сказки: «Как зайчонок Кузя маму вылечил»

Чтение стихотворения С. Шишкой «Капризный зайка»

Художественно - эстетическое развитие.

Рисование «Овощи и фрукты, полезные для здоровья», «Осенние витамины».

Аппликация «Витамины в банке».

Лепка «Витаминный вклад»

Коллаж: «Полезные продукты».

Фотовыставка: «Как мы едим».

Физическое развитие:

Подвижные игры

«Рыбаки и рыбка»

«Зайка и капуста»

«Рыбачья сеть»

«Сеял дедушка горох»

«Кабачки»

«Яблочки»

Работа с родителями

Конкурс рисунков «Овощи и фрукты – полезные продукты» (материалы конкурса оформить в виде книжки-раскладушки.

Совместно с воспитанниками и родителями оформить папку: «О правильном питании и пользе витаминов»,

Консультация для родителей «Витамины А,В,С»

Создать буклет для родителей: «Таблетки растут на грядке, таблетки растут на ветке»,

Подготовить консультации: «Как объяснить ребёнку о пользе здоровой пищи».

Памятка для родителей «Правила мытья рук», «Профилактика кишечных инфекций»

З аключительный этап:

Оформление проекта «Разговор о правильном питании» и ознакомление родителей с его результатами.

Тематическая выставка детских рисунков.

Создание альбома «Питайтесь правильно».

Выводы: дети

*Если хочешь вырасти сильным, здоровым, умным и красивым, нужно есть полезные продукты.

*Полезно есть разные продукты: овощи и фрукты, молочные продукты, мясо и рыбу, хлеб и крупы, растительное и сливочное масло, полезны салаты из свежих овощей.

*Перед едой нужно мыть руки с мылом. Не забывать вымыть ягоды, фрукты и овощи перед тем, как их съесть.

*Перерыв между едой не должен быть больше трех часов, а значит, лучше есть понемногу пять раз в день.

*Полезно есть на завтрак каши.

*На ужин есть только легкую пищу;

*Лучше отказаться от перекусов между приемами пищи;

*Как можно меньше употреблять продукты быстрого приготовления;

Родители

Неправильное питание – это одна из первых причин многих заболеваний. Жирная пища приводит к чрезмерному увеличению веса, заменители, ароматизаторы, красители играют роль яда, разрушая наш организм изнутри.

Правильное соотношение углеводов, жиров и белков – основа здорового питания. При недостатке витаминов замедляется рост, снижается работоспособность организма. Поэтому нужно как можно больше употреблять витаминов, содержащихся в продуктах. Много витаминов содержится в мясе, рыбе, молочных продуктах, овощах, фруктах. Витамины очень важны для здоровья.

Пища – это источник энергии для человека, и избыток или недостаток её – проблема. Нужно смолоду научиться соблюдать «золотую» середину, не допуская переедания или недоедания, иначе можно заработать серьёзные болезни. Надо жить в гармонии с собой и с окружающими нас продуктами!

Приложение 1

Светлана Шишкина

«Капризный зайка»

Надоело заиньке

Лист жевать капустный!

Ну, во-первых, маленький;

Во-вторых, не вкусный.

Для начала съел сметаны

(Втихаря от строгой мамы,

Навернул борща тарелку,

Съел орешков вместе с белкой,

Чуть колбаски, чуть сырочка,

Бутерброд и тортик. Точка.

Он у доктора сидит:

У него живот болит.

Надо правильно питаться,

Чтоб здоровым оставаться.

Художественное слово, используемое работе с детьми:

Никогда не унываю

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А, Б, С.

Очень важно спозаранку,

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам,

И не только по утрам.

Помни истину простую

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую,

Или сок морковный пьёт.

От простуды и ангины

Помогают апельсины.

И неплохо есть лимон

Хоть и очень кислый он

Приложение 2

Памятка для детей: Нельзя!

Пробовать все подряд

Есть и пить на улице

Есть немытое

Есть грязными руками

Гладить животных во время еды

Есть много сладкого

Памятка для родителей

Какие продукты ежедневно должен получать ребенок дошкольного возраста

Сливочное масло: 30–40 г

Растительное масло: 15–20 г

Хлеб (пшеничный и ржаной): 200–300 г

Крупы и макаронные изделия: 40–60 г

Картофель: 200–300 г

Овощи: 300–400 г

Фрукты свежие: 200–300 г

Сок: 150–200 мл

Сахар: 50–70 г

Кондитерские изделия: 20–30 г

Молоко, молочные продукты: 300–400 г

Мясо птицы (филе): 100–130 г

Рыба (филе): 50–70 г

Приложение3

А нкетирование детей на тему «Мои любимые продукты»

1. Какие блюда ты любишь больше всего? Назовите 5 - 7 любимых блюд___

2. Назови 5 - 7 любимых продуктов. ___

3. Назови, что ты предпочитаешь на завтрак? ___

4. Какие продукты лучше всего взять для перекуса в школе? ___

5. Что лучше выпить, если ты хочешь утолить жажду?___

6. Какие твои любимые напитки?___

Приложение

Анкетирование родителей на тему «Питание вашего ребенка»

1. Какие блюда он любит больше всего? Назовите 5 - 7 любимых блюд___

2. Назови 5 - 7 любимых продуктов ребенка ___

3. Назови, что ребенок любит есть на завтрак? ___

4. Какие продукты вы даете ребенку для перекуса? ___

5. Что вы предлагаете ребенку, чтобы утолить жажду?___

6. Какие напитки предпочитает ваш ребенок?___

Приложение 4

Беседа «Зачем нужны витамины?»

Ребята, вчера мне рассказали, что наши дети в детском саду стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. Их дети очень любят. Витамины очень полезные.

А вы, ребята, пробовали витамины?

А для чего нужны витамины?

Конечно, витамины есть не только в таблетках, но и во многих продуктах.

А в каких продуктах есть витамины?

Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д. В каких продуктах они содержатся и для чего нужны. Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения. Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца). Витамин С - цитрусовые,

капуста, лук, редис, смородина (от простуды). Витамин Д - солнце, рыбий

жир (для косточек).

Вы запомнили, а теперь скажите, где еще мы можем встретить витамины?

Приложение 5

Словесная игра «Полезные продукты»

Воспитатель:

Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!».

А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.

1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок, И тогда ты точно будешь очень строен и высок.

2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить. Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.

3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет: Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.

4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов. И Сереже и Ирине всем полезны витамины.

5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела. Хочет в гости к нам прийти, в дверь не может проползти.

6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся, Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.

Приложение 6

Подвижные игры

«Вкусный обед».

Воспитатель - повар, дети – овощи и фрукты. Дети выбирают себе медальон, на которых нарисован овощ или фрукт.

Повар надевает поварской колпак и фартук.

Правила игры:

1. Под музыку дети скачут поскоками. С окончанием музыки все продукты бегут к своим кастрюлям - обручам: красный обруч – в нем варится борщ, синий обруч – в нем готовится компот.

2. Во время бега надо соблюдать дистанцию друг с другом, не наталкиваться друг на друга, не создавать опасных ситуаций;

3. Повар хвалит те продукты, которые быстро и правильно найдут свою кастрюлю.

Дети встают вокруг повара, берутся за руки и идут по кругу, произнося слова:

Ты, наш повар, не ленись!

За обед скорей берись.

Ты почисти нас быстрей,

Чтобы был обед вкусней.

Приготовишь ты сейчас:

Вкусный борщ, компот из нас.

После окончания слов под музыку двигаются подскоками в разных направлениях. С окончанием музыки бегут к кастрюлям – обручам.

Проверяют, все ли вы продукты правильно положили в борщ и в компот. Быстро выбрают себе пару и обменяться медальонами.

Дети меняются медальонами друг с другом, игра повторяется сначала.

«Зайка и капуста»

Тень-тень-потетень,

В огороде-то плетень.

За плетнем капуста,

Сладкая до хруста.

Зайкам хочется капусты,

В животе голодном пусто.

Зайки – прыг в огород,

А там сторож у ворот.

Убегайте, зайки, прочь,

Вы должны себе помочь.

Раз, два, три,

Зайчишек лови.

(В центре группы стоит ребенок – «сторож». Он прикладывает руки к глазам, как бинокль. Дети – «зайки» прыгают по группе. «Зайки» прыжками приближаются к «сторожу», прыгают вокруг него, дразнят. На слово «лови» «сторож» кидается ловить «зайчат». Дети убегают за линию в конце группы.)

«Рыбачья сеть»

Выбирается ведущий, а остальные игроки разбегаются по площадке. Водящий бегает за игроками и пытается коснуться кого-либо. Попавшийся игрок берет за руку водящего, и они вместе начинают «ловить» остальных. Потом присоединяется третий и т. д. Образуется сеть, которая ловит остальных игроков. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все игроки или последние не окажутся внутри сети, когда сеть будет состоять из достаточного количества игроков и не сможет быть порвана.

«Рыбаки и рыбка»

Два участника – рыбки. Остальные становятся по парам лицом друг к другу в две линии и берут друг друга за руки – это сеть. Рыбка хочет выбраться из сети. Она должна проползти на животе под сцепленным руками, которые при этом усердно задевают ее по спине, слегка постукивают по ней, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они берутся за руки и становятся сетью. Процесс смены ролей повторяется два-три раза.

«Сеял дедушка горох»

Сеял дедушка горох.

(Стоят лицом в круг. Совершают ритмичные прыжки на носках, руки на поясе.)

Был горох совсем неплох.

(Попеременно топают ногами на месте.)

Круглый, звонкий,

Желтый, гладкий,

Очень ровный, очень сладкий.

(Ребенок – «дед», стоящий внутри круга, совершает эти же движения.

Приседают.)

Вдруг упал мешок с горохом.

(Совершая подскоки, дети разбегаются по группе.)

Бедный дедушка заохал.

Был горох, и на тебе –

Раскатился по избе!

На слове «избе» ребенок – «дед» начинает пятнать детей. Каждый вновь запятнанный ребенок присоединяется к цепочке «горошин», которые выстраиваются за «дедом». «Дед» должен собрать весь «горох».

В конце дети образуют круг. Стоят лицом в круг. Совершают ритмичные прыжки на носках, руки на поясе.

«Кабачки» (малоподвижная игра)

Кабачки лежат на грядке и стараются, растут.

(Дети лежат на спине, согнутые в коленях ноги стоят на полу.)

Солнце ласково их греет,

(Выпрямляют ноги и кладут их на пол.)

И дождинки пить дают.

(Поднимают руки вверх, разводят их в стороны, кладут на пол ладонями вверх.)

Надоело им лежать, и решили дружно с грядки кабачки все убежать. (Поднимают руки вверх перед собой и делают помахивающие движения кистями и пальцами рук.)

Но поймали их за пятки очень ловкие ребятки.

(Пальцы рук сжаты в кулаки. Круговые движения согнутых в локтях рук, имитирующие упражнение «Велосипед».)

Кабачки они подняли,

(Медленно садятся, наклоняются вперед и дотрагиваются до ступней ног.)

А потом отдали маме.

(Встают на ноги и охватывают себя руками.)

«Яблочко» (малоподвижная игра)

Педагог, стоя в центре круга, образованного детьми, держит яблоко в руках. Красненькое яблочко на веточке висит

(Взявшись за руки, дети идут по кругу, произнося слова.)

На девочек и мальчиков с веточки глядит.

(Останавливаются.)

Кто его достанет, кто его сорвет,

(Идут в центр круга, и назад делают хлопок над головой.)

Тот сладенькое яблочко к себе положит в рот.

(Идут по кругу в противоположном направлении. Останавливаются)

Раз, два, три, ну, попробуй-ка сорви!

(Хлопают в ладоши, подпрыгивают на двух ногах, стараясь рукой сорвать яблоко; «срывают яблоко» - «нюхают яблоко» - медленный, плавный вдох носом, плечи не поднимаются; произносят на выдохе: «Ах как пахнет!»)

Хоровод овощей

(Дети стоят в круге на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Педагог и дети рассказывают стихотворение).

В огород пойдем, хоровод заведем.

(Дети идут по кругу, держатся за руки)

В хоровод возьмем редиску.

С ней присядем низко- низко.

(Приседают, держатся за руки)

В хоровод возьмем морковку.

И с морковкой спляшем ловко.

(Выполняют танцевальные движения)

Вверх потянемся с лучком,

(Тянутся вверх, поднявшись на носочки)

Побежим за кабачком

(Бегут по кругу друг за другом)

И поскачем по дорожке, как зеленые горошки.

(Скачут по кругу друг за другом)

Приложение 7

Физкультминутки

«Ежик и барабан».

С барабаном ходит ежик, Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик, Бум-бум-бум!

(Маршируют по кругу, изображая игру на барабане.)

С барабаном за плечами, Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно, Бум-бум-бум!

(Идут по кругу, спрятав руки за спину.)

Очень яблоки любил он, Бум-бум-бум!

(То одной, то другой рукой подносят ко рту воображаемое яблоко.)

Барабан в саду забыл он, Бум-бум-бум.

(Останавливаются, разводят руками.)

Ночью яблоки срывались, Бум-бум-бум.

(Руки на поясе, прыжки на месте.)

И удары раздавались, Бум-бум-бум.

Зайцы здорово струхнули, Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули, Бум-бум-бум!

(Делают «ушки» из ладошек, медленно приседают, сидят, дрожат, закрывают глаза руками.)

Н. В. Нищева

«Апельсин»

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

(Идут по кругу взявшись за руки.)

Это долька – для ежа.

Это долька – для стрижа.

Это долька – для утят.

Это долька – для котят.

Это долька – для бобра.

(Останавливаются лицом в круг.

Загибают по одному пальцу, начиная с большого, на каждое название животного.)

А для волка – кожура.

(Изображают пасть волка двумя руками.)

Он сердит на нас – беда!

(Приседают. Закрывают голову руками.)

Разбегайся, кто куда!

(Разбегаются.)

Н. В. Нищева

Используемая литература

Нищева, Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). – СПб., 2013. – 624

Новиковская, О. А. Ломашни йлогопед. Чистоговорки, скороговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи / О. Новиковская. – М. : 2015. – 96 с.

Савельева, Е. А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. – СПб., 2013. – 64

Московский проект «Курчатовский центр непрерывного конвергентного образования» разработан в рамках реализации проекта модернизации региональных систем общего образования и направлен на повышение качества образования.

Реализация проекта началась в образовательных организациях города Москвы с 2011 года. В 2012-2013 годах осуществлена поставка учебного оборудования в школы и учреждения дополнительного образования. 37 школ города стали участниками проекта, и на сегодня в них поставлено оборудование для кабинетов-лабораторий физики, химии, биологии и географии для обеспечения обучения школьников как на базовом, так и на профильном уровнях, а также для выполнения групповых и индивидуальных учебных проектов.

Презентация на тему: "Курчатовский проект..."

Проект «Курчатовский центр непрерывного междисциплинарного образования» (Курчатовский проект) объединяет усилия более 500 учителей из 37 образовательных организаций г. Москвы, представляющих все административные округа г. Москвы, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования города Москвы, специалистов НИЦ «Курчатовский институт».

Проект реализуется в соответствии с принципами:

  • Образование на основе фундаментальных понятий.
  • Конвергентное образование в лабораторных комплексах.
  • Сотрудничество с НИЦ «Курчатовский институт».
  • Развитие межрайонных ресурсных центров конвергентного образования.
  • Оценка эффективности реализации проекта на основе высоких достижений обучающихся.

Для координации действий участников проекта создан проектный офис. Состав проектного офиса:

  • НИЦ «Курчатовский институт».
  • Департамент образования г. Москвы.
  • Городской методический центр ДОгМ.
  • Представители образовательных организаций Курчатовского проекта.

Руководитель проектного офиса - заместитель директора ГМЦ ДОгМ Кузнецова Елена Валерьевна.

В дорожную карту развития Курчатовского проекта входит:

  • Проведение семинаров по вопросам развития проекта «Курчатовский центр непрерывного конвергентного образования».
  • Проведение «Дня открытых дверей» в НИЦ «Курчатовский институт».
  • Проведение экскурсий, мастер-классов и практических занятий на площадках НИЦ «Курчатовский институт».
  • Проведение обучающих семинаров и лекций для педагогов и обучающихся.
  • Проведение научно-практической конференции «Курчатовский проект - от знаний к практике» для учителей-предметников, обучающихся и других представителей образовательных организаций.
  • Проведение Конкурса проектных и исследовательских работ обучающихся: «Курчатовский проект - от практики к знаниям».
  • Проведение независимой диагностики образовательных результатов обучающихся по математике и физике.
  • Развитие раздела Курчатовский проект на сайте mosmetod.ru.

На данный момент в образовательные организации Курчатовского проекта осуществлена поставка более 500 позиций лабораторного и электронного оборудования, а также специализированной мебели для оснащения конвергентных лабораторий. Данные лаборатории планируются к использованию как ресурсные центры для близлежащих школ. Лаборатории проекта могут быть реализованы как по отдельным предметам, так и в виде лабораторных комплексов: нанотехнологического, метеорологического, биолого-химического, комплекса экологического мониторинга и др.

В образовательных организациях Курчатовского проекта используется оборудование для обучения более 25000 школьников, функционируют 146 кружков, проводится 52 факультативных курса; учителя и учащиеся осуществили 16 полевых практик. Обучающиеся школ проекта выполнили почти 300 проектно-исследовательских работ, с которыми выступили на конференциях и конкурсах различного уровня. Более 200 учителей прошли курсы повышения квалификации по программам, разработанным в рамках Курчатовского проекта. Педагоги образовательных организаций приняли участие более чем в 90 конференциях различного уровня.

В настоящее время на сайте Городского методического центра, в сборниках статей, на сайтах образовательных организаций и других внешних ресурсах опубликовано более 50 методических разработок учителей, участвующих в реализации Курчатовского проекта.

Образовательные организации Курчатовского проекта имеют развитые внешние связи не только с НИЦ «Курчатовский институт», но и с другими научными организациями, учреждениями высшего профессионального образования, организациями, развивающими экологическую тематику, производственными предприятиями, а также предприятиями-поставщиками оборудования Курчатовского проекта.

Учащиеся образовательных организаций Курчатовского проекта чаще всего выбирают для углубленного изучения физику, химию, биологию или географию в рамках классов естественнонаучного или технологического профиля.

Нормативно-правовое обеспечение проекта:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования
  4. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599.
  5. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".
  6. Концепция образовательной и научно-методической деятельности Курчатовского центра непрерывного междисциплинарного образования.
  7. Материалы семинара по вопросу организации учебно-практических занятий обучающихся в современной инженерной среде образовательной организации от 8.12.2017 года
Знание типологии проектов, используемых в сетях или в обычном учебном процессе, может оказать существенную помощь педагогам при разработке этих проектов, их структуры, при координации деятельности учащихся в группах
Прежде всего определимся с типологическими признаками.
Метод или вид деятельности, доминирующий в проекте: исследовательский, творческий, приключенческий, ролево-игровой, практико-ориентированный, информационный и пр.

Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

Характер контактов: внутренний (локальный), региональный, международный и т. д.

Количество участников: персональный, парный, групповой.

Продолжительности проведения: краткосрочный, долгосрочный, эпизодический.

Особенности проектов в соответствии с первым признаком

Исследовательские проекты

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

Творческие проекты

Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.). Оформление результатов проекта может быть в виде сборника, сценария, программы праздника, видеофильма и т. д.

Приключенческие, игровые проекты

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты работы могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Отмечается высокая степень творчества.

Информационные проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты также, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:

* цель проекта - результат (статья, реферат, доклад, видеоматериалы и пр.);
* предмет информационного поиска - поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов - аналитическая работа над собранными фактами - выводы - корректировка первоначального направления (если требуется) - дальнейший поиск информации по уточненным направлениям - анализ новых фактов - обобщение - выводы и т. д. до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта, - заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка).

Практико-ориентированные проекты

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно четко ориентирован на социальные интересы, интересы самих участников работы (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

Виды проектов по второму признаку

Литературно-творческие

Это наиболее распространенные типы совместных проектов. Дети разных возрастных групп, разных стран мира, разных социальных слоев, разного культурного развития, наконец, разной религиозной ориентации объединяются в желании творить. Иногда, как это было в одном из проектов, координатором которого выступал профессор Кембриджского университета Б. Робинсон, скрытую координацию осуществляет профессиональный детский писатель, задача которого в ходе разыгрываемого сюжета научить ребят грамотно, логично и творчески излагать свои мысли.

Естественно-научные

Чаще всего бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу (например, состояние лесов в данной местности и мероприятия по их охране).

Экологические проекты также, как правило, требуют привлечения исследовательских, научных методов, интегрированного знания из разных областей. Чаще они бывают практико-ориентированными одновременно (кислотные дожди; флора и фауна наших лесов; памятники истории и архитектуры в промышленных городах; беспризорные домашние животные в городе и пр.).

Языковые (лингвистические)

Чрезвычайно популярны, поскольку они касаются проблемы изучения иностранных языков, что особенно актуально в международных проектах и потому вызывает живейший интерес участников проектов. В соответствии с указанными признаками можно предложить следующую типологию проектов по иностранным языкам:

* обучающие проекты, направленные на овладение языковым материалом, формирование определенных речевых навыков и умений.
* лингвистические, направленные на изучение языковых особенностей, языковых реалий (идиом, неологизмов, поговорок и т. п.), фольклора.
* филологические, направленные на изучение этимологии слов, литературные исследования, исследование историко-фольклорных проблем и др.

Культурологические проекты

Они связаны с историей и традициями разных стран. Без культурологических знаний очень трудно бывает работать в совместных международных проектах, так как необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре. Культурологические (страноведческие) проекты предполагают развитие языковых и речевых умений и навыков на более или менее продвинутом уровне владения языком посредством организации межкультурного общения с целью ознакомления с культурой, историей, этнографией, географией, экономикой, политикой, государственным устройством стран партнеров, искусством, литературой, архитектурой, традициями и бытом народов и т. д. Проекты этого типа целесообразно проводить с носителями языка, что вытекает из целей, описанных выше. Иностранный язык (ИЯ) выступает в роли средства общения; естественная языковая среда способствует формированию потребности использования ИЯ как единственно возможного средства коммуникации.

С точки зрения содержания культурологические проекты бывают:

* историко-географические, посвященные истории страны, города, местности, географии страны, города, местности;
* этнографические, нацеленные на изучение традиций и быта народов, народного творчества, этнического состава народа, проживающего на данной территории, национальных особенностей культуры разных народов и т. д;
* политические, цель которых ознакомление с государственным устройством стран, с политическими партиями и общественными организациями, со средствами массовой информации и их влиянием на государственную политику, с законодательством страны и т. д;
* посвященные проблемам искусства, литературы, архитектуры, культуры страны изучаемого языка.
* экономические, повященные проблемам финансовой и денежной системы, налогообложения и т. д.

Ролево-игровые также весьма популярны и часто сочетаются с каким-то иным направлением проекта, например, приключенческим, или литературно-творческим, или культурологическим. Ролево-игровые и игровые проекты, так же, как и культурологические, предполагают развитие языковых и речевых умений и навыков владения языком посредством организации межкультурного общения на двух последних уровнях усвоения языкового материала (уровень применения по аналогии, уровень творческого применения).

* воображаемые путешествия, которые могут преследовать самые разнообразные цели: обучение речевым структурам, клише, специфическим терминам, диалоговым высказываниям, описаниям, рассуждениям, умениям и навыкам из других областей знаний;
* имитационно-деловые, моделирующие профессиональные, коммуникативные ситуации, которые максимально приближают игровую ситуацию к реальной;
* драматизированные, нацеленные на изучение литературных произведений в игровых ситуациях, где в роли персонажей или авторов этих произведений выступают учащиеся;
* имитационно-социальные, где учащиеся исполняют различные социальные роли (политических лидеров, журналистов, учителей, пр.).

Спортивные проекты объединяют ребят, увлекающихся каким-либо видом спорта. Часто они в ходе таких проектов обсуждают предстоящие соревнования любимых команд (или своих собственных); методики тренировок; делятся впечатлениями от каких-то новых спортивных игр; обсуждают итоги крупных международных соревнований и пр.).

Географические проекты могут быть исследовательскими, приключенческими и пр.

Исторические проекты позволяют их участникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие событий политических, социальных, анализировать исторические события, факты.

Музыкальные проекты объединяют партнеров, интересующихся музыкой. Это могут быть аналитические проекты, творческие, когда ребята могут даже совместно сочинять какое-то музыкальное произведение, аранжировать его.

По третьему признаку - характеру координации - проекты могут быть:

* с открытой, явной координацией. В таких проектах координатор выступает в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя роботу участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно договориться о встрече в каком-то официальном учреждении, провести анкетирование, интервью со специалистами, собрать репрезентативные данные и пр.);
* со скрытой координацией. В таких проектах координатор не обнаруживает себя в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из...). Примером таких проектов могут служить известные проекты, организованные и проведенные в Великобритании (Кембридж, Б.Робинсон), в которых в одном случае профессиональный детский писатель выступал как участник проекта, стараясь «научить» своих «коллег» грамотно и литературно излагать свои мысли по различным поводам. В конце этого проекта был издан интереснейший сборник детских рассказов по типу арабских сказок. В другом случае в качестве такого скрытого координатора экономического проекта для учащихся старших классов выступал британский бизнесмен, который также под видом одного из деловых партнеров пытался подсказать наиболее эффективные решения конкретных финансовых, торговых, других сделок, в третьем случае для исследования некоторых исторических фактов в проект был введен профессиональный археолог, который, выступая в роли неквалифицированного специалиста, направлял «экспедиции».

Что касается таких признаков, как характер контактов, продолжительность проекта и количество участников проекта, то они не имеют самостоятельной ценности и полностью зависят от типов проектов.

В работе над проектами обязателен исследовательский метод, и поэтому нам представляется важным кратко остановиться на его характеристике.

Исследовательский метод, или метод исследовательских проектов основан на развитии умения осваивать окружающий мир на основе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования.

Учебный исследовательский проект структурируется на основе общенаучного методологического подхода: определение целей и формулировка гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования, уточнение выявленных проблем и определение процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, ее обработка и анализ полученных результатов, подготовка соответствующего отчета и обсуждение возможного применения полученных результатов.

На основе приведенной общедидактической типологии телекоммуникационных проектов появляется возможность разработки проектов по конкретным учебным предметам или, точнее, предметно-ориентированных проектов, поскольку, как уже говорилось, чисто «математические» или «биологические» проекты разработать довольно сложно, все они в той или иной мере интегрированные, межпредметные. Поэтому речь может идти о специфике типологии в связи с целевой направленностью проектов.

В качестве примера можно привести типологию, ориентированную на изучение иностранных языков, наиболее адекватную целям обучения, которые и явились типологическими признаками: практическое овладение языком; лингвистическое и филологическое развитие школьников; ознакомление с культурологическими, страноведческими знаниями; ситуативная, коммуникативная природа общения.

Все виды проектов, если это международные проекты, ведутся на иностранном языке и потому представляют, помимо возможности реализации дидактических или методических задач, дополнительный интерес, поскольку создают условия для реальной языковой среды, на базе которой формируется потребность общения на иностранном языке, потребность в изучении иностранного языка. В этой связи особый интерес представляют языковые (лингвистические), культурологические (страноведческие) и ролево-игровые проекты, типология которых приведена выше.

Почти все виды проектов предусматривают использование исследовательских методов для решения заложенной в них проблемы. Исследовательский метод основан на развитии у учащихся умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования. Учебный проект (особенно исследовательского типа) структурируется на основе общенаучного методологического подхода: выявление проблемы или ряда проблем, определение целей и формулировка гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы, уточнение выявленных проблем в ходе обсуждения методов ее решения, определение процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, ее обработка и анализ полученных результатов, подготовка соответствующего отчета и обсуждение возможного применения полученных выводов.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он преврашается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Телекоммуникационные проекты

Особое место в образовательной деятельности школы занимают телекоммуникационные региональные и международные проекты.

Появившись в начале восьмидесятых годов, телекоммуникационные сети первоначально использовались в сфере науки и образования лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку вся сетевая работа тогда заключалась в обмене письмами между учащимися. Однако, как показала международная практика и многочисленные эксперименты, в отличие от простой переписки, специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети может дать более высокий педагогический результат. Наиболее эффективной оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран. Основной формой организации учебной деятельности учащихся в сети стал учебный телекоммуникационный проект.

Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности.

Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знаний, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения. Это всегда диалог культур.

Международные проекты, которые проводятся на английском языке, целесообразно включать, если позволяет программа, в структуру содержания обучения для данного класса и соотносить его с той или иной темой устной речи и чтения. Таким образом, выбранная тема для телекоммуникационного проекта будет органично вписываться в систему обучения, включая весь программный языковой материал. Если международный проект предусматривается по другим предметам школьной программы, который также должен выполняться на английском языке, но который не соответствует программному материалу по английскому языку, то такой проект выполняется во время внеклассной работы, как правило, не всей группой, а отдельными учениками.

Проблематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерной телекоммуникации. Другими словами, далеко не любые проекты, как бы интересны и практически значимы они ни казались, могут соответствовать характеру телекоммуникационных проектов. Как определить, какие проекты могут быть наиболее эффективно выполнены с привлечением телекоммуникаций?

Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:

* предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным, пр. явлениями, требующими сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;
* предусматривается сравнительное изучение, исследование тех или иных явлений, фактов, событий, происшедших или происходящих в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений, пр.;
* предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций решения, т.е. для получения данных об эффективности предлагаемого способа решения проблемы;
* предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи: чисто практической (например, выведение нового сорта растения в разных климатических зонах, наблюдения за погодными явлениями, пр.), или творческой (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздников и т. д. и т. п.);
* предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания.

Параметры внешней оценки проекта:

* значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и обработки получаемых результатов; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);
* характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
* необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;
* привлечение знаний из других областей;
* доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
* эстетика оформления результатов проведенного проекта;
* умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.