Подросток

Политическая экспертиза и gr стратегии. Анализ особенностей развития GR в современной России на примере государственных корпораций

Government Relations (GR, взаимодействие с органами государственной власти). Работа GR специалиста (менеджера) для коммерческой компании заключается в защите экономических интересов путем взаимодействия с органами власти. Лоббирование интересов можно отнести к одной из обобщенных целей GR менеджмента.

Специалисты нашей фирмы успешно оказывают услуги в сфере взаимодействия с органами власти компаний в телекоммуникационной, ИТ и медиа сфере, не раз оказывали поддержку нашим клиентамм от мягкого налаживания взаимотношений до выстранивания догосрочных стратегий лоббирования, имеют опыт лоббирования от муниципального до федерального министерского уровня, взаимодействовали с федеральными асоциациями (отраслевыми объединениями).

Руководитель нашей фирмы создал и руководит отраслевой НКО Ассоциация организаций связи и информации , являющейся инструментом взаимодействия с отранами власти со стороны отраслевого бизнеса.

Цели Government Relations

Из нашего опыта GR может быть выстроен не только с исполнительными или законодательными органами власти, но и с коммерческими компаниями, осуществляющими публичные полномочия, косвенно с судебными органами.

К очевидным достижимым частным целям Government Relations можно отнести:

  1. Предсказуемость (осведомлённость) в государственной политике в отраслевой сфере.
  2. Получение административных преференций либо достижение бездействия госоргана.
  3. Противодействие GR политике конкурентов.
  4. Влияние на действующее и перспективное законодательство, либо на порядок его исполнения.
  5. Снижение объема административных наказаний в виде штрафов не юридическими способами.
  6. Достижение компромисса в устранении выявленных нарушений со стороны контрольно-надзорных органов власти.
  7. Получение государственного тендера либо роли субподрядчика у победителя тендера.
  8. Выход на новый рынок, либо препятствование входу на рынок иных игроков.
  9. Улучшение регулярных продаж органам власти (B2G продвижение).
  10. Продвижение бренда, повышение репутации на рынке через упоминания в официальных кругах (источниках).
  11. Можно отнести формирование судебной практики с учетом особенностей бизнеса конкретной коммерческой компании.

Явное выделение частных целей говорит о том, что чисто юридический или PR подход не объясняют, как достичь подобных целей, при этом владение юридическими знаниями или PR навыками могут быть инструментом работы GR менеджера.

Компетенции GR менеджера

В небольших компаниях GR менеджмент часто остается за руководителем, становясь частью его работы занимает существенные ресурсы либо GR сводится к решению только неотложных задач. Часть полномочий по управлению взаимоотношениями с государственными органами оставляют за руководителем коммерческого направления, юриста, PR-менеджера. Такое деление не образует эффективный GR.

GR менеджеру необходимо иметь ряд обычно несовместимых компетенций :

  1. Юридические. Уметь думать и разбирать юридически, в первую очередь владеть отраслевыми НПА, КоАП РФ, процессуальными кодексами, законодательством об обращениях граждан, о защите конкуренции, владеть судебной практикой в сфере нанимателя (заказчика).
  2. Технические (в части производственного процесса). В специализированных (отраслевых) госорганах руководящие должности занимают производственные специалисты, отраслевые проблемы обсуждаются с технической стороны, которые затем описываются юридически. Позиция GR не владеющего технической экспертизой, не будет восприниматься должным образом.
  3. Экономические. Экономика определяет цель работы GR менеджера. Экономические компетенции особенно необходимы при взаимодействии с антимонопольной службой.
  4. Глубина знаний на стыке юридических, технических, экономических знаний. Только в этом случае GR менеджер может стать негласным экспертом для госоргана. Госслужащие официально, полуофициально и даже кулуарно опрашивают лидеров мнения.
  5. Опыт ответственной работы в органе государственной власти. Восприятие по принципу «свой-чужой» будет работать всегда, опыт дает понимание бюрократических процессов, как выстраиваются связи, понимание того, какое негласное влияние могут оказать прокуратура, институт федеральных инспекторов, других органов на госорган, являющийся целью GR.
  6. Также есть ряд других компетенций, применение которых более очевидно: умение вести переговоры, по проектно объединяться с другими GR специалистами (ассоциациями), руководящий опыт, держать слово, мыслить стратегически, объяснять сложное простыми словами т.д.

Как мы работаем при оказании GR услуг

Этапы проведения GR

  1. Начало работы над GR, изучение бизнеса заказчика.
  2. Планирование стратегии и общих мероприятий.
  3. Реализация стратегических решений.
  4. Проведение общих мероприятий по GR.
  5. Контроль всех процессов взаимодействия с госорганами или подведомственными структурами, осуществляющими публичные полномочия.

К началу работы над GR можно отнести

  1. Определение текущих и перспективных потребностей в сфере взаимодействия с органами государственной власти, понимание бизнес-модели нанимателя.
  2. Анализ текущей GR политики, изучение судебной практики компании, переписки, результаты участия в пригосударственных совещаниях.
  3. Изменение GR политики, планирование стратегических решений с учетом имеющегося GR бюджета.
  4. В общем случае требуется изучение отраслевых НПА, однако для Telecom&IT&Media сферы они нам уже известны, изучается постоянно.

Возможные стратегические решения (решаются с нанимателем)

  1. Создание и организация работы некоммерческой организации, подконтрольной нанимателю.
  2. Рассмотрение вопроса участия в избираемых органах власти.
  3. Участие в проектах государственно-частного партнерства.
  4. Выстраивание отношений со СМИ, организаторами конференций.
  5. Поиск прецедентов для формирования обоснованных обращений в госорган, подконтрольные ему компании, постоянное ведение переписки по неурегулированным НПА вопросам.
  6. Решения о согласовании переписки и общения между компаниями и госорганами с GR менеджером, регламентация делового стиля.
  7. Организация мониторинга СМИ, правоприменения, выявление проблем и потребностей госоргана, иерархии межличностных отношений.
  8. Популяризация конкретного лояльного госслужащего.

Проведение общих мероприятий по GR

  1. Поиск возможностей для встреч и вступления в диалог, организация встреч, переговоров.
  2. Проведение «правильных» мероприятий как с участием, так и без участия целевых с позиции GR госорганов.
  3. Сотрудничество по предоставлению экспертных оценок, оказание помощи госоргану в незначительных для нанимателя вопросах.
  4. Своевременное закрытие корпоративных юридических недостатков, подконтрольных госоргану.
  5. Знакомство с иными лоббистами.

Как правило, текущие мероприятия по GR многообразны, зависят от представляющихся возможностей, зависят от выстроенных стратегических мероприятий.

Примеры конкретных действий предпринятых нами ранее при проведении GR

  1. Составление обоснованных жалоб на действия госоргана или подведомственной ей компании. Иногда планируется серия писем. По правовой природе могут быть как заявления о привлечении к административной ответственности, так и обращения по ФЗ «Об обращениях граждан».
  2. Обжалование каждой проигнорированной позиции по направленному ранее обращению или отказа о привлечении к административной ответственности.
  3. Участие в судебных заседаниях до последней инстанции, другие способы истощения ресурсов госоргана, вынуждение переговорного процесса.
  4. Обращение в антимонопольный орган, жалоба в прокуратуру инициирование иных административных разбирательств, публичная демонстрация ошибок госоргана.
  5. Поиск болевых точек, не связанных напрямую с проблемой, использование их при взаимодействии.
  6. Переговоры, применение способов убеждений, методов тонкой манипуляции, поиск возможности личной заинтересованности должностного лица (в допустимых законом пределах).
  7. Заключение кулуарных устных соглашений с госорганом.
  8. Выступление лидера мнения в СМИ о проблеме на основе детального анализа, преподношения информации в нужном ракурсе.
  9. Вынесение проблем в отраслевые некоммерческие Ассоциации, объединение с ними на круглых столах и совещаниях при госоргане.
  10. Использование эффекта благоприятного времени.

Могут быть иные эффективные решения, которые не публикуются по этическим соображениям.

Специалисты по Government Relations

Выше мы постарались показать, в чем заключается данная услуга, какую выгоду может приности в результате, почему ее исполнение на постоянной основе желательно доверить специалистам. GR консалтинг - одно из направлений работы нашей фирмы. Предлагаем задать интересующие вопросы по GR через обратную связь.

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

  • организационную структуру;
  • функции подразделения по связям с органами государственной власти и консалтингового агентства, представляющих собой два разных вида технологических субъектов GR;

уметь

  • выявлять роль и место консалтингового агентства в диалоге бизнеса и власти;
  • определять особенности GR-консультирования;

владеть

Основными правилами поведения такого важного звена в отрасли отношений с органами государственной власти как GR-консалтинговое агентство .

Субъектами GR могут выступать как заказчики (инициаторы), так и исполнители GR-деятельности. Об этом подробно говорится в первой главе данного учебника. Инициаторы GR являются базисными , а исполнители – технологическими субъектами GR. В свою очередь, среди технологических субъектов GR следует выделять GR-департаменты и профессиональные GR-компании (консалтинговые или GR-агентства). В работе этих двух видов технологических субъектов имеются свои особенности, которые и будут рассмотрены ниже.

GR-департамент. Организационная структура и функции

В современной России, по оценкам Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти (сентябрь 2012 г.), существует около 200 компаний, где созданы подразделения но работе с органами власти (первые такие подразделения начали появляться в России в начале 2000-х гг.) Типовой департамент по GR в России состоит из пяти человек, а средний заработный фонд в пересчете на одного человека/месяц – 7000 долл. США .

Размер и тип организации влияют на объем функций, роль и структуру GR-подразделения в каждом конкретном случае. Небольшие по размерам фирмы, в отличие от крупных компаний, действуют на незначительной территории, номенклатура их товаров и услуг ограничена, пресса и власть не проявляет к ним особого интереса. Следовательно, потребность в GR-деятельности незначительна, нет надобности привлекать GR-спсциалистов к выработке стратегических решений. Крупные компании обязательно имеют специальные подразделения по связям с органами государственной власти. Крупнейшие корпорации, как правило, прибегают к услугам специализированных фирм и GR-агентств.

По данным современных исследований хорошо развиты GR-департа- менты в отраслях с преобладанием иностранных инвесторов и повышенной государственной регуляторикой, таких как табачная, пивная, автомобилестроительная, фармацевтическая, нефтегазовая, металлургическая и телекоммуникационная отрасли. Востребованы в компаниях, зависящих от контролирующих и разрешающих органов, в частности когда требуются регулярные продления лицензий на право ведения деятельности компании, сертификатов в компаниях, желающих получать ресурсы (разрешения) государства (на площадки под застройку, вывоз ресурсов, контролируемых государством, и т.д.), а также в компаниях, которые:

  • являются градообразующими;
  • хотят быть поставщиком для государства и государственных органов;
  • считаются наиболее богатыми в регионах;
  • владеют долей государственной собственности;
  • являются участниками рынка, чья деятельность связана с получением международных квот.

Примеры из практики (из опыта Северо-Запада)

В частности, в Санкт-Петербурге, но мнению экспертов, наиболее развиты отношения с органами управления в строительной, медицинской, автомобилестроительной, алкогольной, табачной, транспортной, фармацевтической, телекоммуникационной и машиностроительной отраслях. Однако следует отметить принципиально различную степень открытости GR и лоббизма в этих сферах. Так, предельно закрытым образом выстраиваются связи с органами власти в строительной сфере.

Автомобилестроительная отрасль в Санкт-Петербурге, напротив, отличается высокой степенью прозрачности и профессионализации GR. Автомобильный кластер представлен пятью заводами, и во всех GR составляет функционал специально выделенного сотрудника: ООО "Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия", ООО "Дженерал Моторз Авто" (руководитель направления по связям с органами государственной власти), ООО "Ниссан Мануфэкчуринг РУС" (директор по взаимодействию с правительством и государственными органами), ООО "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" (директор по внешним связям), ООО "Скания – Питер" (GR-директор).

GR-специалисты отрасли взаимодействуют с государственными органами по широкому спектру вопросов, связанных с деятельностью заводов: строительства, проектирования, энергетики, дорожной инфраструктуры, занимаются и проблемами государственного финансирования. Кроме того, направлениями регулярной работы является участие в проверках, инспекциях, протокольных мероприятиях. При этом применяется большой арсенал инструментов: звонки, письма, совещания, рабочие группы, конференции, создание коалиций и мобилизация общественного мнения, участие в общественных организациях (Санкт-Петербургской торговой палате, Американской торговой палате, Санкт-Петербургской международной бизнес-ассоциации). Помимо непосредственного взаимодействия с государством в обязанности GR-специалистов компаний автомобильной отрасли входят разработка стратегии, аналитика и, конечно, мониторинг нормативных правовых актов и разработка их проектов.

Несколько иная ситуация в другой сфере-лидере GR – табачной отрасли. С одной стороны, ситуация в отрасли определяется иностранными игроками: Philip Morris (ЗАО "Филип Моррис Ижора", Ленинградская область), British American Tobacco (ЗАО "Бритиш Американ Тобакко-СПб"), Japan Tobacco Inc. (ООО "Петро", ООО "Крес-Нева"). И лишь одна компания имеет "российскую прописку" – ЗАО "Нево Табак". С другой стороны, регулирование данной отрасли происходит в основном на федеральном уровне. Поэтому GR-департаменты находятся в Москве, а в Петербурге взаимодействие с местной властью в двух из трех зарубежных фирм передано отделам по корпоративным отношениям. Лишь JTI имеет специального управляющего по правительственным отношениям в Северо-Западном регионе РФ.

Подразделение (отдел, департамент) по связям с органами государственной власти GR является чаще всего структурным подразделением департамента по корпоративным отношениям (Corporate Affairs Department), который включает в себя также и другие подразделения (рис. 2.1):

  • отдел по связям с общественностью (PR );
  • отдел внутренних коммуникаций ();
  • отдел по связям с инвесторами (IR );
  • отдел по корпоративной социальной ответственности (CSR ).

Рис. 2.1. Структура департамента п о корпоративным отношениям

К ключевым функциям деятельности департамента по отношениям с органами власти относятся :

  • определение и анализ потребностей компании в сфере взаимодействия с органами государственной власти. В крупной компании взаимодействие с органами власти осуществляется на различном иерархическом, функциональном и региональном уровне. В то же время для руководства компании важным моментом является возможность иметь общий взгляд на происходящие в этой сфере процессы и потребности компании;
  • отслеживание деятельности органов государственной власти и прогнозирование их влияния на компанию;
  • координация выстраивания отношений компаний с органами государственной власти. Часто взаимодействие с органами власти осуществляют различные подразделения компании. При этом важным моментом признается координация общей направленности процесса взаимодействия единым центром, каким может являться департамент по отношениям с органами власти;
  • воздействие на органы государственной власти, корректировка, предложения о внесении изменений в блок экономического законодательства, регулирующего отношения государства и бизнеса. Ряд крупных и средних компаний осуществляет активное взаимодействие с органами власти, при этом оказывая на них определенное воздействие;
  • обеспечение преференций и государственных заказов для компаний. Последняя задача актуальна для компаний, рассматривающих государство как крупного покупателя своих товаров или услуг. Речь идет о компаниях, специфика бизнеса которых состоит в государственных заказах.

Более подробно организационная структура и функции департамента по связям с органами государственной власти представлены в материалах российского профессионального портала о лоббизме и GR , в учебном пособии под редакцией Л. В. Сморгунова и Л. Н. Тимофеевой .

Мнение специалиста

В работе GR-департаментов компаний в условиях глобализации рынков появляются новые вызовы.

Мы живем в период эпохальных сдвигов в экономическом и политическом ус тройстве мира. Мировая экономика становится более глобальной и интегрированной. Технологический прогресс в логистике, коммуникациях, глобальных компьютерных системах за последние два десятилетия достиг небывалых высот и позволил многим транснациональным компаниям нарастить свои обороты на всех континентах, а также создал условия для выхода на мировые рынке небольших компаний из разных стран мира.

Обороты и прибыльность некоторых корпораций превосходит ВВП многих стран. Особенно бурно происходит рост глобальных компаний в фармацевтической, автомобильной, табачной, нефтегазовой отраслях, ИТ-индустрии, авиастроении и ряде других отраслей. Однако дальнейшее развитие корпораций сдерживается рядом факторов.

Во-первых, после мирового финансового кризиса 2008 г. и замедления темпов экономического роста многие правительства столкнулись с большим дефицитом бюджета и подняли вопрос о месте уплаты налогов крупными местными и транснациональными компаниями. Существующее налоговое законодательство позволяет оптимизировать налоговую нагрузку компаний, работающих на разных рынках. В вопросе налогов интересы государства и компании расходятся. Цель компании – заработать как можно больше денежных средств, цель государства – собрать больше налогов.

В 2012 г. представители Бюджетного комитета парламента Великобритании обвинили американские компании Amazon , Google и Starbucks в том, что те на формально законных основаниях уклоняются от выплаты налогов в британский бюджет. По подсчетам члена парламента Великобритании от Консервативной партии Чарли Элфика, транснациональные компании недоплачивают в британскую казну миллиарды долларов. Один только Google в 2011 г. заработал в Британии 2,5 млрд фунтов стерлингов, а налогов за тот же год заплатил лишь на 3,4 млн фунтов, что составляет примерно 0,4% полученного дохода. При этом среднемировая ставка налога для Google составляет примерно 21%.

"Мы не обвиняем вас в нарушении законов. Мы обвиняем вас в безнравственности", – заявила председатель Бюджетного комитета Маргарет Ходж.

Волна расследований прокатилась по многим европейским странам. На уровне стран Большой двадцатки ведутся переговоры о том, как создать эффективные механизмы налогообложения, которые бы способствовали собираемости налогов и блокировали возможность ухода от налогов, но в то же время не тормозили развитие бизнеса.

Другая сложность, с которой сталкиваются компании, – отсталость существующего законодательства, как локального, так и глобального, сдерживающее инновационное развитие. Например, если посмотреть на телекоммуникационную сферу, то в настоящий момент она регулируется Регламентом международной электросвязи (РМЭ) с 1988 г., который является обязательным международным договором глобального уровня. Незначительное обновление было сделано только в конце 2012 г. Выходом из подобного тупика мог бы стать постоянный диалог бизнеса и правительств, а также межправительственные консультации на международном уровне с участием отраслевых ассоциаций для выработки оптимальных законодательных актов. Роль экспертов отрасли очень важна, именно они понимают, как будет развиваться отрасль, какое регулирование стоит выработать для успешного роста, а какие законодательные нормы просто невозможно претворить в жизнь.

Несмотря на глобализацию мировой экономики, очень остро стоит вопрос национальной безопасности, принятие единых мировых регуляторных стандартов снижает конкурентоспособность национальных продуктов, так как исчезают заградительные барьеры, а продукция транснациональных компаний становится более дешевой из-за больших объемов производства. После вхождения Крыма в марте 2014 г. в состав Российской Федерации страны ЕС, США, Каната и ряд других стран ввели экономические санкции против России. Фармацевтическая отрасль является одной из стратегически наиболее важных отраслей, если будут введены секторальные санкции и Россия не сможет закупать лекарственные средства за рубежом, то это может катастрофически сказаться на состоянии страны. Задача фармацевтических компаний и государства в России – создать такую регуляторную среду, которая бы содействовала и обеспечению национальной безопасности, и поддерживала отечественного производителя, и давала возможность честно конкурировать транснациональным компаниям, потому что отсутствие конкуренции пагубно сказывается на развитии экономики.

Регулирование табачной отрасли в мире представляет собой пример транслирования норм глобального законотворчества в локальные акты. Рамочная конвенция

Всемирной организации здравоохранения но борьбе против табака (РКБТ ВОЗ) была ратифицирована более, чем в 170 странах с 2003 г. Она носит рекомендательный характер и предлагает модель регулирования табачной отрасли. Россия была одной из последних стран, которая ратифицировала Конвенцию и приняла соответствующие законы. С 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон "О защите населения от последствий потребления табака" , один из самых жестких мировых законов, резко ограничивающий права курильщиков. Казалось бы, мотивы, побудившие принять такое регулирование, весьма благородны, но не слишком ли далеко заходит государство в управление жизнью своих граждан? Может быть, более правильным ответом была бы профилактика и популяризация здорового образа жизни, информирование населения о рисках, связанных со здоровьем, чтобы потребитель мог самостоятельно сделать свой выбор.

Как уже говорилось, государство должно отказаться от желания самостоятельно и всеобъемлюще регулировать все сферы экономической жизнедеятельности. В современном мире в основе развития отраслей должны находиться:

  • – современные законодательные нормативы, выработанные совместно бизнесом и властью при публичном обсуждении;
  • – технологические решения, профилактические механизмы;
  • – саморегулирование индустрии;
  • – возможность альтернативного выбора для потребителя.

Бизнесу необходимо проактивно выходить с инициативными предложениями к правительствам и регуляторам, развивать деловые и индустриальные объединения и ассоциации для выработки консолидированных индустриальных позиций, а также продвигать свои интересы как на национальных, так и мировых рынках. Внутри компаний данные функции возложены на Департамент по работе с государственными органами. Начиная с середины 2000-х гг. такие департаменты созданы или создаются практически во всех транснациональных и крупных национальных компаниях. Модель выстраивания новых взаимоотношений между государством и бизнесом находится на начальной стадии и будет бурно развиваться в ближайшее время.

Мария Кулахметова – руководитель отдела по работе с государственными организациями ООО "Майкрософт Рус".

Далее в главе будут представлены основные мотивы и правила поведения другого важного технологического субъекта GR – консалтингового агентства. Рассмотрим особенности GR-консультирования, типовые задачи, цикл и функции GR-консалтинга.

  • На основе анализа практического опыта работы О. Г. Румянцева. В 1990-е гг. автор третьего и четвертого параграфов сначала получил бесценный опыт как депутат федерального парламента в Верховном Совете РФ и Конституционной комиссии РФ; позже как государственный служащий аппарата комитета Государственной Думы ФС РФ и ответственный руководитель аппарата международной организации Союз Белоруссии и России; в 2000-е гг. – как участник топ-менеджмента ведущих компаний (ООО "Марс", "Шелл Эксплорейшн & Продакшн", ТНК-ВР). Это позволило с 2009 г. применять полученный опыт в работе своего GR-агентства. В период же с 1998 г. но настоящее время довелось принять участие в ряде бизнес-ассоциаций – от Консультативного совета по иностранным инвестициям при Председателе Правительства РФ и РСПП до AmCham

Технологии Вам отчасти помогли, но когда Вы сравниваете свои достижения с достижениями других, более удачливых людей, то Вам может показаться, что они достигают своих целей с меньшими усилиями, потому что у них есть влиятельные друзья, с помощью которых открываются многие двери,

Б. Шеффер «Путь к финансовой независимости», 2002, С.27.

В соответствии с современной философией бизнеса, государственная власть - один из стейкхолдеров (stakeholders* - субъекты, заинтересованные в результатах деятельности компании и влияющие на компанию любой компании) и, соответственно, отношение с государством становится частью стратегического планирования бизнеса.

И, тем не менее, многие компании, приходят к внедрению лоббистской функции лишь после столкновения с препятствиями и ограничениями для развития бизнеса. Какие бы красивые слова и весомые аргументы о пользе установления партнерских отношений компаний с органами власти лоббистских не приводились, необходимость формирования таких отношений осознается далеко не сразу, а решение поставить GR как бизнес-процесс дается после длительных размышлений.

Предлагаю несколько шагов для достижения понимания, нужны ли компании лоббистские технологии и стоит ли торопиться с поиском специалиста по внешним связям

Шаг первый

Для определения того, нужен ли GR Вашей компании, ответьте на следующие вопросы:

  • Отношение органов власти к деятельности компании имеет значение для Вашего бизнеса (для его существования, развития)?
  • Насколько зависит успех начинаний компании от позиции представителей органов власти?
  • Насколько существование Вашего бизнеса связано с решениями органов власти?
  • Возникают ли у компании проблемы с органами власти и как они решаются?
  • Как формируется отношение представителей органов власти к Вашей компании, ее руководителям, продуктам, проектам? (Кто формирует эти отношения?)
  • Как часто компания контактирует с органами власти, и каковы последствия этих контактов?
  • Удавалось ли компании извлечь пользу из внешних связей, можете ли оценить выгоды от контактов с представителями органов власти?
  • Как Вы думаете, влияет ли на деловую репутацию компании наличие связей в органах государственной власти? Можете ли Вы это сказать о Вашей компании?

Шаг второй. Составьте список GR-needs Вашей компании

Чтобы облегчить эту задачу, распределите потребности в отношениях с органами власти и лоббировании интересов компании на стратегические и тактические. Для многих компаний этот список состоит из следующих типичных GR-потребностей:

Стратегические потребности

  • Например, «Нужно позитивное отношение представителей органов власти к конкретному направлению деятельности и планам развития (например, выход компании в новый регион, стремление увеличить долю рынка на существующей территории)»
  • Например, «Нужна устойчивая позитивная репутация компании среди представителей органов власти (муниципальных, региональных, отраслевых, федеральных, законодательных, исполнительных)»

Текущие потребности

  • Например, «Для реализации одного из направлений бизнеса компании требуется протекционистское отношение органа власти (то есть - «зеленый свет» Вашим начинаниям)»
  • Например, «Нужна положительная позиция конкретного органа власти по конкретному проекту компании»
  • Например, «Нужно выиграть тендер, объявленный городской администрацией (и желательно чаще выигрывать)»

Шаг третий. Определите, какие именно направления лоббистской деятельности важны в настоящей момент Вашему бизнесу. С чего начать?

Возможно, ответы на следующие вопросы помогут Вам составить картину желаемого уровня отношений с органами власти (Решите, контакты с какими представителями и органами власти существенны для Вашего бизнеса?):

  • Органы муниципальной власти (например, префектура, мэрия)
  • Органы региональной исполнительной власти (например, администрация губернатора)
  • Органы региональной законодательной власти (например, Городская Дума)
  • Органы федеральной исполнительной власти (например, Федеральное министерство)
  • Органы федеральной законодательной власти (например, сенатор, комитет в Государственной Думе)

Подумайте, какими бы Вы хотели видеть Ваши отношения с тем или иным органом власти?

  • желательно быть в курсе решений органов власти (например, по вопросам регулирования Вашего сегмента рынка, или по широкому спектру проблем);
  • желательно влиять на принятие государственных (муниципальных, региональных) решений, участвовать в принятии этих решений (например, представитель Вашей компании может стать членом Общественных комиссий при органах власти (Региональной Общественной палаты, например);
  • хотелось бы иметь деловые контакты с представителями и руководителями органов власти, сформировать протекционистское отношение к компании;
  • для развития бизнеса полезным стало бы партнерство с государством, муниципалитетом, региональной администрацией (например, хотелось бы поучаствовать в региональном инвестиционном проекте совместно с органом власти);
  • требуется устойчивая репутация компании среди представителей власти - желательно побеждать в тендерах органа власти;
  • желательно активно участвовать в развитии законодательства применительно к некоторым секторам экономики.

Вы увидели, что существует множество вариантов партнерских отношений бизнеса и власти и, соответственно, направлений GR-деятельности компании. Некоторые компании начинают с постановки глобальных задач: например, организуют влияние на законодательство (такие компании активно работают в законодательном органе власти - в рабочих группах, предлагают свои варианты законов). Многие компании ограничиваются установлением устойчивых деловых связей с представителями органов власти для регулярного решения вопросов, связанных с развитием бизнеса. Ряд компании пытаются получить «доступ» к бюджетным средствам, участвую в инвестиционных программах

Шаг четвертый. Подумайте, по какой схеме Вы будете сроить партнерские отношения с органами государственной власти?

Решите, будет ли это прямое общение представителей компании с чиновниками или Вы будете привлекать многочисленных посредников. Выбор коммуникативной модели для установления отношений с органами власти зависит от множества факторов: это и финансовые ресурсы компании, и знание технологий лоббирования, наличие GR-специалиста и коммуникативные способности топ менеджеров, но главное - масштабность задач и количество направлений GR-работы. Методов построения партнерства с органами власти множество. Перечислю типичные коммуникативные модели:

  • GR-менеджер (руководитель компании) - чиновник, орган власти
  • GR-менеджер (руководитель компании) - Деловые ассоциации (промышленные ассоциации; общественные организации; профсоюзы) - чиновник, орган власти
  • GR-менеджер (руководитель компании) - депутат - исполнительная власть, судебная власть
  • GR-менеджер (руководитель компании) - группа компаний - законодательная власть
  • GR-менеджер (руководитель компании) - депутаты
  • GR-менеджер (руководитель компании) - группа компаний - деловая общественная организация - депутаты - чиновники
  • GR-менеджер (руководитель компании) - общественные деятели, политическая партия - чиновник

Теперь видите, что GR - это взаимодействие не только с чиновниками, но и множеством других субъектов лоббистского процесса (представительскими организациями бизнеса, депутатами, общественными и политическими организациями). Установление отношений с органами власти и организация влияния на принятие решений требует использования множества тактик общения, коммуникативных аналитических техник, требует знания технологий лоббирования. Определитесь, достаточны ли Ваши знания о таких коммуникативных технологиях.

Шаг пятый. Какими лоббистскими технологиями (упрощенно говоря - техниками влияния на принятие решений органами власти) Вы (Ваша команда, компания) владеете или Вам потребуется специалист, имеющий опыт лоббирования?

Перечислим некоторые стандартные методы влияния на решения органов власти (причем эффективность каждого из этих методов обеспечивается опять же знанием лоббистских технологий и умением их применять в соответствии с задачами и ресурсами):

  • компании направляют письменные обращения в органы власти
  • выступают в СМИ - организуют информационные кампании в СМИ, формирующие общественное мнение по конкретной теме
  • финансово поддерживают общественные деловые организации, которые, в свою очередь влияют на принятие решений
  • компании вступают и активно участвуют в деятельности общественных деловых организаций (например, Российский Союз Промышленников и Предпринимателей
  • входят в состав общественных комиссий, рабочих групп, комитетов при органах власти
  • пишут законопроекты и продвигают их в органах законодательной власти
  • организуют депутатские или парламентские запросы
  • устанавливают деловые контакты с чиновниками
  • продвигают на государственные должности лояльных компании лиц

Понятно, что многообразие применяемых методов лоббирования увеличивает результативность лоббистских проектов компании. Теперь, если Вы дошли до этого, последнего в нашем тексте шага - Вы уже готовы ответить на следующий вопрос.

Шаг шестой. Как поставить GR как бизнес-процесс, нужен ли компании специалист или можно обойтись своими силами?

Профессиональных GR-специалистов, имеющих соответствующий опыт, не так много на рынке труда. Типичными источниками рекрутирования GR-специалистов для большинства компаний являются: 1) Бывшие чиновники, депутаты 2) Специалисты разных сфер (PR, политическое консультирование, юристы, аналитики), имеющие связи и навыки сотрудничества с органами власти 3) GR-специалисты, работающие в общественных организациях бизнеса.

Как правило, должность GR-менеджера называется «Директор (менеджер) по внешним связям, по взаимодействию с органами власти». Специализированное GR-подразделение может называться «Департамент по внешним связям», варианты: «по связям (взаимодействию) с органами власти».

Если Вы приняли решение нанять GR-менеджера, будет полезным познакомиться с набором компетенций GR-специалиста (причем каждая позиция в данном списке должна присутствовать среди компетенций кандидатов). Список составлен на основе собственной практики руководства GR-подразделением, а также - многолетней практики лоббистской деятельности и консалтинга.

Компетенции GR-менеджера:

  • Знание и понимание государственной сферы (устройство системы власти, возможности и ограничения отдельных органов власти, процедуры принятия решений, документооборот, этика и стилистика общения). Крайне желателен опыт госслужбы.
  • Навыки продуктивного общения с представителями органов власти (представляются доказательства продуктивности - проекты, решения, участие в общественных комитетах, рабочих группах и пр.)
  • Наличие персональных связей с представителями органов власти (на различных уровнях)
  • Умение вести деловую переписку и знание документооборота органов власти
  • Знание PR-технологий: умение работать с масс-медиа, events management (организация специальных мероприятий), репутационный менеджмент
  • Политическая компетентность, политическое мышление (интерес к политической информации, понимание государственной политики, умение интерпретировать конкретные решения органов власти)
  • Коммуникативная компетентность
  • Знание отраслевой проблематики

Рекомендуем также тщательно проанализировать личностные особенности возможного кандидата на должность GR-менеджера. По нашим оценкам, каждая из перечисленных ниже позиций должна присутствовать в личности GR-менеджера (список также составлен по результатам собственной многолетней лоббистской исполнительской, управленческой и консалтинговой практики):

  • Коммуникативные способности (легкость и непринужденность в установлении контактов, умение вызвать расположение и доверие)
  • Аналитические способности, развитый эмоциональный интеллект
  • Презентабельная внешность, организаторские способности, Деловые качества (настойчивость, целеустремленность, организованность, дисциплинированность)

Профессиональный словарь лоббистской деятельности
(составитель к.п.н П.А. Толстых)

Департамент по связям с органами государственной власти (GR-департамент) – структурное подразделение крупной корпорации, отвечающее за сопровождение ее деятельности в органах государственной власти.

Представители департамента () представляют интересы компании в политической среде, отслеживают возможные угрозы для компании от деятельности профильных политических стейкхолдеров, реализуют комплекс специальных мер, чтобы предотвратить реализацию этих угроз, а также ищут потенциальные возможности для компании через ее участие в политических действиях.

При реализации крупных лоббистских кампаний GR-департаменты привлекают специализированную лоббистскую фирму . В ряде отраслей серьезную поддержку внешней деятельности компании обеспечивают профессиональные отраслевые ассоциации .

В структуре современной корпорации направление по связям с органами государственной власти (Government Relations Department) является структурным подразделением департамента по корпоративным отношениям (Corporate Affairs Department).
Задача департамента – выстраивание отношений с внешними и внутренними стейкхолдерами (stakeholders).
К внешним стейкхолдерам относятся : СМИ, органы государственной власти, общественные организации и структуры гражданского общества, а также инвесторы и местные сообщества.
К внутренним стейкхолдерам относятся : сотрудники компании, действующий на предприятии профсоюз, акционеры и совет директоров.
Важность и критичность для отрасли обозначенных стейкхолдеров определяет распределение ресурсов в департаменте по корпоративным отношениям (Corporate Affairs Department).

Институциональный состав департамента по корпоративным отношениям (Corporate Affairs Department).
Классический состав департамента по корпоративным отношениям (Corporate Affairs Department) включает в себя:

    отдел по связям с общественностью (Public Relations Department);

    отдел внутренних коммуникаций (Internal Communication Department);

    отдел по связям с органами государственной власти (Government Relations Department);

    отдел по связям с инвесторами (Investors Relations Department);

    отдел по корпоративной социальной ответственности (Corporate Social Responsibility Department).

Функции отдела по связям с органами государственной власти (Government Relations Department)
К ключевым функциям деятельности департамента по отношениям с органами власти можно отнести:

    Определение и анализ потребностей компании в сфере взаимодействия с органами государственной власти . В крупной компании взаимодействие с органами власти осуществляется на различном иерархическом, функциональном и региональном уровне. В то же время для руководства компании важным моментом является возможность иметь общий взгляд на происходящие в этой сфере процессы и потребности компании.

    Отслеживание деятельности органов государственной власти и прогнозирование их влияния на компанию . Мониторинг и анализ проводимой государством политики в сфере деятельности компании являются отправным пунктом для любой лоббистской деятельности.

    Координация выстраивания отношений компаний с органами государственной власти. Часто взаимодействие с органами власти осуществляют различные подразделения компании. При этом важным моментом является координация общей направленности процесса взаимодействия единым центром, каким может являться департамент по отношениям с органами власти. Эта задача предполагает выработку для крупных компаний, действующих в целом ряде регионов, единой лоббистской стратегии, поскольку использование порочащих имидж компании методов работы в одном из регионов может наложить отпечаток на всю компанию в целом.

    Воздействие на органы государственной власти , корректировка, предложения о внесении изменений в блок экономического законодательства, регулирующего отношения государства и бизнеса. Целый ряд крупных и средних компаний осуществляет активное взаимодействие с органами власти, при этом оказывая на них определенное воздействие.

    Обеспечение преференций и государственных заказов для компаний. Последняя задача актуальна для компаний, рассматривающих государство как крупного покупателя своих товаров или услуг. Речь идет о компаниях, специфика бизнеса которых состоит в государственных заказах.

GR-департаменты в России
Первые профессиональные департаменты по связям с органами государственной власти стали образовываться в России в начале 2000-х годов. С этого времени их численность и значение в корпоративной структуре корпораций только увеличивалась. В мейнстриме развития данного рода подразделений всегда были международные табачные компании, которые всегда имели «особые отношения» с органами государственной и получили в связи с этим уникальный опыт в США и странах Западной Европы.
Самые крупные по численности департаменты в России: РАО ЕЭС России – 47 человек (на 2005 год), ОАО «РЖД» (порядка 30 человек), РУСАЛ – 15 человек (на 2008 год).
На 2009 год GR-департаменты созданы практически во всех крупных компаниях, ведущих бизнес в России.

С 2008 года Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти выпускает ежегодное исследование «Рейтинг наиболее эффективных отраслевых специалистов по связям с органами государственной власти России » - первую в российской научной среде работу, оценивающую эффективность работы специалиста по связям с органами государственной власти (GR-специалиста).


Исследовательский центр портала сайт в августе 2008 года изучил предложения работодателей и ожидания претендентов на позицию «Менеджер по взаимодействию с органами власти» в Москве и Санкт-Петербурге.

GR-менеджер ответственен за организацию взаимодействия, продвижение и защиту интересов своей компании в органах государственной власти и общественных организациях. Он организует встречи и переговоры с представителями государственных учреждений, участвует в специализированных выставках и конференциях, проводит семинары и презентации для представителей государственных органов. В компетенцию менеджера по взаимодействию с органами власти также входит политический анализ, отслеживание законодательных и политических тенденций и изменений.

Московские GR-менеджеры зарабатывают в среднем 85000 руб. в месяц. В Санкт-Петербурге средняя зарплата подобных специалистов составляет 65000 руб. Рыночный спрос на менеджеров по взаимодействию с органами власти в этих городах примерно равен предложению.

Стать GR-менеджером непросто: даже претенденты на начальные позиции должны демонстрировать высокий уровень профессиональной компетентности. Кандидаты на должность менеджера по взаимодействию с органами власти должны иметь высшее образование, предпочтение отдается выпускникам факультетов экономики, права или государственного управления. Начинающие GR-менеджеры должны разбираться в отраслевой специфике компании, механизмах лоббирования ее интересов в органах государственной власти и международных организациях. Претенденты на эту должность должны владеть ПК на уровне уверенного пользователя, иметь опыт ведения деловой переписки и документооборота. От начинающих GR-менеджеров также требуется знание структур государственной власти, общественных организаций и методов работы с ними, навыки анализа рынка потребителей и конкурентов. На собеседованиях при трудоустройстве работодатели стремятся выяснить, обладает ли соискатель коммуникативными навыками, организаторскими способностями и аналитическим мышлением. Конкурентным преимуществом на рынке труда обладают кандидаты, имеющие дополнительное образование в области связей с общественностью. На начальные позиции в сфере GR-менеджмента могут претендовать лишь соискатели, имеющие в государственных структурах, общественных организациях или Pr от 1 года. В столице заработная плата подобных специалистов составляет 35000-60000 руб., в городе на Неве – 27000-45000 руб.

На более высокое жалование могут рассчитывать соискатели с опытом руководящей деятельности в области внешних связей в крупных государственных или коммерческих структурах, имеющие опыт работы GR-менеджером свыше 2 лет. Помимо этого претенденты должны свободно общаться на английском языке, а также иметь отличные переговорные и коммуникативные навыки. Работодатели крайне заинтересованы в кандидатах, имеющих личные связи в государственных органах власти. Зарплата специалистов такого уровня достигает в Москве 100000 руб., в северной столице – 80000 руб.

Своеобразным «пропуском» в следующий зарплатный диапазон является опыт работы в государственных структурах, политических партиях или GR-подразделениях крупных компаний не менее 3-5 лет. В Москве такие специалисты зарабатывают до 300000 руб., в Санкт-Петербурге – до 200000 руб.

Исследование рынка труда показало, что наиболее типичным представителем GR-менеджера является образованный мужчина средних лет. Джентльмены составляют 80% от общего числа соискателей этой должности. Около 50% претендентов составляют граждане в возрасте 30-40 лет. 95% GR-менеджеров имеют высшее образование, 64% менеджеров по взаимодействию с органами власти владеют английским языком на разговорном и на свободном уровнях. Развитый бюрократический аппарат нашего государства принуждает таких специалистов к повышенной мобильности, поэтому 73% из них имеют водительские права категории «В».

Регионы исследования: гг. Москва, Санкт-Петербург.
Время проведения исследования: август 2008 г.
Единица измерения: российский рубль.
Объект изучения: предложения работодателей и ожидания претендентов на позицию «GR-менеджер».

Типичный функционал:

Организация взаимодействие с органами государственной власти и общественными организациями;
- Организация встреч и переговоров с представителями государственных организаций;
- Участие в специализированных выставках и конференциях, проведение семинаров и презентаций для представителей государственных органов;
- Отслеживание законодательных и политических тенденций и изменений, консультирование, политический анализ;
- Продвижение и защита интересов компании в органах государственной власти.

Требования к позиции: тип занятости - полный рабочий день.

Уровень оплаты труда специалиста определяется благосостоянием компании, переченем должностных обязанностей, опытом работы по специальности, уровнем развития профессиональных навыков.

Анализ информации по уровням оплаты труда специалиста:
(без учета бонусов, дополнительных льгот и компенсаций)


Регион Минимальный Максимальный Мода Медиана Нижний квартиль Верхний квартиль Среднее арифметическое Индекс востребованности
(резюме/вакансии)
Москва 35 000 300 000 100 000 85 000 60 000 100 000 101 750 1
Санкт-Петербург 27 000 200 000 80 000 65 000 45 000 80 000 79 390 1

Пояснения к таблице »
Регион Диапазон I Диапазон II
Диапазон III
Москва до 60 000 60 000 - 100 000 свыше 100 000
Санкт-Петербург до 45 000 45 000 - 80 000 свыше 80 000

Пояснения к таблице »

Исследование массива данных о заработных платах в исследуемых регионах позволяет выделить несколько основных зарплатных диапазонов, каждый из которых характеризуется определенным типичным набором требований и пожеланий к кандидату. Каждый последующий зарплатный диапазон включает в себя требования, сформулированные для предыдущих.

Зарплатный диапазон Требования и пожелания к профессиональные навыкам
1 I - Образование высшее (преимущественно экономическое / юридическое / государственное управление);
- ПК – уверенный пользователь (MS Office, Power Point, Internet);
- Дополнительное образование в области внешних связей и связей с общественностью приветствуется;
- Представление о механизмах лоббирования интересов компании в органах государственной власти / международных компаниях;
- Аналитическое мышление, коммуникативные навыки, организаторские способности;
- Знание отраслевой специфики компании, навыки анализа рынка потребителей и конкурентов;
- Знание структур государственной власти, общественных организаций и методов работы с ними;
- Опыт ведения деловой переписки и документооборота;
- Опыт работы в государственных структурах / общественных организациях или PR-/GR-менеджером от 1 года
2 II - Знание английского языка на разговорном или свободном уровне;
- Наличие личных связей в государственных органах власти;
- Отличные переговорные и коммуникативные навыки;
- Опыт руководящей деятельности;
- Опыт работы в области внешних связей в крупных государственных или коммерческих структурах;
- Опыт работы GR-менеджером от 2-х лет.
3 III - Опыт работы в государственных структурах / политических партиях / GR-подразделениях крупных компаний 3-5 лет.

Статистические данные:
  • Возрастной диапазон наиболее востребованных рынком труда GR-менеджеров 25-55 лет; GR-менеджер в возрасте до 30 лет составляют около 30% от общего числа специалистов; в возрасте от 30 до 40 лет – около 50%, в возрасте от 40 до 50 – около 14%;

  • 80% GR-менеджеров – мужчины;

  • 30% GR-менеджер владеют английским языком на базовом уровне и на уровне, достаточном для чтения специализированной литературы, на разговорном и на свободном уровнях – около 64%;

  • 95% GR-менеджеров имеют высшее образование;
  • 50% GR-менеджеров прошли специализированные курсы или имеют квалификационные сертификаты;

  • 73% GR-менеджеров имеют водительские права категории «В».

класс твитнуть

Код для вставки в блог

GR-менеджер (менеджер по взаимодействию с органами власти)

В последнее время во многих крупных и динамично развивающихся российских компаниях появилась должность GR-менеджера. Сокращение GR возникло от англ. «Government relations», дословно «связь с государственной системой управления», т.е. GR-менеджер – это специалист, ответственный за налаживание успешных и плодотворных связей компании с органами государственной власти. Путем создания доверительных неформальных отношений с госчиновниками и представителями общественных организаций GR-менеджеры способствуют процветанию предприятия и его устойчивому развитию. Подробнее...