Бизнес-идеи

Презентация на тему: Русские народные промыслы. Презентация "народные промыслы россии" Народные промыслы марий эл презентация






  • Серебро – химический элемент периодической системы Д.И.Менделеева, имеющий атомный номер 47 – обозначается символом Ag (лат. Argentum).
  • Серебро – это благородный металл, который обладает антибактериальными и целебными свойствами. Это металл богатый интересной историей, легендами, мифами и загадками... В природе серебро встречаются в самородной форме, известны факты нахождения серебряных самородков весом до 20 т.
  • Серебро – драгоценный металл белого цвета, широко использующийся в ювелирном деле, тягучий, пластичный и ковкий. Изделия из серебра – это высокохудожественные народные промыслы . Серебро столовое серебро , украшения из серебра , изделия из серебра религиозного назначения , ювелирное серебро , различные изделия из серебра – эти образцы уникального народного творчества мастеров Великого Устюга , которые наши туристы могут приобрести, побывав на отдыхе на родине Деда Мороза .






  • В Великом Устюге с 1682 г. талантливые мастера чернят серебро способами, отличными от других художественных центров. В их работах особое значение обрела сюжетная гравюра, очень насыщенная, значительно более густая по цвету, нежели московская и петербургская. Произведения из серебра, созданные нашими мастерами, неоднократно были представлены на всероссийских и международных выставках и, как правило, удостаивались высших наград.


  • Береста (т.с. Даля) – верхний, светлый, ремковый слой березовой коры.
  • Береза – стройное белоствольное светлое дерево, дающее сквозистую тень, украшающее в любое время года всякий сельский вид, пользуется особой любовью в России. С давних лет берёза была образом России. Простая и трогательная красота берёзы сообщает ей высокую эстетическую ценность.

Изделия из бересты.

Изделия из бересты, как народные промыслы – шкатулки, туеса, лукошки, короба, сувенирные игрушки, украшения, бусы, расчески, подносы, картины, панно – великолепные произведения искусства из Великого Устюга, выполненные в стиле и традициях народного художественного промысла.






Лапти.

Лапти – низкая обувь, распространённая на Руси в старину, но, тем не менее, бывшая в широком употреблении в сельской местности России до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые и другие) или бересты. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти. В русском фольклоре и культуре лаптям посвящены рассказы, песни, поговорки.


  • Истоки резьбы по дереву уходят в далекое прошлое. Если судить по предметам, найденным археологами, резьба по дереву на Руси насчитывает несколько десятков тысяч лет. Несомненно, резьба по дереву , которая требует определенных художественных способностей, какого-то опыта воплощения замысла и профессионального владения инструментом, была основным и одним из первых видов художественно-прикладных ремесел. В Древней Руси резьба по дереву , в основном хоть и культовая, была широко распространенной и весьма искусной.


  • Виды резьбы по дереву – условно можно выделить три основных типа: сквозная резьба (сюда относится пропильная и прорезная резьба), глухая резьба (все подвиды рельефной и плосковыемчатой резьбы), скульптурная резьба, домовая резьба (является отдельным направлением, поскольку может сочетать в себе все три вышеперечисленных типа).
  • Актуальность резьбы по дереву очень сильно выросла в последнее время и все настойчивей и уверенней входит в нашу жизнь и быт. Никакие искусственные материалы не заменят красоту и теплоту натурального дерева. Попав в руки истинного мастера, дерево приобретает вторую жизнь. Обладание неисчерпаемой фантазией, отличным знанием материала, чувством прекрасного позволяет мастеру в каждой работе резьбы по дереву создавать подлинные произведения искусства – разделочные доски, шахматы, картины, скульптуры, деревянные игрушки, посуда и многие другие вещи.






  • Основные типологические принципы кубачинских узоров сложились на рубеже XVII – XVIII веков. Поэтому в орнаментальной культуре кубачинского ювелирного искусства как в зеркале отразились все этапы истории развития художественной, материальной и духовной культуры этого народа. Кубачинский орнамент богат и разнообразен. Он позволяет мастерам не только создавать и сохранять яркую индивидуальность своего творческого подчерка, но и воплощать каждый раз совершенно новое, оригинальное художественное решение. Канонический набор изображений в виде стилизованных листьев, бутонов, побегов и гибких ветвей переплетаясь в соответствии с законами «кубачинской гармонии» выстраивают оригинальные ритмические группы , которые соединяются в единый композиционный монолит – так постепенно возникает «музыка» кубачинского узора. Поэтому каждое произведение – воплощенная в серебре мечта о вечной красоте мира, застывшая в «многозначительной» вязи орнаментов. Сочетание горного серебра, солнечного золота и небесной лазури как бы застыло в каждом изделии. Кинжалы в серебряной с позолотой оправе, сабли, декорированные эмалью, чернью и филигранью являются показателем высочайшего мастерства и качества.





Нож "Каменный век"*. Клык медведя, резьба барельефом.

Нож "Клык"*. Клык медведя. Дамасская сталь. Чехол: цевка, выжигание.

Нож "Коготь"*. Коготь медведя. Дамасская сталь. Чехол: цевка, выжигание.


Нож "Морской"* на подставке из обсидиана и камчатских самоцветов. Морское дерево, рог лося. Дамасская сталь Размер: 23х7х11 см.


Нож "Рог"*. Рог снежного барана. Дамасская сталь.



  • Какова же история гжели и гжельской розы? Само гжельское гончарное ремесло существовало еще в XIV веке. Гжельские мастера издавна славились своим мастерством, своими гончарными изделиями, а глина, которую они использовали, - своими высокими качествами. С середины XVII века гжельские мастера занимались выпуском майоликовой посуды, а когда в середине XVII века русским ученым Дмитрием Ивановичем Виноградовым был открыт секрет твердого фарфора, мастера постепенно стали заготавливать и фарфоровые изделия. Расписывать посуду гжельские мастера тоже начали давно. Изначально это были травянистые узоры, букеты, необычные птицы, целые сюжетные сцены. При этом Гжель была разноцветной. Сегодня же в росписи Гжель используются лишь два основных цвета - белый и синий. Некоторые говорят, что такие цвета были выбраны специально, по цвету ясного неба в России, но думается, что в этом красивом суждении есть только доля правды. Известно, что изначально для росписи использовались яркие зеленые, желтые, красные цвета. Гжель не была предметом роскоши и предназначалась для обычного люда. Расписанная яркими красками посуда украшала дома крестьян и широко использовалась в быту. Но в начале XX века яркие затейливые цветы на блюдах не соответствовали цветовой гамме и геометрии революционных звезд и стягов. Так разноцветные старинные растительные орнаменты и букетики сменила гжельская роза цвета неба и полевых васильков.



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Народные промыслы России Подготовила учитель технологии Быкова О.В. 2012 г.

Цели проекта - Формировать общее представление о народной культуре России, стремление к её изучению и включение данной информации в актив своего мировоззрения. - Освоение основных приёмов деятельности по изготовлению образцов изделий народных промыслов. - Формировать основы гражданской эдентичности.

Золотое кольцо России

Хохломская роспись Появилась в городе Семёнов Нижегородской губернии в XVII(17) веке. Ею украшали деревянную посуду, куклы-матрёшки. Использовали золотую, чёрную и красную краски.

Тульский самовар

гжель Живописный регион Гжель расположен в 60 км от Москвы. Традиционный орнамент, украшающий фарфоровые изделия – синие и голубые цветы, листья, злаки и гжельская синяя роза. История гжельского фарфора начинается с XIV века.

Палехская миниатюра Палех – центр иконописной живописи. Расположен возле города Иваново. Шкатулки, броши, игольницы расписываются золотом на чёрном фоне.

Городецкая роспись Жёлтый вечер, чёрный конь И купавки как огонь, Смотрят птицы из ларца – Чудо-роспись Городца

Филимоновска игрушка Есть под Тулой деревенька, Филимоново зовут И живут там мастерицы, Что добро в дома несут. И добро там не простое, И не злато-серебро. Филимоновской игрушкой Называется оно.

Приё мы городецкой росписи

Сюжеты городецкой росписи Сюжетами городецкой росписи чаще всего бывают кони, птицы, цветы. Краски используют насыщенных оттенков: красный, синий, жёлтый, чёрный, зелёный.

Поэтапное выполнение росписи 1.Наметить центральный элемент узора. 2. Нанести узор основными цветами. 3. Прорисовать элементы чёрными мазками. 4. Прорисовать элементы белыми мазками.

Приёмы росписи гжель

Сюжеты гжели Традиционными цветами гжели являются синий и голубой. Сюжетами для росписи бывают цветы, листья, птицы. Свободное пространство заполняют различными орнаментами.

Порядок выполнения росписи 1. Границы будущего узора проводят синим и голубым. 2. Намечают месторасположение орнамента. 3. Прорисовывают крупные элементы узора. 4. Оставшееся пространство заполняют сеткой.

Порядок работы 1.Нанести контур синим и голубым по боку, по носику и ручке, по крышке, гребешку и хвостику петушка. 2. Нарисовать цветок с листьями на боку чайника. 3. Украсить верхнюю часть чайника бордюром.

Сюжеты хохломской росписи Традиционные цвета: чёрный, красный, золотой. наиболее распространенные мотивы: ягоды, листья, цветы.

Литература и источники Деревянное чудо. Альбом для раскрашивания.М.: «Малыш»,1978 Крупин В. Дымка. М.: «Малыш», 1987 Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология» 5-9 класс.М.: 5зазнания, 2008 htth //www.Stendzakaz.ru



  • Дымка
  • Золотая Хохлома
  • Живая Гжель
  • Жостово
  • Палех
  • Проверьте себя
  • Заключение

Я приглашаю всех в путешествие по России в центры народных промыслов. И сегодня я хочу воспеть и восславить

« Сердце доброе,

Щедрость да разум,

Руки искусные люда русского»


Дымка

Наши руки крендельком,

Щёки будто яблоки.

С нами издавна рядком

Весь народ на ярмарке.

Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские,

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские


Золотая Хохлома

Из торгового села Хохлома разлетались жар-птицам чашки да ложки по всей земле.

Плывёт по лету Хохлома,

Расписанная очень ловко.

Не сумрак в вазах и солонках,-

Напоминает Хохлома

Родную милую сторонку,

Где рощи словно терема,

Гда резвый Керженец струится…

Как солнце в небе, Хохлома

Ясна, чиста и круглолица!


Живая Гжель

Что только не делают в Гжели: чашки, кувшины, вазы, фигурки людей и животных. Только два цвета присутствуют в росписи: белый-цвет снега, голубой-цвет неба.

«Едва ли есть земля на свете самая чистая, какова у нас гжельская, которой нигде не видел я белизною превосходнее»

М.В.Ломоносов


Жостово

Кто смел раскинуть на подносе

Такие яркие цветы?

… Из под руки, как ветерки,

Как стая ласточек взлетела,

Разбрасывая лепестки,

Кипень цветочная.


Палех

Икона палехского письма была изумительно нарядна, от мечты о празднике жизни её несравненное сияние.

Русские иконные края…

Палеха несломленные крылья!

… Белый храм возносится куда-то,

Мудрый, как ушедшие века!

Сколько здесь оставлено сердец,

Сколько тут написано шкатулок?!


Проверь себя

  • Какие промыслы представлены в работе?
  • Почему народная мудрость гласит «Не то дорого, что красно, а то дорого, что мастера доброго».
  • Какие промыслы вам ещё известны?

Заключение

«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронёс через столетия»

М.И.Калинин

Я надеюсь, что собранный мною материал помог вам познакомиться с народными промыслами России.

Возможно, кому-то захочется продолжить изучение ремёсел и коллекцию слайдов.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ Воспитатель Капюченко Л.В.

ХОХЛОМА Хохлома – старинный народный промысел, зародившийся в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону. Для хохломской росписи характерен растительный орнамент: цветы, листья и ягоды.

ГЖЕЛЬ Гжель – старинный народный промысел. Первые гжельские мастера обжигали керамическую посуду в печах и называли её «жгель» или «гжель». Посуду покрывали белой эмалью и расписывали в синих тонах. Позже стали расписывать фарфоровые изделия, используя для этого синий кобальт.

МАТРЁШКА Матрёшка – русская деревянная игрушка, состоящая из нескольких разрисованных кукол, вложенных одна в другую. Каждая кукла, кроме последней, раскладывается на две части. Существует несколько традиций росписи матрёшек.

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ Городецкая роспись – русский народный промысел, зародившийся в районе города Городец. В городецкой росписи часто используются образ коня, который является символом богатства, и образ птицы – символ счастья.

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА Дымковская игрушка – русский народный промысел, который зародился в слободе Дымково, около города Вятка. Дымковские игрушки делаются из глины. В основном это барыни, скоморохи, нарядные индюки и петухи. Для росписи мастера используют яркие краски, узорами служат простые геометрические фигуры.

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА Филимоновская игрушка – это русская народная глиняная игрушка, которая изготавливалась в деревне Филимоново Тульской области. Главное в ней – свисток.

БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА Богородская игрушка – это народный промысел, который возник в селе Богородское около Сергиева Посада. Богородские мастера вырезают из дерева игрушки, которые приходят в движение при помощи веревочек, планок, пружинок. Символом этого промысла считается игрушка «Мужик и медведь»

КАРПОГОЛЬСКАЯ ИГРУШКА Карпогольская игрушка - русский художественный промысел, который был распространен в районе города Каргополя Архангельской области. В росписи современной игрушки сохранилась традиционная символика: круг и крест в различных сочетаниях как солярные знаки (символы солнца), знаки земли, огня, воды, засеянного поля, урожая, плодородия.

ПАЛЕХ Палех – русский народный промысел, который зародился в посёлке Палех Ивановской области. Палехские мастера покрывают чёрным лаком шкатулки, броши, кулоны и расписывают их.

ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ Жостовская роспись – народный художественный промысел, который зародился в деревне Жостово Московской области. Жостовские мастера расписывали металлические подносы разной формы. Роспись они делают по чёрному фону, в качестве основного мотива используют букет из садовых и полевых цветов.

Использованные источники: Ресурсы интернета


Народные промыслы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области

«Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам №6 г. Саратова».

Учитель профессионально-трудового обучения

Медведева Е.А.

Хохломская роспись

Один из русских народных промыслов, хохломская роспись по дереву, возник во второй половине XVII века на землях Ковернинского района Горьковской области России. Имя росписи дало название села - Хохлома, расположенное в той же области, которое стало центральной точкой сбыта работ хохломской росписи в XVIII - начале XX веков.

Стоит студеная зима,

Снежинки крутит буйный ветер,

А солнечная Хохлома

Напоминает нам о лете.

В тарелочках не полутьма.

Не сумрак в вазах и солонках,

Напоминает Хохлома

Родную, милую сторонку!

Русская матрёшка Шли подружки по дорожке, Было их немножечко: Две Матрены, три Матрешки И одна Матрешечка. В. Берестов Русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Для изготовления матрешек в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Матрешка появилась около 100 лет назад

Городецкая роспись

Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры-розаны и пионы), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

Богородская игрушка

Богородская игрушка - русский народный промысел резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины).

Существует в пос. Богородское Сергиев-Посадского района Московской области с XVI-XVIII веков.

Игрушке "Кузнецы" более 300 лет. "Кузнецы" стала символом Богородского промысла. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки.

На удалении 50-60 км к юго-востоку от Москвы, в Раменском районе, вдоль Егорь-евского шоссе расположены два десятка слившихся между собой красивых сел и де-ревень.

Гжель - название одного из сел - бывшего волостного центра, ставшего собирательным для всей округи, символом неповторимого искусства и народного мастерства.

Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону.

Дымковская игрушка Ды́мковская игрушка,- один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка.

Дымковская глиняная игрушка – символ русского ремесла. Игрушечных дел мастера создают различные образы: всадники на конях, нарядные барышни, расписные птицы. Глиняную игрушку считают оберегом от зла.

Филимо́новская игру́шка

  • Русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Своё название получил от деревни Филимоново, где жили в 1960-х годах последние мастерицы, возродившие забытое гончарное ремесло.
  • Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т

Береста

Палехская миниатюра -народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д

Лаковая миниатюра Федоскино Производство изделий из папье-маше возникло в 1795 году. табакерок, украшенных наклеенными на крышку гравюрами, иногда раскрашенными и покрытыми лаком. Во второй четверти XIX века табакерки, бисерницы, шкатулки и другие изделия стали украшать живописными миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере.

Излюбленные мотивы росписи федоскинских миниатюристов -популярные сюжеты: «тройки», «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Наиболее всего ценились ларцы и шкатулки, украшенные сложными многофигурными композициями - копиями картин русских и западноевропейских художников.

Павловский платок Шали и платки «павловские» - это буйство пышных букетов садовых и полевых цветов в углах платка и гирлянды по кайме, а также восточные орнаменты, имитирующие индийские шали.

Оренбургские пуховые платки

Оренбург издавна славился своим уникальным производством качественных пуховых платков. Начиная с 1857 года этот народный промысел стал известен на весь мир! Участвуя в различных выставках от Лондона до Шанхая производство русских мастеров было оценено на самом высоком уровне. С 1939 года оренбургскими мастерами было организованно первое массовое производство пуховых платков. На базе этого производства в 1960 году, в Оренбурге создается фабрика «Оренбургских пуховых платков».

Жостовские подносы

Жо́стовская ро́спись -народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

Ростовская финифть

Фини́фть - особый вид прикладного искусства, в котором используется эмаль (в качестве основного материала) в сочетании с металлом.

Заключение

Вы сегодня узнали о русских народных промыслах,

увидели образцы изделий народных мастеров. Эти образцы

народного искусства поражают нас особой красотой,

гармонией и совершенством. Только хорошие и добрые люди могли создать такую красоту и прославить на весь мир свою землю, свой край. Мы должны беречь труд и беречь то, что сделано руками талантливых людей. Это поможет нам сохранить свои национальные традиции, своё национальное достоинство.

В.А. Барадулин «Основы художественного ремесла»

Журналы: «Наука и жизнь»; 1989г. №12.

«Вокруг света» 1981г. №12, 1983г. №5.

http://www.posezonam.ru/

http://art-olonya.ru/olony68.html

http://www.remeslennik.ru

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://palekh-online.ipn.ru