Youtube

Презентация на тему география мирового транспорта. Презентация "география транспорта" презентация к уроку по географии на тему

Класс: 10

Цели и задачи:

Обучающие:

  • развивать представления об отраслях Мирового хозяйства;
  • развивать умения характеризовать по основным параметрам Мировую транспортную систему, ее проблемы и перспективы развития;
  • сформировать представление о различиях транспорта и его особенностях в странах разного типа;
  • сформировать знания о географии основных видов транспорта.

Развивающие:

  • развивать у учащихся умение выделять главное, существенное при работе с текстом в изучаемом материале; анализировать и обобщать изучаемые факты, логически излагать мысли;
  • развивать умение работать во времени и в группах;
  • развивать творческие способности учащихся и познавательный интерес;
  • развивать умение выполнять задания аналитического характера;
  • развивать умение работать с тематическими картами, с различными источниками информации.

Воспитательные:

Продолжить формирование системы нравственных отношений:

а) формировать у учащихся уважительное отношение к мнению других учеников;

б) формировать у учащихся таких личностных ценностей, как желание узнавать новое о своей Родине, воспитание чувства ответственности за ее настоящее и будущее, чувства патриотизма.

В ходе урока у учащихся развиваются следующие умения:

Учебно-управленческие:

  • определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи;
  • самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами;
  • оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения с установленными нормами.

Учебно-информационные умения:

  • умение работать с письменными и устными текстами;
  • умение работать с картографическими источниками информации.

Учебно-логические умения:

  • определять компоненты изучаемого объекта;
  • осуществлять качественное и количественное описания компонентов объекта;
  • осуществлять классификацию на основе установления признаков объекта.

Оборудование:

Карта “Транспорт мира”, атлас для 10 кл., картосхемы, выставка “Современные виды транспорта и транспорт будущего”, видеофрагмент “Влияние транспорта на окружающую среду”, графопроектор, комплект заданий для каждого ученика (можно использовать презентацию основных видов транспорта).

Основная форма работы – групповая с использованием опережающего домашнего задания и разноуровневых заданий.

Ход урока

1. Организация начала урока.

Приветствие учителя.

Проверка отсутствующих.

Проверка готовности к уроку.

Сегодня мы продолжим знакомство с отраслями мирового хозяйства и поговорим о транспорте мира.

Нам важно это знать, т.к. тема транспорта на сегодняшний день является очень важной и актуальной, т.к. транспорт выполняет важнейшие экономические и социальные функции. Современные виды транспорта обеспечили сближение самых удаленных уголков планеты. Происходит “сжатие” географического пространства. Сегодня благодаря транспорту не существует понятия удаленности.

2. Подготовка к активной УПД на основном этапе урока.

Исходя из огромной значимости транспорта, сегодня на уроке мы должны:

  1. познакомиться с мировой транспортной системой.
  2. узнать о значении транспорта, показать его место и роль в мировой экономике.
  3. дать характеристику видов транспорта.
  4. знать об особенностях транспорта в странах разного типа.
  5. поговорить о проблемах и перспективах развития транспортной системы.

Цели закреплены на доске в виде плаката.

Тема для вас не новая, мы говорили о транспорте России в 9 классе, но довольно обширная. Для того чтобы достичь все намеченные цели, мы будем работать по группам.

Я уверена, что мы справимся со всеми поставленными задачами самым лучшим образом. Если что-то не получится – ничего страшного, учтем наши недочеты в будущей работе. Итак – приступаем!

Начать лучше с повторения основных положений, знакомых нам из 9-го класса. И тут нам поможет 1 группа. У ребят было задание (Показать на доске схему №1; см. приложение) : “Опираясь на учебник 9 класса, выбрать на ваш взгляд, самое главное и существенное из темы транспорт России”.

Результатом их работы явилась своеобразная “подсказка” под номером 1.

Задание классу: Возьмите из приготовленных для вас материалов лист 1. Прослушайте выступление ребят, вспомнив пройденный ранее материал.

Выступление учащихся 1 группы.

Первая группа свое выступление закончила. Спасибо! Я полагаю, что ребята с заданием справились, а мы вспомнили материал, необходимый нам в дальнейшей работе.

3. Усвоение новых знаний.

Теперь переходим к изучению новой темы “Транспорт мира”.

Второй группе было предложено раскрыть содержание главы “Транспорт – третья ведущая отрасль материального производства”.

Ребята приготовили шаблон №2, который вам надлежит заполнить в ходе их выступления (см. приложение №2,). (приложение №2.1)

Выступление учащихся 2 группы.

А теперь давайте вместе проверим правильность заполнения шаблона (через кодоскоп или компьютер). Если есть ошибки или недочеты, исправьте их.

В ходе выступления 2 группы мы узнали:

  1. о значении транспорта;
  2. об основных различиях между транспортом экономически развитых и развивающихся стран.

Отметить эти цели на плакате. Дать качественную характеристику деятельности группы.

Третьей группе предложено познакомить вас с основными видами сухопутного транспорта.

Приготовьте листы под номером 3 “Основные виды транспорта”. В ходе выступления ребят третьей и четвертой групп вам предстоит выполнить различные виды работ: показать по атласу называемые объекты, вписать страны-лидеры по основным видам транспорта, заполнить диаграммы. Будьте внимательны!

Выступление учащихся 3 группы.

  1. Автомобильный транспорт.
  2. Железнодорожный транспорт.
  3. Трубопроводный транспорт.

В ходе выступлений учащиеся используют картосхемы, выполненные самостоятельно.

  1. Обеспеченность легковыми автомобилями.
  2. Различные конфигурации ж\д.
  3. Главные выводы к теме “Транспорт России”.

Все называемые объекты показываются у доски по карте “Транспорт мира”.

Закончила свое выступление 3 группа. Спасибо!

Четвертая группа познакомит вас с остальными видами транспорта.

  1. Воздушный (с использованием картосхемы “Авиационный транспорт мира” и магнитов одного цвета для обозначения крупнейших аэропортов мира).
  2. Морской (с использованием магнитов разного цвета для обозначения крупнейших универсальных, контейнерных, нефтеналивных портов).
  3. Речной (сопровождается показом крупных судоходных рек, системы каналов и главного района озерного судоходства).

Закончила свое выступление 4 группа. Спасибо!

Дать качественную характеристику деятельности группы.

В ходе интересных и объемных сообщений учеников 3 и 4 групп мы узнали об основных видах транспорта, его географии и особенностях, т.о. достигли еще одной намеченной цели.

Отметить цель на плакате.

Завершит разговор о транспорте 5 группа.

Ваша задача: внимательно слушать и записать в тетрадь:

  1. определение Мировой транспортной системы;
  2. основные экологические проблемы, связанные с транспортом.

(Можно воспользоваться учебником, стр. 151)

  1. Мировая транспортная система.
  2. Проблемы транспорта (с использованием фрагментов в\ф, либо презентации).
  3. Перспективы развития транспорта (рассказ сопровождается показом выставки “Современные виды транспорта и транспорт будущего”).

Отметить цели на плакате.

Дать качественную характеристику деятельности группы.

Как видите, мы справились поставленными целями.

4. Закрепление знаний.

Теперь давайте посмотрим, как мы сможем реализовать выполненные цели.

Возьмите приготовленные для каждого листы с тестовыми заданиями (5 вариантов) и в течении 1-2 минут постарайтесь правильно ответить на 5 вопросов.

Поменяйтесь листами, проверьте работу друг-друга, выставив отметки по критериям и сдайте мне.

Взаимопроверка работ и проверка посредством кодоскопа.

5. Итог.

В ходе урока мы познакомились с транспортом мира, выполнив все намеченные цели.

Дать качественную характеристику деятельности класса, выставить отметки.

Осталось заполнить Технологическую карту урока (см. приложение№3). (приложение №3.1)

6. Домашнее задание.

1. Повторить тему 5 раздел 3 “Транспорт мира”.

(Не забудьте о дополнительном материале в конце раздела, о таблицах в приложении и о картах атласа).

2. Нанести на контурную карту:

  • страны-лидеры по основным видам транспорта;
  • крупнейшие порты и аэропорты мира;
  • основные каналы и проливы;
  • крупные судоходные реки.

3. Уметь показать Транссибирскую ж\д магистраль и Панамериканское шоссе.

При выполнении домашнего задания воспользуйтесь листом №3 и картами атласа.

Наш урок закончен. Благодарю вас за работу.

География транспорта Мира 1.Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства и основа географического разделения труда.

Урок географии в 10-ом классе

1.Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства

  • Основа географического разделения труда
  • Объём и структура транспортных перевозок отражают:
  • Способствует специализации и кооперированию предприятий и отраслей
  • Способствует сокращению территориального разрыва между производством и потребителем товаров и услуг

Уровень и структуру

экономики

Размещение

производительных сил

Показатели работы транспорта

  • Грузооборот.
  • Фрахт (плата за перевозку).
  • Каботаж (судоходство между портами одной страны).
  • Грузоподъемность.
  • Воздушная трасса (авиалиния)

Особенности транспорта

Транспортная сеть (тыс. км)

Группы стран по обеспечен-ности трансп

Загрязнение окр. среды

Мировой транспорт

Мировая транспортная система – все:
  • пути сообщения
  • транспортные предприятия
  • транспортные средства
Влияние НТР на железнодорожный транспорт
  • электрификация железных дорог;
  • появление поездов на воздушной подушке;
  • магнитной подвеске;
  • рост протяженности электрифицированных ж/д;
  • увеличение пассажирооборота.
Мировая транспортная система
  • число занятых – более 100 млн чел
  • общая длина транспортной сети - > 36 млн км
  • перевозится грузов – более 100 млрд т
  • перевозится пассажиров - более 1 трлн чел
ДИНАМИКА МИРОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ В 1950-2000гг.* Длина и густота железных дорог по странам мира. Конец 90-х гг

СТРУКТУРА МИРОВОГО ГРУЗО - И ПАССАЖИРООБОРОТА

ДОЛЯ В ГРУЗООБОРОТЕ

ДОЛЯ В ПАССАЖИРООБОРОТЕ

Задание. Проанализируйте данные диаграммы. Ответьте на следующие вопросы:

  • Какой вид транспорта преобладает в грузоперевозках, а какой в пассажирообороте мира?
  • Какой вид транспорта преобладает в грузоперевозках в России, Японии? Почему?
  • Какой вид транспорта почти не участвует в грузоперевозках, а какой в пассажиро-перевозках? Как вы думаете почему?

См. карту в атласе

«ТРАНСПОРТ»

Изменение структуры грузооборота Влияние НТР на мировую транспортную систему

  • увеличение пропускной способности
  • появление новых транспортных средств
  • увеличение вместимости и объёма перевозимых грузов (контейнеризация)
Грузооборот конец 90-х гг.

Региональные транспортные системы

  • Севро-Американская
  • Европейская
  • Латиноамериканская
  • Африканская
  • Южная Азия

ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

Проанализируйте карту судоходных линий.

О каком океане можно сказать: «Великий

путь мировой торговли»? Между какими

странами проходят главные морские линии?

Какое государство лидирует по количеству

крупных портов? В чем причина?

Мировой железнодорожный транспорт

  • Первой железной дорогой на паровой тяге стала линия Ливерпуль - Манчестер в Англии, открытая в 1830 г.
  • В том же году была построена и первая железная дорога в США, соединившая города Чарлстон и Огаста.
  • В 1833 г. появилась первая железная дорога во Франции,
  • в 1835 г. - в Германии и Бельгии.
  • А в России первая железная дорога Петербург - Царское Село (26 км) была открыта в 1837 г.
ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ СТРАН ПО РАЗМЕРАМ ГРУЗООБОРОТА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В КОНЦЕ 1990-х гг. Автомобильный транспорт
Влияние НТР на автомобильный транспорт
  • появление электромобилей;
ПЕРВЫЕ ДВАДЦАТЬ СТРАН ПО ПРОТЯЖЕННОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В КОНЦЕ 1990-х гг. ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ СТРАН ПО РАЗМЕРАМ ГРУЗООБОЮТА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В КОНЦЕ 1990-х гг. ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ СТРАН ПО ДЛИНЕ ТРУБОПРОВОДОВ В КОНЦЕ 1990-х гг. Влияние НТР на автомобильный транспорт
  • появление электромобилей;
  • изменение видов топлива (на кислороде, водороде, дизеле, газе, рапсовом масле);
  • рост протяженности автодорог с твердым покрытием;
  • увеличение грузооборота на 8%;

Цель: Продолжить формировать навыки использования информационных технологий на уроках географии Задачи: 1. Познакомить с особенностями транспорта мира в эпоху научно – технической революции; 2. Развивать умение систематизировать информацию, анализировать, выделять существенное в изучаемом материале; 3. Содействовать экономическому, экологическому воспитанию.

Содержание I. Введение. II. Транспорт мира в эпоху НТР. 1. Показатели работы транспорта. 2. Виды транспорта. 3. Транспортные узлы. III. Влияние транспорта на окружающую среду в эпоху НТР.

Введение НТР – это коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в производительную силу общества. Транспорт – одна из ведущих отраслей экономики любой страны.

Значение транспорта: является основой географического разделения труда; география транспорта влияет на размещение отраслей промышленности; является связующим звеном между потребителем и производителем.

II. 1. Показатели работы транспорта Грузооборот. Фрахт (плата за перевозку). Каботаж (судоходство между портами одной страны). Грузоподъемность. Воздушная трасса (авиалиния)

Влияние НТР на транспорт увеличение грузоподъемности; увеличение пропускной способности; появление новых видов транспорта; увеличение вместимости; увеличение скорости.

Изменение структуры грузооборота Виды транспорта 1980 1990 2008 Автомобильный 7, 5 8 8, 3 Нефтяной трубопроводный 3, 1 5 7, 2 Газопроводный 1, 1 2, 3 3, 6 Морской 51, 9 62, 7 62, 8

Влияние НТР на железнодорожный транспорт - электрификация железных дорог; появление поездов на воздушной подушке; магнитной подвеске; рост протяженности электрифицированных ж/д; увеличение пассажирооборота.

Скоростной железнодорожный транспорт (примеры) Великобритания: линия Лондон-Глазго – 300 км/ч; 2. Франция: линия Париж-Леон – 380 км/ч; 3. Япония: линия Токио-Осако – 250 км/ч. 1.

Влияние НТР на автомобильный транспорт появление электромобилей; изменение видов топлива (на кислороде, водороде, дизеле, газе, рапсовом масле); рост протяженности автодорог с твердым покрытием; увеличение грузооборота на 8%;

увеличение пассажирооборота на 80%; увеличение автопарка (США – 210 млн. , Япония 45 млн. , Россия 18 млн.); создание газотурбинных и роторнопоршневых двигателей. увеличение скоростных характеристик; повышение грузоподъемности грузовых автомобилей.

Влияние НТР на водный транспорт Суда на подводных крыльях; Суда на воздушной подушке; Балкеры; Ролкеры; Лихтеровозы; Увеличение грузооборота в 8 раз; Контейнеризация.

Воздушный транспорт Занимает III место в пассажирообороте мира. Крупнейшие аэропорты мира: Чикаго, Даллас, Атланта, Хитроу. Основное назначение – перевозка пассажиров.

Влияние НТР на воздушный транспорт Сверхзвуковые пассажирские самолеты; 2. Повышение грузоподъемности; 3. Увеличение пассажирооборота в 74 раза. 1.

II. 3. Транспортные узлы – это пересечение сети путей сообщения. Назначение транспортных узлов: регулировка транспортных потоков регионов, в которых они находятся; - сортировка грузов; - Предоставление пассажирам возможности пересадки и отъезда в нужном направлении. -

Мировое значение транспортных узлов Они располагаются на берегах (Роттердам в Нидерландах). Могут специализироваться на одном виде транспорта (город-аэропорт Шенков в Ирландии). Могут служить для пересадки пассажиров – курортников (Минеральные воды в России). Используются для перевалки определенного вида груза (лесопромышленные пристани на реках севера европейской части России).

III. Влияние транспорта на окружающую среду в эпоху НТР. Во многих странах применяются строгие меры по защите окружающей среды от загрязнения транспортными средствами: - уменьшение доли свинца в автомобильном бензине; - использование электромобилей, водородного топлива; - газового топлива; - поездов на воздушной подушке.

Cлайд 1

География транспорта Мира 1.Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства и основа географического разделения труда. 2. Сухопутный транспорт Урок географии в 10-ом классе

Cлайд 2

1.Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства Основа географического разделения труда Объём и структура транспортных перевозок отражают: Способствует специализации и кооперированию предприятий и отраслей Способствует сокращению территориального разрыва между производством и потребителем товаров и услуг Уровень и структуру экономики Размещение производительных сил

Cлайд 3

Мировая транспортная система – все: пути сообщения транспортные предприятия транспортные средства

Cлайд 4

Мировая транспортная система число занятых – более 100 млн чел общая длина транспортной сети - > 36 млн км перевозится грузов – более 100 млрд т перевозится пассажиров - более 1 трлн чел

Cлайд 5

ДИНАМИКА МИРОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ В 1950-2000гг.*

Cлайд 6

Длина и густота железных дорог по странам мира. Конец 90-х гг

Cлайд 7

Влияние НТР на мировую транспортную систему увеличение пропускной способности появление новых транспортных средств увеличение вместимости и объёма перевозимых грузов (контейнеризация)

Cлайд 8

Изменения в структуре грузооборота мирового транспорта В 1950 г. железные дороги обеспечивали 31% мирового грузооборота, автомобильные - 7,5% внутренние водные пути - 5,5% морские - 52% трубопроводы 4%.

Cлайд 9

a-div-prezent" itemprop="thumbnail" src="https://bigslide.ru/images/28/27929/389/img9.jpg" alt="Географические различия в мировой транспортной системе. а) Транспорт экономич..." title="Географические различия в мировой транспортной системе. а) Транспорт экономич...">Географические различия в мировой транспортной системе. а) Транспорт экономически развитых стран Транспортная подсистема экономически развитых стран отличается особенно большими размерами. На нее приходится около 80% общей длины транспортной сети, более 70% мирового грузооборота по массе и примерно 80% по стоимости, а доля ее в мировом пассажирообороте еще больше. В экономически развитых странах сосредоточено более 4/5 мирового парка автомобилей, в них находятся почти 2/3 всех портов мира, выполняющих 3/4 миро вого грузооборота. В структуре грузооборота этих стран на автомобильный транспорт падает 40%, на железнодорожный - 25, а на остальные виды транспорта - 35%.

Cлайд 11

2. Транспортная система в развивающихся странах Она располагает немногим более 20% общей мировой длины транспортной сети, обеспечивает (по стоимости) 20% мирового грузооборота. В этих странах сосредоточено 10% мирового парка легковых и 20% грузовых автомобилей и автобусов. Густота транспортной сети в большинстве стран невелика, а технический уровень транспорта (например, паровая тяга и узкая колея на желез ных дорогах) более низкий. Подвижность населения в этих странах также во много раз меньше, чем в развитых.

Cлайд 12

Региональные транспортные системы Севро-Американская Европейская СНГ Латиноамериканская Африканская Южная Азия

Cлайд 13

Мировой железнодорожный транспорт Первой железной дорогой на паровой тяге стала линия Ливерпуль - Манчестер в Англии, открытая в 1830 г. В том же году была построена и первая железная дорога в США, соединившая города Чарлстон и Огаста. В 1833 г. появилась первая железная дорога во Франции, в 1835 г. - в Германии и Бельгии. А в России первая железная дорога Петербург - Царское Село (26 км) была открыта в 1837 г.