Youtube

Основные показатели социального благополучия. Социальная работа и социальное благополучие Экономическое благополучие человека

Понятие социального благополучия и его обеспечение

В настоящие время все развитые страны выдвигают на первое место социальную политику, в основе которой лежит обеспечение прав человека на стандарт благополучия и социальную защиту в данном обществе. По сути, социальная политика - это политика регулирования социально-экономических условий жизни, основанная на поддержании отношений справедливости в обществе, регулировании отношений между отдельными социальными группами, обеспечении условий, повышении уровня жизни всех членов общества .

И.В. Мерзлякова определяет социальное благополучие как высшую социальную ценность, социальный идеал, область социальной оптимальности, с которой связаны жизненно важные интересы человечества. Стремление к достижению социального благополучия во все времена являлось наиболее устойчивой мотивацией активности социальных субъектов. Современное понимание сущности и содержания социального благополучия связывается с пребыванием в пределах цивилизации, максимально эффективным использованием её благ, оптимальным осуществлением жизнедеятельности в условиях высоких темпов развития постиндустриальной, информационно-образовательной эпохи .

Жизненные реалии таковы, что у каждого субъекта общества свой критерий социального благополучия. На наш взгляд, сложно провести параллель между социальным благополучием «рядового» миллионера и инвалида колясочника, поскольку разные потребности будут у каждого возникать для обеспечения своего социального благополучия. А для того, чтобы в регионах социальное благополучие во всех отраслях достигало значимых вершин, государству необходимо акцентировать внимание субъектов на результативность проводимой работы.

Социально-обеспечительная правосубъектность государства реализуется в социальных обязательствах, которые представляют собой основанные на законе, ином нормативно-правовом акте или договоре материальные правоотношения между государством и гражданами. При этом граждане при наличии установленных законом условий имеют право на получение конкретных видов социального обеспечения, а государство в лице уполномоченных органов и учреждений обязано их предоставить .

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституция РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом .

Разноплановая палитра взаимодополняющих законодательных актов Российской Федерации гарантирует выполнение обозначенных государством приоритетов. Таким образом, складывается социальная политика государства. Все нормативно-правовые акты перечислить невозможно, однако мы посчитали важным обозначить базовые: Закон от 18.01.2005 г. №3-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан»; Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2011); Федеральный закон от 08.12.2010 №343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (ред. от 25.02.2011) // СЗ РФ. - 2010. - №50. - Ст. 6601; 2011. - №9. - Ст. 1208, часть 7 статьи 101 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Так же наряду с этими федеральными законами можно выделить следующие: ФЗ от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации»; ФЗ №342052-3 «О государственной поддержке молодых семей в жилищной сфере»; Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Федеральный закон от 05.04.2003 №44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О порядке учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

Ежегодные статистические данные отражают результативность деятельности государства по созданию социального благополучия в обществе. Так, например, семейные и материнские пособия на 2000 г. составляли 27042 млн рублей, а уже в 2012 г. 876700 млн рублей . Так же, в сфере образовательных услуг, охват молодёжи программами начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования на момент 2000 г. составлял 16,4%, а в 2012 г. 22,6% .

Наряду с ФЗ хотелось бы обратить внимание на значимость регионального законодательства, результатом которого является привлекательная политика региона и как следствие социальное благополучие его граждан. Так, например, в Ростовской области, Республиках Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Чувашия действует ФЗ №256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». В данном ФЗ в ст. 3 говорится о том, что женщины, родившие (усыновившие) третьего ребёнка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, могут воспользоваться правом на дополнительные меры государственной поддержки. Перечень данных регионов, в которых действует ФЗ №256, определён распоряжением правительства РФ от 26 июля 2012 г. №1354-р.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что процесс модернизации социальной политики в РФ способствует росту уровня жизни основной массы населения. Каждый гражданин нашей страны может делать выбор и создавать своё социальное благополучие, реализовывать свою деятельность в нужном для него ключе, достигать желаемых вершин, по максимуму использовать свои способности в той отрасли, которую он предпочитает. Однако, как бы государство не стремилось утолить жажду общества к собственным потребностям, это не возможно… Высказывание древнегреческого философа Демокрита яркое тому свидетельство: «Жадность до денег, если она ненасытна, гораздо тягостней нужды, ибо чем больше растут желания, тем больше потребностей они порождают» .

Библиографический список

социальный благополучие правосубъектность

Бем-Баверк О. Избранные труды о ценности, проценте и капитале. - М.:Эксмо, 2009.

Мерзлякова И.В. Теоретико-методологические основы социологического анализа социального благополучия населения региона: дисс…. канд. соц. наук: 22.00.01. - Барнаул, 2007. - 578 с.

Данные Фонда социального страхования РФ за 2012 г.

Показатели рассчитаны с использованием численности населения, пересчитанной с учётом итогов ВПН-2010 за 2003-2012 гг.

Социальные обязательства государства: экономический и юридический подходы к содержанию понятия // Российский юридический журнал. - 2007. - №5.

Цитаты и афоризмы. URL: http:// Citaty.info

представляет собой удовлетворённость человека своим статусом и межличностными связями, а также актуальным состоянием общества, к которому он себя причисляет. Под социальным статусом имеется в виду положение человека в обществе, определяемое его экономическими, профессиональными, этническими и другими признаками. Что касается межличностных связей, то они представляют собой совокупность взаимоотношений между людьми, которые проявляются в характере и способах воздействий, оказываемых ими друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения. Социальное благополучие – это высшая социальная ценность, с которой связаны жизненно важные интересы человечества. Социальное благополучие – интегральный показатель эффективности функционирования социальной сферы, отражение социального самочувствия, уровня благосостояния, качества жизни населения, индикатор социальной безопасности общественной системы в целом. Благосостояние– обеспеченность отдельной личности, семьи, класса или социальной группы и населения в целом в государстве жизненно необходимыми потребностями (материальными, социальными, духовными). Главный элемент благосостояния – уровень доходов населения и его Дифференциация. Уровень доходов является результатом развития экономики в стране и обеспеченностью страны природными ресурсами. Также, наряду с потребностями и доходами, Благосостояние включает условия быта и труда, структуру и объем свободного и рабочего времени, показатели образовательного и культурного уровня, экологическую и демографическую ситуацию в стране. Виды благополучия: 1. Материальное благополучие представляет собой обладание определённым набором благ, которые не только обеспечивают удовлетворение витальных потребностей человека, но и создают возможности для его духовного развития. Как видим, оно определяется в терминах благ, под которыми имеется в виду всё, что может удовлетворять жизненные потребности людей, принося им пользу или доставляя удовольствие. Что касается потребностей, то они представляют собой нужду или недостаток в том, что необходимо для жизнедеятельности человека. 2. Духовное благополучие представляет собой ощущение причастности к культуре общества, а также осознание возможности приобщаться к её богатствам. Оно предполагает не только осознание себя как личности, но и критическое отношение к себе и своей деятельности. Духовно благополучный человек способен планировать и осуществлять собственную деятельность, а также управлять своим поведением в соответствии с социальными нормами. Он является творческой, цельной личностью, которая справляется с жизненными стрессами и плодотворно работает на пользу как самой себе, так и своему сообществу. 3. Психологическое благополучие представляет собой особенности внутреннего мира человека, которые определяют его переживания и поведение. Однако относительно того, каковы эти особенности, специалисты расходятся во мнениях. Так, одни из них указывают такие составляющие психологического благополучия, как позитивные отношения с другими людьми, принятие себя (позитивная оценка себя и своей жизни), автономия (способность следовать своим собственным убеждениям), компетентность (контроль над окружающей средой и способность эффективно управлять своей жизнью), наличие целей, придающих жизни направленность и смысл, а также личностный рост как чувство непрекращающегося развития и самореализации. Другие специалисты связывают психологическое благополучие с такими личностными особенностями, как уверенность в себе, адекватная самооценка, позитивный взгляд на жизнь, доброжелательность, общительность и эмоциональная стабильность. Понятие психологического благополучия близко по значению таким понятиям, как "душевное здоровье", "осмысленность жизни", "личностная адекватность", "психическое здоровье" и др. 4. Физическое благополучие представляет собой свободу от болезней, а также полноту жизненных сил Социальное самочувствие-эмоциональный аспект оценки представителями социальной группы своего общественного положения, уровня удовлетворения социально-экономических и духовных потребностей, интересов. В С. с. выражается общая тональность общественных настроений группы (экономического, политического, идеологического, национального и др.) Уровень жизни (уровень благосостояния) - степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей массой товаров и услуг, используемых в единицу времени. Уровень жизни базируется на объёме реальных доходов на душу населения и соответствующем объёме потребления. Качество жизни населения - это степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека. Государство всеобщего благосостояния (англ. welfare state) - концепция правительства, при которой государство играет ключевую роль в защите и поощрении экономического и социального благополучия его граждан. Она основана на принципах равенства возможностей, справедливого распределения богатства и общественной ответственности за тех, кто не может обеспечить себе минимальные условия хорошей жизни. Общий термин может охватывать различные формы экономической и социальной организации. Социолог Томас Хамфри Маршалл определил государство всеобщего благосостояния как особенное сочетание демократии, благосостояния и капитализма. Учёные обратили особое внимание на исторические пути, по которым Германия, Великобритания и другие страны развивались как государства всеобщего благосостояния


В современных российских условиях, в период целенаправленной активизации процессов модернизации во всех сферах социальной жизнедеятельности отмечается существенное возрастание интереса к проблемам благополучия человека и общества. Словосочетание «социальное благополучие» все активнее используется в научных теориях и концепциях, социально-политических декларациях, нормативно-правовых актах, социальных программах и других политических документах для обозначения оптимального состояния человека, социальных групп, общностей, общества в целом. Современное российское государство провозглашает социальное благополучие населения стратегическим ориентиром и критерием результативности социальной политики.

Вместе с тем сегодня отсутствует продуманная стратегия обеспечения социального благополучия населения, нарастает противоречие между государственными целевыми установками на достижение социального благополучия населения и реальными условиями их реализации.

В сложившейся ситуации особую актуальность обретают научные исследования, ориентированные на осмысление проблем благополучия человека и общества. Особую роль здесь призваны сыграть социальная работа и социология - науки, целевые ориентиры которой во все времена были связаны с познанием законов социальной стабильности и прогресса, поиском путей совершенствования процессов жизнедеятельности и развития общества, оптимизации условий существования и функционирования социальных субъектов разного уровня.

Современные социологические исследования социального благополучия населения должны быть ориентированы не только на теоретическое познание природы, сущности, содержания социального благополучия. Они должны решать и комплекс практических социальных задач, связанных с разработкой, сбором и интерпретацией социальных показателей, позволяющих произвести комплексную оценку социального благополучия населения страны, а также с формированием, внедрением и развитием эффективных социальных показателей, ориентированных на оптимизацию его уровня.

Под социальными показателями понимается совокупность мероприятий по упорядочению процессов, направленных на формирование и поддержание благоприятных социальных условий, в которых возможно эффективное производство и распределение социальных благ для наиболее полной реализации потребностей и интересов социальных субъектов на разных уровнях их жизнедеятельности.

Для оптимизации уровня социального благополучия используется множество социальных показателей, которые можно разделить на четыре группы: социально-экономические, правовые, социально-политические, социокультурные.

Социально-экономические показатели социального благополучия направлены на создание условий для наиболее полной реализации трудового и интеллектуального потенциала граждан, обеспечения их материального достатка, достойного уровня жизни.

Социальное благополучие трудоспособного населения во многом определяется ситуацией на рынке труда и уровнем трудовой занятости, поэтому эффективное регулирование рынка труда и занятости является одним из основныхсоциально-экономических показателей социального благополучия.

Трудовая занятость не является абсолютным и единственным условием обеспечения материального благополучия человека и его семьи. Важную роль играет величина заработной платы. Одним из наиболее значимых факторов, определяющих величину заработной платы, пенсии и других выплат в современном государстве, является уровень минимального размера оплаты труда (МРОТ), который относится к основным социальным гарантиям, предоставляемым государством своим гражданам

Особое место среди социально-экономических показателей социального благополучия населения занимает инвестирование в человеческий капитал. Человеческий капитал - это запас благ долговременного действия, способный положительно влиять на развитие всех сфер жизнедеятельности социума.

Основополагающим социально-экономическим показателем социального благополучия нетрудоспособного населения является формирование социальных фондов (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования) для социального обеспечения, социальной помощи и поддержки социально уязвимых групп населения. Основным источником формирования таких фондов являются отчисления работодателей и самозанятых граждан. Указанные взносы начисляются в процентах от суммы доходов трудящихся. Сбор взносов и контроль над правильностью их начисления осуществляют налоговые органы. Средства фондов расходуются на предоставление гарантированных страховых медицинских услуг, выплату пенсий, пособий, компенсаций отдельным социальным категориям в соответствии с социальным законодательством.

Таким образом, социально-экономические показатели социального благополучия населения связаны с процессами регулирования рынка труда и занятости населения, обеспечением стабильности и достойного уровня заработной платы, инвестированием в человеческий капитал, формированием внебюджетных фондов для социального обеспечения, социальной помощи и поддержки нетрудоспособных и социально уязвимых групп населения.

Правовые показатели социального благополучия населения ориентированы на формирование и развитие нормативно-законодательной базы, обеспечивающей гарантии соблюдения прав и свобод человека во всех сферах его жизнедеятельности, и организацию жизни общества в соответствии с действующим в государстве законодательством.

В основе правовых показателей социального благополучия населения лежат правовые нормы, которые представляют собой официальное выражение ценностей и норм нравственности и воплощаются в юридических законах. Законы - это базовый фундамент социальной стабильности, безопасности и благополучия социальной жизни. Они регламентируют поведение и отношения социальных субъектов во всех многочисленных сферах социальной жизнедеятельности, что обусловливает наличие множества отраслей законодательства. Для обеспечения социального благополучия особое значение имеют те отрасли законодательства, которые ориентированы на защиту прав и свобод человека и гражданина, - социальное законодательство.

На региональном уровне федеральное социальное законодательство дополняется нормативно-правовыми актами субъектов РФ, которые адаптируют положения федеральных законов и других федеральных правовых норм к конкретным условиям регионов для более эффективного их исполнения. В целом обозначенная система действующих в обществе юридических законов призвана обеспечивать соблюдение и защиту прав и свобод граждан, содействовать формированию и сохранению правопорядка как важнейшего принципа организации социальной жизни, основы социального благополучия населения.

Основным механизмом, мотивирующим человека к признанию и соблюдению правовых норм, является формальный социальный контроль, организация и осуществление которого - непременное условие существования общества и государства. Ослабевание формального социального контроля, его недостаточность приводит к росту преступности, падению общественной нравственности, дезорганизации общественных отношений. Однако и избыточность формального социального контроля негативно влияет на общество, поскольку ограничивает свободу, инициативность и творческую деятельность граждан, что имеет своим следствием замедление темпов развития общества и застой.

Формальный социальный контроль осуществляется государством в лице соответствующих организаций: органов правопорядка, школы, армии, СМИ и т.д. Он включает в себя две взаимосвязанные подсистемы: подсистему отслеживания и подсистему воздействия. Подсистема отслеживания основана на наблюдении за поведением людей с целью своевременного обнаружения и купирования нежелательного поведения, поддержания и поощрения желательного. Подсистема воздействия ориентирована на реализацию санкций - оперативных средств социального воздаяние за то или иное поведение, которое может осуществляться в форме социального поощрения или наказания, и направлено на стимулирование людей соблюдать установленный законом порядок.

Таким образом, правовые показатели социального благополучия населения представлены социальным законодательством, обеспечивающим соблюдение и защиту прав и свобод человека, правосознанием, правовой культурой и формальным социальным контролем, которые в совокупности способствуют созданию и сохранению стабильных, безопасных, комфортных условий социальной жизнедеятельности, являющихся фундаментом социального благополучия населения.

Социально-политические показатели социального благополучия населения связаны с основными механизмами формирования и реализации государственной социальной политики, которая является составной частью внутренней политики государства и ориентирована на решение актуальных социальных проблем. В ее задачи входит гармонизация социальных отношений, создание условий для прогрессивного развития социальной сферы, совершенствование условий, образа и качества жизни населения, оказание необходимой социальной помощи, поддержки и защиты социально уязвимым слоям и группам населения.

Главным инструментом социальной политики, важнейшим социально-политическим показателем социального благополучия населения являются приоритетные национальные проекты и комплексные целевые социальные программы, которые наиболее полно отражают приоритеты, направления, цели и задачи социальной политики, определяют социальные проблемы и группы населения, которые нуждаются в особом внимании, а также уточняют методы разрешения имеющихся социальных противоречий.

Важным инструментом социальной политики государства, социально-политическим показателям социального благополучия населения являются государственные социальные стандарты, которые представляют собой устанавливаемые государством нормы и нормативы, обеспечивающие реализацию гарантированных Конституцией социальных прав граждан, и порядок предоставления этих прав. Государственные социальные стандарты определяют нижнюю границу социального благополучия и устанавливаются в виде натуральных, стоимостных, временных и финансовых норм и нормативов, а также правил и положений, регламентирующих порядок их установления и применения. Государственные стандарты устанавливаются в целях определения гарантированной структуры и норм потребления гражданами материальных благ и услуг; проведения единой социальной политики в различных регионах страны; использования в качестве нормативов при обосновании расходов бюджетов разных уровней на социальные нужды; оценки уровня жизни населения и хода реализации социальной политики; использования при разработке социальных программ; обоснования необходимости и установления размеров адресной социальной помощи нуждающемуся в ней населению.

Таким образом, к основным социально-политическим показателям социального благополучия населения относятся основные инструменты социальной политики государства - приоритетные национальные проекты, комплексные целевые социальные программы и государственные социальные стандарты.

Социокультурные показатели социального благополучия населения связаны с формированием и развитием социальной культуры, которая понимается в данной контексте как культура социальной жизни, коммуникации, социальных отношений и взаимодействий, обеспечивающая «сцепление» социальной системы, стабильность социальной жизни, гармоничное жизнеосуществление и поступательное развитие социальных субъектов разного уровня.

Важнейшими социокультурными показателями социального благополучия, способствующими формированию и развитию социальной культуры, являются нравственные ценности и нормы.

Нравственные ценности и нормы составляют основу нравственной культуры, которая является неотъемлемой частью социальной культуры, играет важную роль в регулировании социальных отношений и взаимодействий, регламентации социальной жизни, обеспечении социального благополучия, стабильности и порядка в обществе.

К социокультурным показателям социального благополучия населения, механизмам формирования социальной культуры относится также развитие духовного мира человека через приобщение к религии и искусству

К социокультурным показателям социального благополучия можно отнести социальные идеалы, которые трактуются как высшие социальные цели, образцы и составляют фундамент социальной культуры. Они формируются на основании общепризнанных ценностей, структурируют и упорядочивают картину мира, определенным образом организуют жизнедеятельность социальных субъектов и общества в целом, определяют их стратегические целевые ориентиры.

Однако какой бы значимой не была роль обозначенных выше социокультурных показателей социального благополучия человека и общества, главным из них следует признать полноценную социализацию. Социализация - это процесс освоения социокультурного опыта предшествующих поколений, формирования социальных качеств и свойств, знаний и умений, ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения, благодаря которым индивид становится полноправным членом общества.

Итак, в современном обществе сложилось несколько групп социальных показателей социального благополучия населения: социально-экономические, связанные с оптимизацией функционирования рынка труда и занятости, обеспечением достойного уровня доходов населения, защитой покупательской способности заработной платы, инвестированием в человеческий капитал и формированием фондов социального обеспечения социально уязвимых групп населения; правовые - социальное законодательство, правосознание, правовая культура и формальный социальный контроль;социально-политические, главными среди которых являются комплексные целевые социальные программы и государственные социальные стандарты; социокультурные, ориентированные на формирование высокого уровня нравственности, приобщение к религии и искусству, распространение единых представлений о социальных идеалах, создание новой государственной идеологии, организацию и осуществление полноценной социализации подрастающих поколений. В условиях интенсивных преобразований и реформ они требуют совершенствования и развития.

Похилько Юлия Васильевна

студент 2 курса, кафедры медицинской психологии и социальной работы СамГМУ, РФ, г. Самара

Захарова Елена Владимировна

научный руководитель, канд. мед. наук, доцент СамГМУ, РФ, г. Самара

В современном обществе, где перед человеком каждый день встают различные социальные проблемы, повышенного внимания заслуживает изучение социального благополучия человека и общества, его оценка и факторы, влияющие на его развитие.

Под социальным благополучием следует понимать показатель, объединяющий все структуры социальной сферы и отражающий процессы функционирования и уровень качества жизни социума.

Структуру социального благополучия раскрывают такие два понятия как социальное благополучие человека и социальное благополучие общества.

Основами социального благополучия общества можно считать такие элементы, как уровень жизни, обусловленный показателями среднедушевого дохода и прожиточного минимума, а также понятия качества жизни, устанавливаемые понятиями о состоянии здоровья и санитарного благополучия населения, вероятностью получения обязательной медицинской помощи и обеспечение социальной защищенности.

Социальное благополучие человека основывается на социальном благополучии общества, но определяется его личностной оценкой своего благосостояния и удовлетворенности жизни в сравнении с собственными жизненными условиями в прошлом или жизненными условиями других людей.

Иными словами социальное благополучие можно охарактеризовать как объективное общественное явление, детерминированное повседневными условиями жизнедеятельности людей, в которых они удовлетворяют свои потребности, реализуют жизненные планы и социальные ожидания .

В современном мире социальное благополучие человека и общества занимает важное место среди приоритетных проблем социальной политики любого развитого государства. Но для реализации социальных программ по обеспечению социального благополучия населения необходимо, в первую очередь, провести научные исследования относительно состояния различных сторон функционирования социума.

Одним из наиболее подробных и объективных индикаторов общественного развития, отражающих степень социального благополучия на изучаемой территории, является Индекс человеческого развития. Данный показатель был создан в 1990 году в ходе Программы развития ООН группой исследователей, во главе которой стоял Махбуб уль Хак (Mahbub ul Haq). Но уже Амартия Сен (Amartya Sen) адаптировал данный Индекс и разработал концепцию отчетов ООН о развитии человечества, публикующихся ежегодно с 90-го года прошлого века.

Индекс человеческого развития - это коэффициент, рассчитываемый по таким показателям как ожидаемая продолжительность жизни, образование и показатель валового национального дохода, а также описывающий процесс совершенствования человека в различных странах и регионах мира.

Базой для измерения Индекса, в отличие от предыдущих исследований социального развития общества, являлись не только данные по ВНД, но и такие важные показатели как достижения в области здравоохранения и образования, что до этого никогда не принимались во внимание. ИЧР составлялся по данным официальной статистики исследуемой страны, поэтому полученные результаты можно было считать достаточно объективными и поддающимися проверке.

Для определения Индекса человеческого развития необходимо выделить три основных направления, по которым измеряется достижения той или иной страны:

· здоровье и долголетие оценивается при помощи показателя ожидаемой продолжительности жизни при рождении (количество лет, которое может прожить новорожденный младенец, если существующие на момент его рождения преобладающие тенденции в области показателей смертности для конкретных возрастных групп останутся без изменений на протяжении всей его жизни);

· доступ к знаниям измеряется при помощи двух показателей: средней продолжительности обучения (среднее количество лет образования, полученное лицами в возрасте 26 лет и старше в течение жизни, основанное на показателе образовательного уровня населения, пересчитанном в количество лет обучения на основе теоретической продолжительности каждого уровня полученного образования) и ожидаемой продолжительности обучения (количество лет образования, которое может получить ребенок, достигший официально установленного возраста поступления в школу, если в течение его жизни сохранятся преобладающие тенденции в области показателей охвата населения образованием);

· уровень жизни определяется с помощью показателя валового национального дохода на душу населения (совокупный доход экономики, полученный в ходе производства и владения факторами производства, принадлежащими остальному миру, конвертированный в международные доллары с использованием показателей паритета покупательной способности и разделенный на численность населения по состоянию на середину года) .

Описанные выше показатели несут в себе подробную (в совокупности) и вместе с тем специализированную (по отдельности) информацию, которая имеет существенное значение при выборе приоритетных направлений в программе социальной политики современного государства, в том числе учитывается при составлении многих законодательных проектов. Состояние системы здравоохранения, системы образования и уровня жизни населения не только отображают благосостояние социума со всех сторон, но также влияют на позитивное функционирование друг друга и вместе с тем ведут к успешному развитию других смежных сфер общества.

Например, выбор профессии человеком и его дальнейшее трудоустройство зависит в значительной степени от взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда. Наличие тех рабочих мест, которые отвечают получаемому образованию, будут, несомненно, способствовать обеспечению занятости населения, реализации карьерного роста и оплаты труда в зависимости от его количества и качества, что ведет к успешному развитию экономики страны и, соответственно, улучшению уровня жизни.

При улучшении уровня жизни социума повышается и уровень социальных отраслей, что содействует широкому обеспечению материальных (жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, системы кредитования, торговля и общественное питание, пассажирский транспорт) и социальных (здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение, образование, досуг) человеческих нужд и приводит к увеличению продолжительности жизни населения.

Если в социуме наблюдается социально благоприятный климат, то повышение продолжительности жизни и влекущее за собой увеличение численности населения (то есть наличие человеческого потенциала) будут гарантировать модернизацию системы образования и развитие новых технологий.

Идея создания ИЧР была уникальна для своего времени и до сих пор результаты исследований экспертов ООН не вызывают сомнений. И хотя данный Индекс имеет свои недостатки, в том числе то, что все три показателя не могут по отдельности передать состояние и процессы функционирования общества, вместе они составляют полноценную картину состояния социального благополучия страны или отдельного региона. Благодаря объективным оценкам социального благополучия общества людям гораздо легче проанализировать, а затем использовать полученные данные для дальнейшего повышения благосостояния общества. Таким образом, показатели Индекса человеческого развития являются основными индикаторами социального благополучия человека и общества.

Список литературы:

  1. Баева О.Н. Индекс человеческого развития: методики определения и оценки на уровне региона / О.Н. Баева // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2012. - № 5. - С. 143-147.
  2. Теория социальной работы / под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Коновой, М.В. Вдовиной М.: Изд-во Юрайт, 2012. - 345 с.
1

Статья посвящена вопросам регионального развития в условиях роста трудовой миграции. Автор считает, что целью регионального развития является повышение социально-экономического благополучия территории. В контексте статьи предлагается использование комплексного подхода к оценке социально-экономического благополучия, включающего в себя анализ социально-экономических, демографических, политико-правовых, культурно-этнических и прочих факторов. Приток трудовых ресурсов расценивается в качестве одного из индикаторов социально-экономического благополучия территории. Анализируются методы оценки социально-экономического благополучия в условиях роста трудовой миграции, основанные на поиске наиболее «глобального» обобщающего показателя, формировании системы пороговых показателей, выбора интегрального показателя и использовании метода субъективных оценок. В условиях большого разнообразия регионального развития возникает проблема сопоставимости данных, решение которой требует проведение группировки по заданным критериям. По мнению автора, выбор метода и показателей оценки социально-экономического благополучия в условиях роста трудовой миграции зависит от конкретной ситуации и цели исследования. Сочетание нескольких методов оценки, к примеру, количественного и качественного, позволит дать более точную и объективную картину исследуемого феномена. Статья предназначена специалистам, занимающимся вопросами миграции и миграционной политики.

социально-экономическое благополучие

трудовая миграция

принимающая территория

1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. – М.: ГУ ВШЭ, 2003. – 495 с.

2. Игнатьева Е.Д., Гимади И.Э., Аверина Л.М. Комплексная оценка социально-экономического благополучия муниципальных образований // Экономика региона. – 2005. – № 2. – С. 115–131.

3. Игнатьева Е.Д., Мариев О.С. Методический подход к анализу устойчивости регионального развития с использованием самоорганизующихся карт // Экономика региона. – 2008. – № 2. – С. 116–129.

4. Игнатьева Е.Д., Мариев О.С. Методологические основы анализа устойчивого развития региональных социально-экономических систем // Вестник УГТУ-УПИ. – 2008. – № 3. – С. 56–66.

5. Комплексная методика диагностики социально-демографической безопасности региона [под ред. акад. РАН А.И. Татаркина, д.э.н., проф. А.А. Куклина]. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2007. – 156 с.

6. Лаженцев В.Н. Экономико-географический подход к территориальной организации хозяйства // Человек – общество – окружающая среда: Пленарные доклады Международной экономической конференции / Под ред. Татаркина А.И. – Екатеринбург: УрО РАН, 2001. – С. 65–79.

7. Пчелинцев О.С. Регионы Росси: современное состояние и проблемы перехода к устойчивому развитию // Проблемы прогнозирования. – 2001. – № 1. – С. 102–115.

8. Фрумкин Д. Методические подходы к изучению социально-экономической дифференциации регионов // Вестник Института экономики РАН. – 2008. – № 3. – C. 206–211.

9. Diener E., Lucas R.E. Personality and subjective well-being // Well-being: The Foundations of hedonic psychology / Eds. Kahneman D., Diener E. and A. Schwarz. New York: Russel Sage Foundation, 1999. – Р. 213–229.

10. Strumpel B. Economic well-being as an object of social measurement // Subjective Elements of Well-Being. Paris: Organization for Economic Cooperation and Development, 1974. – Р. 75–122.

Важнейшей целью региональной политики, с нашей точки зрения, является создание условий для поддержания социально-экономического благополучия территории, без которого невозможно повышение качества жизни населяющих ее жителей. В связи с тем, что данная цель многоаспектна, исследователи обычно рассматривают ее с различных позиций, отождествляя социально-экономическое благополучие с социально-экономической безопасностью , устойчивым развитием , социальной комфортностью , субъективным экономическим благополучием и пр.

В научной литературе не существует единого мнения о содержании понятия «социально-экономическое благополучие территории», ведутся споры о его критериях, факторах и инструментах измерения. Так, Е.Д. Игнатьева, И.Э. Гимади, Л.М. Аверина считают, что социально-экономическое благополучие является сущностной характеристикой территориальной социально-экономической системы, отражающей полноту реализации ее основных функций, таких как экономическая (хозяйственная), финансовая, демографическая, социальная и экологическая . Д. Фрумкин отмечает, что «в последнее время все чаще стали судить о благополучии и неблагополучии регионов по объемам финансовой поддержки из федерального бюджета» .

Важнейшими характеристиками социально-экономического благополучия территории является региональное развитие, рост экономических показателей, улучшение социального обеспечения населения. Рассмотрение понятия «социально-экономическое благополучие» с позиции интересов населения территории, во-первых, фокусирует анализ на человеческом факторе и, значит, обеспечивает единство в подходах к его оценке; во-вторых, позволяет выявить противоречия, возникающие в процессе формирования данного феномена.

Регион представляет собой сложную динамическую социально-экономическую систему, характеризующуюся различными факторами территориального развития. Фокусирование внимания на социально-экономическом аспекте регионального благополучия ни в коем случае не ограничивает представление о его составляющих, а лишь закрепляет приоритет за социально-экономическим подходом, подчеркивая сложность взаимодействий между экономической системой и социумом. Повышение благополучия территории путем максимизации одной из его составляющих без учета всего многообразия взаимосвязей, имеющих место в социально-экономической системе нецелесообразно. Выбранные таким образом «приоритеты» часто находятся в противоречии друг с другом. Так, рост производства ведет к ухудшению экологии и общественного здоровья, а решение демографических проблем путем роста миграции - к снижению толерантности и усилению ксенофобии. На рисунке представлена структура факторов социально-экономического благополучия принимающей территории и их конкретизация.

Одним из условий формирования социально-экономического благополучия в современном мире выступает трудовая миграция. Мигранты, прибывшие с целью трудоустройства, являются не только участниками рынка труда, создающими общественный продукт, но частью социума. Они способны оказать влияние на структуру производства, уровень его технической оснащенности, рынок жилья, социальную инфраструктуру, санитарно-эпидемиологическую ситуацию и т.д. Рост этого влияния происходит по мере увеличения интенсивности миграционных потоков. К сожалению, существуют серьезные проблемы в учете миграционных процессов. Во-первых, нет единого представления о том, кого можно считать мигрантом. Во-вторых, система учета миграции не совершенна. К примеру, одно и то же лицо в течение года может насколько раз пересечь границу, что приведет к завышению показателя «прибывшие». В-третьих, мигранты, неоднородны с точки зрения цели прибытия, а значит, и влияния на принимающую территорию. В-четвертых, существует проблема скрытой, неучтенной миграции.

Степень влияния миграции на социально-экономическое благополучие регионов определяется не только количеством прибывших иностранных граждан, но и показателями их доли по отношению к местному населению, а также особенностью их размещения. К примеру, в соответствии с данными официальной статистики в 2015 г. в пятерку российских регионов с самым высоким уровнем внешней миграции, рассчитанной в абсолютных показателях, вошли Московская область, г. Санкт-Петербург, Тюменская область, г. Москва и Краснодарский край. Однако при расчете относительных показателей высокий уровень внешней миграции сохранился лишь за Тюменской областью.

Для оценки социально-экономического благополучия территории в условиях роста трудовой миграции можно использовать два подхода: сравнивать регион с другими регионами и сравнивать достигнутое состояние региона с его прошлым. Использование каждого из этих вариантов имеет свои плюсы и минусы. Их совместное применение дает более полную и достоверную картину происходящего. При реализации первого варианта может возникнуть некорректность сравнения в связи с разницей фундаментальных условий формирования региональных систем. Для устранения этого негативного явления важно отобрать территории, имеющие схожие фундаментальные характеристики. К примеру, при анализе влияния иммиграционных процессов на субъекты Российской Федерации нужно провести классификацию регионов по географическому признаку. В частности, в 2015 г. регионы, расположенные недалеко от украинской и белорусской границы столкнулись с большим наплывом беженцев и трудовых мигрантов с Украины. В то же время трудовая миграция из Средней Азии преобладала в регионах, соседствующих с Казахстаном. А вот на Дальнем Востоке Российской Федерации сложилась особая миграционная система, в рамках которой активно используется труд китайских работников при реализации крупномасштабных проектов, связанных с освоением территории.

Структура факторов социально-экономического благополучия территории

В случае изучения динамики регионального развития нельзя забывать о наличие экономических циклов. Так как иммигранты выступают в роли определенного буфера на рынке труда, то их численность находится в прямой зависимости от состояния экономики как страны-реципиента, так и страны-донора, с учетом определенного временного лага. Их отток при ухудшении экономической ситуации способен сгладить негативные последствия кризиса для принимающей территории и ее населения, а усиление миграционных потоков в период экономического роста - устранить дефицит на рынке труда.

Важность имеет выбор показателей оценки социально-экономического благополучия. В качестве основных подходов можно выделить следующие:

а) поиск наиболее «глобального» обобщающего показателя, включающего в себя как можно больше аспектов социально-экономического благополучия территории;

б) формирование системы пороговых показателей, отражающих социально-экономическое благополучие территории с различных позиций;

в) создание интегрального показателя социально-экономического благополучия территории;

г) использование метода субъективных оценок.

Подход, основанный на выборе обобщающего показателя, наиболее прост, так как предполагает использование данных официальной статистики и, значит, воплощает в себе принцип доступности первичной информации. Чаще всего в качестве обобщающего используется показатель ВРП на душу населения. В этом случае влияние трудовой миграции на региональное развитие принято рассматривать с точки зрения оценки участия иностранных работников в создании ВРП. Однако данный подход может быть легко оспорен. Так, А.Г. Гранберг отмечает, что «…величина валового регионального продукта (ВРП) на душу населения, измеренная в рыночных ценах, не является идеальным социально-экономическим индикатором. В России это особенно наглядно в феномене «северного ВРП». Тот факт, что северные регионы лидируют по величине ВРП на душу населения, объясняется главным образом тем, что здесь концентрируются предприятия по добыче нефти, газа, алмазов, золота, производству цветных и редких металлов, дающих наибольшую денежную выручку на одного работающего. Из этого не следует, что все эти регионы благополучны в широком социально-экономическом смысле» . Кроме того, часто возникает проблема в непосредственной оценке производительности труда в силу разницы в уровне квалификации приезжих и автохтонного населения.

Д. Фрумкин предлагает рассматривать социальное и экономическое благополучие территории отдельно друг от друга. По его мнению, обобщающим показателем социального благополучия территории может служить показатель продолжительности жизни, а экономического - ВВП (на уровне региона ВРП - авт.) в расчете на душу населения . Однако высокая продолжительность жизни может быть связана с этнокультурными особенностями населения. Миграция, с одной стороны, может привести к изменению этнической структуры населения, с другой стороны, повлиять на показатели продолжительности жизни опосредованно через влияние на санитарно-эпидемиологическую ситуацию и обеспеченность населения объектами здравоохранения.

В условиях открытых региональных систем индикатором социально-экономического благополучия может служить естественный (в меньшей степени) и миграционный (в большей степени) прирост населения. «Голосование ногами» чаще всего свидетельствует о комфортности условий проживания и благополучия населения. Хотя во время катастроф, стихийных бедствий или военных действий этот принцип нарушается. Так, в 2015 г. все российские регионы, имеющие высокий уровень миграции в абсолютных и относительных показателях, а также Московская область, принявшая самый большой поток мигрантов, имели ВРП на душу населения ниже среднероссийского. А вот Чукотская и Сахалинская области, напротив, отличающиеся наиболее высокими показателями ВРП на душу населения, имели низкие показатели миграции.

Подход, основанный на формировании системы пороговых показателей, требует определения принципа их отбора. Пороговые показатели могут рассчитываться на основе длительных наблюдений, оценки значения за предыдущий период или средних значений в группе, отобранной по приоритетному признаку.

При разработке пороговых показателей необходим учет цикличности экономического развития, которая может оказать существенное влияние на динамику тех или иных процессов. При разработке пороговых индикаторов для миграционных процессов необходимо также учесть институциональные особенности. Так, ужесточение миграционной политики может вести к росту латентности тех или иных процессов, связанных с миграцией.

Комплексная оценка социально-экономического благополучия территории в условиях роста трудовой миграции может быть дана посредством интегрального показателя:

где Iсэбм - интегральный индекс социально-экономического благополучия территории в условиях роста трудовой миграции;

Ri - балл, присвоенный i-й характеристике социально-экономического благополучия территории;

Ii - индекс i-й характеристики социально-экономического благополучия территории.

Этот подход при оценке социально-экономического благополучия территории был использован Е.Д. Игнатьевой, И.Э. Гимади, Л.М. Авериной ; Е.Д. Игнатьевой, О.С. Мариевым .

Одной из методологических проблем использования интегральных показателей является необходимость сведения разнородных оценок, имеющих различные единицы измерения в единое целое. На практике для этого используют различные методы нормирования:

1. Метод линейного масштабирования. Он основан на ранжировании и определении референтных (стабильных) точек и тем самым позволяет определить реальное положение показателя в исследуемом ряду и его изменение во времени. В роли референтных точек выступают максимальные и минимальные значения индикаторов.

Если связь зависимого и независимого показателей положительна, т.е. установлено, что рост значения исследуемого показателя ведет к росту социально-экономического благополучия, расчет производится по формуле

xmin - минимальное значение показателя i-й характеристики;

xmax - максимальное значение показателя i-й характеристики.

Если связь отрицательна, т.е. снижение исследуемого показателя ведет к росту социально-экономического благополучия, - по формуле

Проблемой линейного масштабирования является поиск референтных точек. Для долевых показателей границы очевидны: 0 и 100 %. Но для показателей, не имеющих «потолка», часто единственным способом определения референтных точек являются экспертные оценки.

2. Метод балльной оценки. Он основан на том, что выбранные фактические показатели оцениваются в баллах относительно каких-либо эталонов или стандартов, значение которых принимается за максимальный балл. Расчет показателя производится по формуле

где Ii - индекс i-й характеристики социально-экономического благополучия территории;

xфакт - фактическое значение показателя i-й характеристики;

kmax - балльная оценка эталонного значения показателя i-й характеристики;

xэт - значение эталонного показателя i-й характеристики.

В качестве эталонов или стандартов могут быть выбраны:

а) максимальное или среднее значение данного показателя по странам, по субъектам РФ, по регионам и т.п.;

б) фактическое значение данного показателя за базовый период (предыдущий год, предыдущий месяц и т.п.);

в) норма установлена в нормативно-законодательных документах.

Недостатками данного метода нормирования являются субъективизм экспертного оценивания и сложность обоснования выбранного эталона.

3. Метод определения расстояния до оптимальной точки. Суть метода заключается в определении относительного расстояния между фактическим и оптимальным значением показателя. В данном случае для расчета индекса i-й характеристики социально-экономического благополучия территории используют следующую формулу:

где Ii - индекс i-й характеристики социально-экономического благополучия территории;

xопт - оптимальная величина показателя i-й характеристики;

xхуд - наихудшее значение показателя i-й характеристики.

Использование субъективных оценок. Такой подход подразумевает оценку социально- экономического благополучия на основе социологических опросов. Обычно социологические опросы проводятся в случае отсутствия или ограниченности информации, полученной из официальных источников. В данном случае в роли респондентов могут выступать представители бизнеса и власти, работающие с иммигрантами, население принимающей территории и сами мигранты. В современных условиях данный метод является наиболее распространённым при изучении миграционных процессов. Особенно часто используется глубинное интервью, оно предполагает установление доверительных отношений между интервьюером и респондентом, что дает возможность получить наиболее объективную и уникальную информацию, недоступную при использовании других методов. Также к методу субъективных оценок можно отнести контент-анализ.

Таким образом, следует отметить, что социально-экономическое благополучие принимающей территории должно рассматриваться с позиции обеспечения условий регионального развития в интересах ее жителей и требует комплексного подхода.

Трудовая миграция оказывает различное влияние на принимающую территорию. Однако получить достоверные результаты сложно в силу проблем, возникающих при ее учете. Выбор методов оценки социально-экономического благополучия в условиях роста трудовой миграции должен зависеть от конкретной ситуации и целей исследования. Сочетание нескольких методов оценки, к примеру, количественного и качественного, позволяет дать более точную и объективную картину исследуемого феномена.

Библиографическая ссылка

Бедрина Е.Б. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПРИНИМАЮЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ В УСЛОВИЯХ РОСТА ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ И МЕТОДИКИ ЕГО ОЦЕНКИ // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 12-3. – С. 568-573;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41134 (дата обращения: 26.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»