Способы заработка 

Презентация на тему: Социологические методы исследования. Виды социологического исследования Специальные Виды социологических исследований




Объектом социологического исследования выступает явление или сфера социальной действительности, которые являются непосредственными носителями проблемной ситуации, на которую направлена познавательная деятельность. Предметом социологического исследования являются стороны, свойства, характеристики объекта, которые подлежат непосредственному изучению в этом исследовании.


Значение социологических исследований Эмпирические социологические исследования обеспечивают нагромождения эмпирически обоснованных знаний о социальной действительности путем выявления новых фактов и тенденций изменений отдельных областей жизни общества. Позволяют получить информацию об отдельных индивидах и общности, их потребностях, интересах, ценностных ориентациях, мотивах, общественных мнениях, по поводу определенных проблем. Создают информационную базу для познания социальной реальности и обеспечивают осуществление социального контроля над социальными процессами. Делают вклад в развитие социологической теории на базе выявления новых закономерностей и тенденций общественного развития, что позволяет предусмотреть перспективы развития как отдельных социальных явлений и процессов, так и общества, в целом.


В зависимости от масштабности и сложности задания, которое служит основой исследования, различают четыре варианта стратегического исследования: - формулятивный (разведочный) – применяется, когда об объекте исследования есть мало информации, его целью является уточнение проблемы и формулировка гипотезы; - описательный, целью которого является количественно качественное описание объекта; - аналитико - экспериментальный, целью которого является выявления функциональных и причинных связей, прогноз; - повторно сравнительный – выявление общего и специфического в сравнительных объектах во времени.


За методами сбора информации различают такие виды социологического исследования: За методами сбора информации различают такие виды социологического исследования: - Опрос - Наблюдение - Анализ документов В зависимости от статики и динамики социологические исследования бывают: В зависимости от статики и динамики социологические исследования бывают: - разовые - панельные (повторные)




КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Наблюдение – метод исследования, который предусматривает получение информации путем непосредственного наблюдения за действиями объекта исследования в определенных ситуациях. Основные виды – личные наблюдения исследователя и наблюдения с использованием технических средств. Существуют такие разновидности наблюдения: - стандартизированное – не стандартизированное; - включенное – не включенное; - открытое - инкогнито; - лабораторное - полевое.


Анкетирование – это перечень вопросов, которые ставят лицам в письменной форме, опыт которых исследуется. Цель анкетирования – получить достоверную информацию. Для этого нужно учитывать особенности разных вопросов и придерживаться ряда правил и принципов составления анкеты.


Почтовый опрос – разновидность анкетирования, которая рассматривается как эффективный прием сбора первичной информации. В наиболее общем виде почтовый опрос заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте. Преимущества – относительно умеренная стоимость и простота организации (нет потребности в подборе, учебе, контроле за деятельностью большого количества опросчиков и расходов, на оплату их труда, возможность выбора респондентом самого удобного для него времени заполнения анкет). Недостатки – неполное возвращение анкет: не все респонденты заполняют анкеты и отсылают их исследователям, потому заполненные анкеты часто не отображают всю полноту картины исследования.


Телефонный опрос. Преимущества этого метода в скорости проведения исследования, низкая стоимость, оперативность. Недостатки – часовое ограничение интервью (оно не должно превышать больше 15 хв.), а также потребность привлечения специально наученных интервьюеров, затрата временных или денежных ресурсов на их инструктаж. Телефонный опрос может использоваться эффективно для определенной группы – как правило, это пенсионеры, домохозяйки и другие категории, которые имеют достаточно свободного времени и широко используют телефон как


Онлайн – опрос – этот метод в последнее время приобрел популярность, потому что на многих интернет - сайтах есть своя мини - анкета. Преимущество метода – быстрое получение информации, а также простая и удобная для участника форма анкетирования, – респондент может ответить на вопрос в любое удобное для себя время. Недостаток – отсутствие личного контакта с респондентом, который не дает возможности варьировать характер вопросов в зависимости от ответов и ограниченность массива данных.


Контент - анализ – перевод в количественные показатели текстовой фонетической информации. Суть этого метода заключается в том, чтобы найти такие признаки, которые относительно легко подсчитываются, черты, свойства документа (текста) (например, частота употребления определенных понятий), которые бы отображали определенные существенные стороны его содержания. Тогда качественные параметры содержания можно сопоставлять, сравнивать и поддавать точным вычислительным операциям.


КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Метод фокусной группы – заключается в проведении направленного интервью в группе из 8-10 человек с определенно заданными параметрами в соответствии с целью исследования. Чаще всего применяется на практике. Смысл метода заключается в эффекте, который создается ситуацией группового обсуждения. Дело в том, что при проведении индивидуального интервью существует четкое разграничение интервьюера и опрошенного, – это может сильно влиять на качество и глубину полученной информации. В групповой дискуссии опрашиваемый попадает в ситуацию общение с подобными себе, что помогает снимать защитные и психологические барьеры и облегчает проявления эмоциональных реакций.


Глубинное интервью –. заключается в последовательном опросе квалифицированным интервьюером респондента с целью получения ответов и достижения понимания, почему члены группы ведут себя определенным образом и, что они думают об определенной проблеме. Респонденту ставят вопрос по исследуемой темой в произвольной форме наподобие: Почему Вы так ответили?, Можете ли Вы обосновать свое мнение?, Можете ли Вы привести какие - то особенные аргументы?. Длительность одного глубинного интервю – минут (в зависимости от тематики).


Проведение социологического исследования включает четыре этапа: - подготовку исследования; - сбор первичной социологической информации; - подготовка собранной информации к обработке и ее обработка; - анализ обработанной информации и подготовка отчета за результатами исследования, выводы и рекомендации.




Программа конкретно социологического исследование должно отвечать определенным требованиям: - ясность и точность программы – все ее положения должны быть четкие, а элементы – продуманные в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированные; - логическая последовательность всех составляющих программы; - гибкость программы – возможность при появлении новых, непредвиденных обстоятельств вносить в них коррективы.


Программа социологического исследования выполняет такие функции: - теоретико - методологическую, которая позволяет определить научную проблему и подготовить базу для ее решения; - методическую – позволяет начертить способы сбора данных; - организационную – позволяет спланировать деятельность исследователя на всех этапах работы.


Программа социологического исследования состоит из теоретической и процедурно методической частей. Теоретическая часть программы включает в себя решение таких вопросов: - постановку исследовательской проблемы; - определение предмета и объекта исследования; - определение цели исследования; - определение и интерпретацию основных понятий; - формулировка гипотез и заданий исследования.


Гипотеза в конкретно социологическом исследовании – это научное предположение, которое выдвигают для возможного объяснения социальных фактов, явлений и процессов, которое нужно подтвердить или опровергнуть. это определение методов сбора, анализа и обработки информации; инструментария для сбора социологических данных; методики и техники социологического исследования. Процедурно методическая часть –


Метод – это система правил теоретической и практической деятельности, разработанных субъектом на базе закономерностей исследуемого объекта. Инструментарий – набор специально разработанных документов методического характера, приспособленных к социологическим методам, с помощью которых обеспечивается сбор информации. Техника – сценарий, организованные приемы для эффективного использования методов. Документ – специально созданный предмет для передачи и хранения информации, зафиксированной в тексте, пленке, дискете.


3. ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 1. Информационная функция – социологические исследования способны на научной основе собирать, анализировать и передавать информацию о социальных процессах. 2. Диагностическая функция – на основе социологических исследований ставит социальный диагноз, который является необходимым при принятии решений. 3. Прогностическая функция – на основе изучения и анализа ситуаций предусматривает способы и направления их развития.


ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 4. Контрольная функция – позволяет отслеживать ход реализации стратегии управления, реакцию на нее объекта. 5. Экспертная функция – функция социологической экспертизы, позволяет оценивать степень приемлемости, адекватности и реализованности управленческих решений и проектов. 6. Социальнотехнологическая функция – связанная с возможностью разработок разных социальных технологий, моделей социальных структур, организаций и ситуаций.

Рассматриваемые вопросы: 1. Этапы и программа социологического исследования. 2. Методика и техника социологического исследования. 3. Гипотеза как главный методологический инструмент исследования. 4. Понятие репрезентативности выборочного опроса. 5. Основные методы сбора информации. 6. Социологический эксперимент.

1. Этапы и программа социологического исследования. В социологии выделяют три взаимосвязанных уровня: 1) общесоциологическую теорию; 2)специальные социальные теории и 3) социологические исследования. Социальные исследования проводят представители различных дисциплин: историки, юристы, антропологи, социальные психологи, экономисты и др. Социологи занимаются изучением не только человека в обществе, но и общество через человека. Социологические исследования – это система логически последовательных методологических, методических и организационнотехнических процедур, подчинённых единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Этапы социологического исследования: 1)Проработка целей, программы, плана, определение средств, сроков, способов и т. д. 2) Подготовка собранной в ходе исследования (анкетного опроса, интервью, контент -анализа и т. д.) информации к обработке на компьютере, составление обработки, обработка. 3)Анализ обработанной информации, подготовка научного отчёта по итогам исследования, формирование выводов и рекомендаций для заказчика.

Вид социологического исследования предопределяется характером поставленных целей, задач, глубиной анализа социального процесса. Существуют разведывательные (пилотажные) виды исследования. Они производятся для обкатки инструментария исследования – интервью, опросный лист, карточка наблюдений. Программа - упрощена, количество обследуемых невелико. Уточняются цели, гипотезы, задачи, формулировки. Такие исследования проводятся, когда проблема изучена недостаточно. Проводятся и описательные исследования, с помощью которых получают эмпирическую информацию.

Программа исследования – это изложение основных задач, методологических предпосылок и гипотез исследования с указанием правил процедуры и логической последовательности операций по проверке гипотез. В идеальном случае программа включает в себя: 1. Формулировку проблемы, определение объекта и предмета исследования. 2. Предварительный системный анализ объекта исследования. 3. Изучение литературы, определение основных понятий, их интерпретацию и операционализацию.

Программа исследования: 4. Рабочие гипотезы. 5. Принципиальный стратегический план исследования. 6. Обоснование системы выборки единиц наблюдения. 7. Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных, выбор методик. 8. Проведение исследования. В процессах исследования обнаруживается проблемная ситуация – противоречие между знанием о потребностях людей в каких-то действиях и незнанием путей, средств, методов, способов реализации этих действий.

Социальная проблема Необходимо различать проблемы социальные и научные. Социальная проблема – это жизненное общественное противоречие, которое требует своего разрешения на практике. Научная же проблема должна более или менее точно отображать проблемную социальную ситуацию. Постановка научной проблемы означает выход за пределы уже изученного в сферу того, что предстоит изучить. Поэтому научная проблема – это состояние «знания о незнании» .

2. Методика и техника социологического исследования. Можно выделить четыре основных варианта стратегии исследовательского поиска. Это: 1) разведывательный план; 2) описательный; 3) аналитико-экспериментальный; 4) повторно-сравнительный план исследования.

Разведывательный (пилотажный) план когда об объекте исследования имеется смутное представление и социолог не в состоянии выдвинуть никаких гипотез. Цель плана – уточнение проблемы и формулировка гипотез. В новой области исследование начинается: с изучения имеющейся литературы; возможны беседы с компетентными лицами, специалистами. Затем - стадия полевого наблюдения. Завершается работа по разведывательному плану чёткой постановкой задач исследования и формулировкой основных гипотез. Тогда можно приступить к описательному и аналитическому поиску.

Разведывательный (пилотажный) план Описательный вариант плана возможен, когда знание объекта достаточно для выдвижения описательных гипотез. Цель плана – строгое описание качественно-количественных особенностей социальных структур и явлений. Отличие этого плана в том, что все элементы, подлежащие описанию, должны быть заранее определены и классифицированы.

Разведывательный (пилотажный) план Аналитико-экспериментальный план применяют лишь при условии достаточно высоких знаний в изучаемой области, что позволяет выдвинуть объяснительные предположения, т. е. гипотезы. Данный подход часто используется при поиске управленческих решений, для выявления тенденций социальных процессов. Он предполагает сопоставление данных в значительном временном интервале. Такие исследования проводятся также и в рамках одного временного интервала.

Основная задача исследования отвечает его цели, а вся процедура исследования - поиск ответа на центральный вопрос. При составлении любой части программы используется единый понятийный аппарат, или система понятий Задача – раскрытие содержания этих понятий. Это возможно в случае, если их интерпретация идёт в двух направлениях: 1)сопоставления понятий с другими понятиями (теоретическая интерпретация понятий) и 2) сопоставления их с данными наблюдения и эксперимента. После интерпретации понятий переходят к операционализации, к инструментарию исследования. Поскольку исследования на любом уровне всегда системны, то требование системного качества объекта и предмета исследования является обязательным.

3. Гипотеза как главный методологический инструмент исследования, организующий весь процесс, подчиняющий его внутренней логике. В социологическом исследовании гипотезы – это обоснованные предположения о структуре социальных объектов, о характере связей между изучаемыми социальными явлениями. Гипотезы бывают основными и гипотезамиследствиями, которые вытекают из основных гипотез. Рабочая гипотеза является предварительным объяснением явления или процесса. По степени разработанности гипотезы бывают первичными (выдвинутыми до сбора эмпирических данных) и вторичными, откорректированными или выдвинутыми вновь на стадии обработки и анализа информации. Они могут быть подтверждены, или нет.

4. Понятие репрезентативности выборочного опроса. Социология – это наука о социально типичных явлениях. Это единственная наука, которая точно знает о том, что думает и что хочет среднестатистический человек. Социологические исследования обычно бывают выборочными, т. к. сплошной охват изучаемой совокупности требует чрезмерных материальных и временных затрат. Поэтому при проектировании исследования одна из главных задач – формирование такой выборки, которая была бы одновременно и представительной и экономичной. Тип же и способы выборки прямо зависят от целей исследования и его гипотез.

Выборочный метод Если объект исследования - более 500 человек, то верным будет применение выборочного метода исследования. При подготовке выборки необходимо, чтобы отобранная часть являлась микромоделью целого и содержала важнейшие признаки генеральной совокупности. Генеральная совокупность есть объект исследования, на который распространяются выводы социологического анализа. Выборочная совокупность – это определённое число элементов генеральной совокупности, отобранное по строго заданному правилу Элементы выборочной совокупности (респонденты, документы и т. п.), подлежащие изучению, и есть единицы анализа.

Выборочный метод Выборка может быть: Механической выборкой, при которой отбор может быть произведён через 10, 20, 50 и т. д. человек; Серийной выборкой, при которой генеральная совокупность делится по заданному признаку (полу, возрасту, профессии и т. д.) и затем отбор респондентов идёт отдельно из каждой серии; Гнездовой выборкой, при которой в качестве единиц исследования отбираются целые группы и коллективы, в которых проводится сплошной опрос.

Выборочный метод Существует также целенаправленная выборка. В ней используются методы стихийной выборки основного массива и квотной выборки. Метод стихийной выборки – это почтовый, телефонный, компьютерный опрос читателей газет, журналов. Недостаток метода: невозможность качественного отбора, такого, как было бы необходимо; неизвестно, кто и как отреагирует на опрос. Квотный (стратифицированный) отбор – в его основе лежит построение качественной модели генеральной совокупности. Существует и сплошной отбор, когда исследуется весь объект исследования (например, при переписи населения).

Репрезентативность это обоснованность выборки При описательной стратегию исследования возникает требование строгой репрезентативности. По выделенным параметрам состав обследуемых должен приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности. Генеральная совокупность – это собственно объект исследования, совокупность всех возможных социальных объектов. Вторичная совокупность (выборка) – это часть объекта генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приёмов для получения информации и всей совокупности в целом. Число единиц наблюдения, составляющих выборочную совокупность, называется её объёмом (объем выборки). Существует ряд процедур осуществления выборки: число ступеней отбора; основа выборки (список, картотека, карта); единица наблюдения на последней ступени выборки.

Описание примера выборки Возьмём исследование эффективности труда на малых предприятиях, существующих в структуре крупных государственных предприятий. В качестве эмпирического объекта принимаются рабочие и служащие, охваченные организацией труда в системе малых предприятий. Исследование является выборочным, обеспечивающим репрезентативность. Генеральной совокупностью являются все рабочие и служащие в системе малых предприятий. Применяются три ступени отбора: на первую ступень выделяются малые предприятия, занятые в основном и вспомогательном производстве. Для исследования малых предприятий, занятых во вспомогательном производстве, в связи с их малочисленностью применяется сплошной опрос.

Описание примера выборки Малые предприятия, занятые в основном производстве, будут изучаться выборочно. Вторая ступень – отбор малых предприятий, занятых в основном производстве. По показателям эффективности деятельности, малые предприятия разделяются на три группы: 1)наиболее эффективные; 2) средние; 3)низкоэффективные. В зависимости от числа малых предприятий, попавших в каждую группу, по каждому списку делается случайный, непропорциональный отбор. Например, отбираются по три малых предприятия из каждой группы с помощью определённого «шага отбора» . Третья ступень – в отобранных малых предприятиях проводится сплошной опрос работников. Единицей наблюдения являются отдельные работники. При правильно проведённой выборке результат будет считаться репрезентативным и достоверным. В противном случае – непрезентативным и недостоверным.

Ошибка репрезентативности Социологов постоянно волнует вопрос о том, как много человек следует опрашивать. Институт Гэллапа в США проводит регулярные опросы по национальной выборке объёмом в 1500 человек и достигает точности – ошибка составляет 1 -1, 5%. Центр в Институте социологии РАН проводит исследования на выборке объёмом в 2000 человек, при этом ошибка выборки не превышает 3%. Расхождение между генеральной и выборочной совокупностью называется ошибкой репрезентативности. Например, если средняя зарплата населения 5 тысяч рублей и на уровне выборки – 10 тысяч рублей, то это уже расхождение между двумя совокупностями.

Статистический вывод это индуктивное обобщение, на основе математической обработки некоторого множества единиц исследования. Например, мы опросили 15000 избирателей и выяснили, что 30% молодых избирателей проголосовали за определённого кандидата демократической ориентации, а 60% пожилых избирателей – за коммунистов. Статистический вывод – область вероятностного знания (изучаемого в математической теории вероятности). Опираясь на теорию вероятности можно оценить необходимый объём выборки для получения результатов требуемой точности при выборочном обследовании.

Закон больших чисел Социология пользуется законом больших чисел для установления закономерностей, возникающих при взаимодействии большого числа случайных факторов. Закон больших чисел говорит о том, что совокупное действие большого числа случайных факторов приводит при некоторых общих условиях к результату почти не зависящему от случая. Если социолог опрашивает множество людей и каждое наблюдение не зависит друг от друга, то закон больших чисел выявляет устойчивые связи, массовые процессы. На законе больших чисел строится процедура выборочного обследования, объём выборки.

5. Основные методы сбора информации Прежде всего – это опросы, которые бывают анкетными, квартирными, почтовыми, по интернету, в прессе (проводимые с помощью фокус-групп). При этом выделяют два больших класса опросных методов: анкетные опросы и интервью Выбор вида опроса определяется целями исследования, его возможностями и требованиями к достоверности и надёжности информации. Так, например, почтовый опрос, хотя и является достаточно популярным методом опроса больших совокупностей людей, имеет свои слабые стороны – низкий процент возврата (около 30%). Искусство опроса – в правильной формулировке и расположении вопросов. Однако вопросы задают и журналисты, врачи, следователи, учителя и преподаватели.

В чём отличие социологического опроса? 1)Количество опрошенных. Социолог, в отличие от журналистов или следователей опрашивает сотни и тысячи людей. Обобщив полученную информацию, он получает усреднённую картину реальности. Вот почему в социологической анкете не требуют указывать персональные данные, она анонимна. 2) Достоверность и объективность. Социолог получает возможность обрабатывать данные математически. Он усредняет разнообразные мнения и в результате получает более достоверную информацию, нежели журналист. Она даже объективна, хотя и получена на основе субъективных мнений. 3) Цель опроса. Врач, журналист или следователь вовсе не стремятся к обобщённой информации. Они выясняют, что отличает одного человека от другого. Ни один из них не нацелен на расширение научного знания, обогащения науки, выяснения истины.

Интервью второй по популярности метод в социологии. Анкету респондент заполняет самостоятельно, в интервью вопросы зачитывает ему специалист – интервьюер. Метод интервью проводится на основе формализованных жёстко фиксированных опросников, в которых чётко представлены и варианты ответов. По итогам интервью заполняется протокол. Могут быть нестандартизированные свободные интервью и полустандартизированное, включающие в себя особенности как формализованного, так и неформализованного интервью. Одним из видов интервью является фокусированное интервью. Его цель – сфокусировать внимание респондента на обсуждаемой проблеме. Применение технических средств при проведении опросов связано с использованием электронных анкет. Другое направление – это телефонное интервью, основным достоинством данного метода является оперативность опроса и его низкая стоимость.

Метод наблюдения – это метод сбора информации путём непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях. Различают включённое и не включённое наблюдение. При не включённом наблюдении исследователь находится вне изучаемого объекта. В противном случае это ведёт к корректирующему воздействию на объект исследования. Включённым называется наблюдение, при котором исследователь в той или иной степени включён в изучаемый объект, принимает участие в его деятельности. Существуют полевые наблюдения, проводимые в естественной среде. Есть лабораторные наблюдения, используемые в психических экспериментах, систематические и несистематическое, открытые и скрытые наблюдения.

Анкетирование – самый распространённый в социологии метод. Анкета – размноженный на машинке, компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов, как объектов исследования. Опрашиваемый респондент самостоятельно заполняет анкету по правилам, изложенным в инструкции к ней. Вопросы в анкете формулируются максимально конкретно и точно. Все вопросы делятся на два типа: открытые и закрытые. В открытых анкетах респондент сам формулирует своё мнение. В закрытых – социолог предлагает несколько вариантов ответов. Различают также два типа анкетного опроса: сплошной и выборочный. Разновидностью первого является всеобщая перепись населения, во втором случае его основой выступает выборочная совокупность.

Биографический метод – это основной источник детальных и мотивированных описаний истории отдельной личности. Он был применён в 20 -40 -х годах ХХ века в США. К материалам жизненной истории относятся любые записи или документы, включая истории социальных организаций, проливающие свет на субъективное поведение людей и групп. Особенность биографического метода – его направленность на воссоздание исторической, развёрнутой во времени перспективы событий. Например, исследовались кадровая политика на предприятиях разного типа через трудовые биографии. При этом истории жизни могут быть полные, тогда очерчивается жизненный путь от колыбели до могилы. Тематические, то есть относящиеся к одной стороне жизни субъекта, например, - к профессиональной карьере «вора в законе» .

Контент-анализ – это метод качественно-количественного анализа документов с целью получения достоверной информации об объективной реальности. Сюда же относят анализ СМИ, невербальных иконографических документов, будь то портреты, фотографии, сновидения, сочинения и пр. Объект исследования должен быть представлен большим массивом однородных документов и встречаться с достаточной частотой. Процедура контент-анализа состоит в алгоритмизированном выделении в тексте определённых интересующих исследователя элементов содержания. Это может быть отдельное слово, суждение, законченная мысль, логическая цепь, в которой обнаруживается центральная идея.

6. Социологический эксперимент - вид исследовательского метода. Эксперимент – общенаучный метод, используемый в социологии и направленный на установление точной причинноследственной связи. Различают лабораторный, полевой и мысленный эксперименты. Эксперимент в социологии тесно связан с понятием переменной величины, т. е. неким признаком, который может принимать то или иное значение. Например, в нашей стране большинство людей имеют образование. Однако одни люди имеют высшее образование, другие – среднее профессиональное, а третьи – неполное среднее образование и др. Кроме того, некоторые лица имеют не одно образование. Следовательно, «уровень образования» является переменной величиной.

Социологический эксперимент включает экспериментальную и контрольную группы. Экспериментальная группа помещается в условия, в которых её члены оказываются под воздействием изучаемого фактора. Контрольная группа влиянию данного фактора не подвергается. Затем обе группы исследуются одинаковыми методиками и в соответствии с одним планом, а результаты сравниваются. Эксперимент используется даже в социологии понимания, ориентированной на изучение роли конкретного человека в построении социальной реальности. Проводились т. н. кризисные эксперименты, предложенные Гарольдом Гарфинкелем, основателем этнометодологии. Учёный поставил перед социологией цель анализировать поведение индивидов в их собственных терминах. Он полагал, что социальное взаимодействие базируется на ряде гипотез и ожиданиях, которые выдвигаются его участниками. Так, например, предполагается, что гости на празднике не будет красть посуду.

Сущность кризисного эксперимента - состоит в нарушении базовых ожиданий относительно поведения того или иного лица. Так, родители ожидают от детей определённой манеры взаимодействия, и смена этой манеры вызывает у них своего рода дезинтеграцию, которая преодолевается выдвижением новой гипотезы, стабилизирующей новую картину мира. Так, внезапное охлаждение в этой ситуации между родителями и детьми может быть интерпретировано как проявления переходного возраста, проблем в учёбе детей в школе и т. д. Т. о. , кризисный эксперимент показывает, что выдвижение гипотез, в том числе и в социологии, направлено не только на объяснение и описание причинноследственных связей; оно имеет важную функция стабилизации образа окружающей индивида социальной реальности.

Литература Кравченко А. И. Социология: Учебник для студентов вызов. - Екатеринбург: Деловая книга; М. : «Логос» , 1999. – 368. Осипов Г. В. , Москвичёв Л. Н. , Кабыща А. В. Социология: Основы общей теории: Учебное пособие для вузов. – М. : Аспект-Пресс, 1998. - 461 с. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М. : Добросвет, 1998. – 569 с.

Социологическое исследование, его структура и функции

1. Понятие социологического исследования и его виды

2. Этапы и программа социологического исследования

3. Проблема выборки в социологическом исследовании. Типы выборки

4. Основные методы сбора первичной социологической информации

Список использованных источников

1. Понятие социологического исследования и его виды

Социология – это наука, которая занимается проведением прикладных исследований, сбором первичной социологической информации, на основании которой делаются выводы. Социологическое исследование представляет собой тщательно продуманное и хорошо организованное изучение и решение актуальной социальной проблемы.

Часто социологическим исследованием называют любой непрофессиональный анкетный опрос, но это не так.

Социологическое исследование – это система методологических, методических и организационно-технических процедур, взаимосвязанных единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в научной или практической деятельности.

Характеристики социологического исследования:

– Социологическое исследование носит научный характер, т.е. строится в соответствии с требованиями науки.

– Следовательно, оно должно быть объективным, максимально приближенным к истине.

– Социологическое исследование носит достоверный характер, т.е. его данные можно перепроверить.

– Наконец, результаты исследования должны быть репрезентативными (представительными) – способными отражать реальную ситуацию в объекте исследования.

Специалисты считают, что единой схемы СИ, годящегося на разные случаи жизни, не существует. Выбор вида исследования диктуется характером поставленной цели и выдвинутых задач. Иными словами, глубиной требуемого анализа социальной проблемы, масштабом охвата событий.

Выделяют несколько видов эмпирического исследования – по критерию, положенному в основание классификации.

1. По степени сложности решаемых задач, в зависимости от глубины анализа социальной проблемы и масштаба охвата событий:

– Разведывательное (пробное) – для предварительного ознакомления с явлением. Близкое к нему – пилотажное – применяется для испытания методики, анкеты.

– Описательное – дает системное описание изучаемого явления.

– Аналитическое – кроме описания, дает понимание причин и факторов, определяющих развитие данного явления.

2. По характеру изучения объекта, т.е. в зависимости от того, изучается ли интересующий исследователя объект в статике или в динамике:

1) Точечное (разовое) – дает информацию о состоянии или характеристиках социального явления на момент изучения.

2) Повторные исследования – это совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе и инструментарию последовательно через определенные промежутки времени и призванных получить результаты, характеризующие динамику изменения объекта. Они представляют собой средство сравнительного анализа. К ним относят следующие виды исследований:

лонгитюдные – длительное изучение одной совокупности лиц;

когортные – изучение лиц одного возраста (поколение) на протяжении длительного времени (цель: анализ изменений в образе жизни, ориентация людей одного поколения; объекты исследования меняются, но люди сохраняются);

трендовые – на одной и той же генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковой методики (цель – установление тенденций (трендов) социальных изменений; пример – переписи населения);

панельные – исследования по единой программе и методике на одной и той же выборке через определенный интервал времени (цель – анализ динамики событий; люди могут меняться, но объекты исследования – цех, предприятие – сохраняются).

3. По масштабу исследования:

1) Локальные (определенный объект, район)

2) Региональные (область, несколько областей)

3) Отраслевые (преобладали в советской социологии)

4) Общегосударственные (общенациональные)

5) Международные

4. В зависимости от применяемого метода сбора данных (опрос, наблюдение, анализ документов).

2. Программа и этапы социологического исследования

Конкретные социологические исследования в своей сущности представляют собой целостную систему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем. Прикладное социологическое исследование имеет ряд этапов:

1. Подготовительный этап. Качество подготовки обеспечивает ценность информации, которая будет получена в результате проведенного исследования. На этом этапе уточняется тема, разрабатывается теоретическая концепция, программа исследования, устанавливается выборка, разрабатываются и тиражируются методические документы для сбора информации, определяется инструментарий исследования, формируются исследовательские группы, составляются графики работ, проводятся организационные мероприятия, решаются вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением исследования.

2. Полевой этап или этап сбора первичной социологической информации. Связан со сбором информации в зоне практических действий социолога– получение информации от ее носителей-людей: в аудиториях, на улицах, в классах, домах, на производстве и т.д. Информация собирается различными способами и инструментарием, которые присущи социологии и определены программой исследования: при помощи различных видов опроса, наблюдения, анализа документов, эксперимента.

3. Этап подготовки и обработки информации. Та информация, которая получена на полевом этапе, нуждается в проверке и упорядочении. Весь собранный массив изучается с точки зрения отклонения выборки от расчетных параметров. Процедура проверки собранного массива включает просмотр методических документов на предмет точности, полноты и качества заполнения и выбраковку тех из них, которые не соответствуют предъявляемым требованиям.

4. Анализ информации и подготовка итоговых документов или заключительный этап. В ходе анализа делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, противоречия, парадоксы, новые социальные проблемы. На этом же этапе оформляются результаты исследования. Итоговый документ зависит от вида исследования и определяется пожеланиями заказчика. В качестве такого документа выступают:

1) информационная справка,

2) информационная записка;

3) аналитическая записка;

4) отчет о научно-исследовательской работе.

Аналитическая записка и отчет должны содержать выводы и рекомендации по разрешению той проблемы, изучению которой было посвящено социальное исследование.

После уточнения темы и определения вида исследования на подготовительном этапе разрабатывается программа исследования. Это один из важнейших социологических документов. Программа представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования: сбора, обработки и анализа информации. Программа как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований.

Программа социологического исследования – это систематизированное изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции исследовательского проекта в соответствии с основными целями и задачами предпринимаемой работы, методических и процедурных основ ее выполнения, выдвигаемых гипотез и логически последовательных операций для их проверки

Программа социологического исследования состоит из 2 основных частей: методологической и процедурной.

PAGE_BREAK--

Методологический раздел программы имеет ряд важных структурных элементов.

Анализ проблемы и определение проблемной ситуации. Проблемная ситуация – это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы разрешения которого в настоящее время еще не известны или неясны.

Определение объекта исследования и его предварительный анализ. Объект – это совокупность явлений, процессов или определенная сфера социальной действительности, выступающие в качестве факторов проблемной ситуации, на которые направлена познавательная деятельность социолога.

Определение предмета исследования и его предварительный анализ. Предмет исследования – это определенная сторона или свойство (свойства), особенности объекта заданные для непосредственного изучения именно в данном прикладном исследовании.

Определение целей и задач исследования. Цель – это важнейшее методологическое требование к программе. Задачи исследования – это совокупность конкретных целевых установок, в которых формулируются основные и дополнительные требования к анализу и решению проблемы.

Формулирование гипотезы. Гипотеза является формой предположения или допущения об изучаемом объекте, его структуре, особенностях, тенденциях развития, взаимосвязях с другими объектами. По содержанию предположений относительно изучаемого объекта гипотезы подразделяются на описательные, объяснительные и прогнозные. Описательные гипотезы – это предположения о свойствах объекта, характере связей между его отдельными элементами (структурные), о степени тесноты взаимодействия (функциональные). Объяснительные – это такие гипотезы, которые содержат предположения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых явлениях и процессах. Прогнозные – это такие гипотезы, которые раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. По степени общности гипотезы делятся на гипотезы основания и гипотезы следствия. Гипотезы-основания несут в себе предположения широкой общности, гипотезы-следствия – предположения менее широкой общности.

Вычленение основных понятий, их интерпретация и операционализация. Интерпретация – логический анализ основного понятия, его теоретическая трактовка. Операционализация – дальнейшее членение и детализация понятия до уровня однозначно понимаемых терминов, нахождение их аналогов в реальной жизни (эмпирических индикаторов).

Методико-процедурный раздел включает:

– Определение общего плана исследования.

– Построение требуемого планом типа выборки.

– Определение основных процедур сбора и анализа исходных данных.

Программа конкретного социологического исследования выполняет 3 основные функции:

1. Теоретико-методологическая функция призвана определить требующую своего разрешения научную проблему и наметить основные принципы ее решения.

Методическая функция заключается в определении способов сбора эмпирических данных, описания и интерпретации ожидаемых результатов.

Организационная функция состоит в планировании деятельности исследовательского коллектива с определением видов предлагаемых результатов по каждому из намеченных этапов.

3. Проблема выборки в социологическом исследовании. Типы выборки

Чаще всего объектом социологического исследования выступают большие совокупности людей (например, население страны или региона), дифференцированные по различным социально-демографическим признакам (полу, возрасту, профессии и т.п.) и рассредоточенные по различным поселенческим структурам (большой город, малый город, деревня). Поэтому в социологических исследованиях, как правило, применяются не сплошные, а выборочные опросы. Такой метод исходит из предположения, согласно которому результаты опроса определенной доли населения могут быть распространены на все население страны.

Понятие «выборки» в статистике, социологии, маркетинге рассматривается в двух значениях. Во-первых, это совокупность элементов генеральной совокупности, подлежащих изучению, т.е. выборочная совокупность. Во-вторых, выборка – это процесс формирования выборочной совокупности при необходимом условии обеспечения репрезентативности.

Генеральная совокупность – это совокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах программы социологического исследования. Выборочная совокупность выступает фактически в качестве своеобразной модели генеральной совокупности, конструируемой из тех же элементов, что и объект моделирования, но в уменьшенных размерах.

Репрезентативность, т.е. свойство выборочной совокупности воспроизводить характеристики исследуемого объекта, обеспечивается дизайном выборки и расчетом ее минимального объема, способными обеспечить приемлемую точность получаемых результатов.

Дизайн выборки (т.е. способ ее проектирования) определяется двумя основными обстоятельствами: характеристиками генеральной совокупности и целями исследования.

В прикладном социологическом исследовании важное значение имеет определение и учет возможных ошибок выборки. Ошибками выборки называют отклонение статистической структуры выборки от структуры исследуемой генеральной совокупности. Существуют два основных типа подобных ошибок. Первый из них – случайные ошибки, представляющие собой отклонение характеристик выборочной совокупности от характеристик исследуемой генеральной совокупности.

Гораздо более существенны и опасны для результатов выборочного исследования систематические ошибки. Они обусловлены неадекватным воспроизведением в выборке основных распределений генеральной совокупности. Чаще всего такие ошибки связаны с ошибками проектирования выборки (например, русские в составе населения Беларуси составляют 11,4%, а в выборке социологического исследования этнонациональных отношений их оказалось почти вдвое больше – 20%), либо с ошибками инструментария исследования. Их часто трудно обнаружить, еще труднее измерить и исправить. Поэтому они могут обесценить результаты всего исследования.

Важное значение в прикладной социологии имеет типологизация выборок, которая может быть осуществлена по нескольким основаниям. Выделяют различные типы выборки (отбора) и виды выборок.

Что касается типов выборок, то в принципе их выделяют три. Речь идет о самих принципах подхода к отбору единиц выборочной совокупности из генеральной. Они могут быть следующими:

– стихийный отбор, т.е. отбор по принципу добровольности и доступности вхождения единиц генеральной совокупности в выборочную. Он используется довольно часто, в частности, в почтовых и прессовых опросах. Основной недостаток подобного отбора – невозможность качественной репрезентации генеральной совокупности. Тем не менее, стихийная выборка используется и с учетом ее экономичности, а также в некоторых исследованиях, когда формирование выборочной совокупности по-иному попросту невозможно;

– вероятностный (случайный) отбор – один из основных, используемых в социологических исследованиях. Главный принцип подобного отбора – обеспечение возможности каждой единице генеральной совокупности попасть в выборочную. С этой целью используются таблицы случайных чисел, лотерейный подбор, механический отбор;

– квотный (стратифицированный) отбор, в основе которого лежит построение качественной модели генеральной совокупности, затем – отбор единиц наблюдения в выборочную совокупность, исходя из имеющейся модели (например, по слоям населения, возрастному, половому признакам и т.д.).

Наконец, по видам выборок выделяют одноступенчатую (простой отбор с использованием соответствующего принципа из генеральной совокупности в выборочную); серийную (в качестве единиц отбора выступают серии – семьи, классы, бригады); многоступенчатую (отбор производится в несколько этапов: сначала, к примеру, отбираются в городе предприятия, на них – цеха, в цехах – респонденты) и некоторые другие.

Наиболее часто применяются в социологических исследованиях следующие типы выборок.

Случайная выборка – это отбор людей из генеральной совокупности на основе статистической случайности, которая обеспечивает равные возможности для каждого элемента генеральной совокупности попасть в число опрашиваемых. Основными трудностями, с которыми сталкиваются социологи при осуществлении случайного отбора респондентов, обусловлены двумя обстоятельствами: невозможностью получения полных списков генеральной совокупности; разной степенью доступности респондентов и их готовности участвовать в исследовании.

Систематическая выборка представляет собой процедуру отбора определенного элемента из списка элементов изучаемой совокупности с использованием определенного «шага», т.е. через определенное количество номеров (например, в жилом массиве опрашиваются жильцы каждой пятнадцатой, начиная с первого номера списка, квартиры) причем номер первого элемента выборки часто определяется случайным образом.

Квотная выборка – это отбор опрашиваемых людей с конкретным набором характеристик, осуществляемый квотами (долями, частями) от каждой определенной группы населения в соответствии с заданными пропорциями. При построении данной выборки учитываются характеристики, непосредственно связанные с базисными признаками исследуемой совокупности (пол, возраст, образование, доход, тип поселения и т.п.).

Кластерная (гнездовая) выборка представляет собой отбор объектов для исследования, в качестве каковых выступают кластеры (гнезда) более мелких единиц. Преимущества ее состоят в том, что значительно проще осуществлять отбор и обследование нескольких компактных групп, чем десятков или сотен отдельных единиц.

Маршрутная выборка представляет собой вариант систематического отбора и заключается в извлечении из списка квартир в домах, упорядоченного по улицам исследуемого населенного пункта.

Стратифицированная (районированная) выборка – такой вид выборки, при котором отбору единиц измерения предшествует процедура стратификации, т.е. расслоение исходной совокупности на статистически или качественно однородные подсовокупаности, называемые слоями, стратами. Данная процедура предполагает деление населения на страты, подходящие для определенного изучения, например, определенного социального класса, электоральных предпочтений, уровня дохода или статуса занятости /безработицы. Избираемый объем выборки в таком случае распределяется между стратами пропорционально их численности в генеральной совокупности, что позволяет обеспечить для каждой из страт одинаковую вероятность быть отобранной для исследования. В тех случаях, когда построение выборки осуществляется на основе выделения социальных слоев, она называется стратифицированной, когда же дифференциация исследуемых групп производится по территориальному принципу, выборку называют районированной.

Продолжение
--PAGE_BREAK--

Многоступенчатая выборка строится на основе применения поэтапного отбора объектов, причем совокупность объектов, отобранных на предыдущем этапе (ступени), становится исходной для отбора на следующем этапе.

Одна из ключевых проблем, встающих, как правило, перед социологом, решающим: доверять полученным в ходе него данным или нет, это то, сколько же человек должно быть опрошено для того, чтобы получить действительно репрезентативную информацию. К сожалению, единой и четкой формулы, используя которую можно было бы рассчитать оптимальный объем выборочной совокупности, не существует в природе. И объясняется это весьма просто. Дело в том, что определение объема выборочной совокупности – это проблема не столько статистическая, сколько содержательная.

Иными словами, объем выборочной совокупности зависит от множества факторов, связанных с проведением исследования: его целей, содержания, методов и, в первую очередь – от следующих:

– используемые в исследовании методики сбора первичной информации;

– уровень однородности генеральной совокупности;

– цели и задачи исследования;

– требующаяся точность получаемой информации.

Что касается первого из названных факторов, то его влияние на объем выборки очевидно: чем более точен и надежен метод – тем меньше объем выборочной совокупности. Одно дело, если мы использовали почтовый опрос, другое – личное интервью. Во втором случае мы, естественно, можем остановиться на минимальной границе избранного объема выборки.

Учет при определении объема выборочной совокупности другого из названных факторов также достаточно прост. Дело в том, что генеральная совокупность, из которой выделяется в процессе исследования выборочная, может быть как гетерогенной, т.е. весьма неоднородной (к примеру, мы должны исследовать в отношении некоего товара потребительское поведение всего населения города, среди которого: и мужчины, и женщины; и молодые, и пожилые; и образованные, и малообразованные, и т.п.), так и гомогенной, т.е. достаточно однородной (к примеру, мы изучаем потребительское поведение молодых матерей в отношении памперсов или молодых ребят по поводу оценки различных марок мотоциклов). Очевидно, что во втором случае, т.е. когда имеет место высокая степень гомогенности генеральной совокупности, мы можем ограничиться достаточно малым объемом выборки.

Третий важнейший фактор. На объем выборочной совокупности огромное влияние оказывают конкретные задачи исследования. К примеру, мы хотим исследовать потребительское поведение населения города. Перед нами – структура генеральной совокупности, которая представляет распределение в целом населения города и по трем квотным признакам: район города, пол, возраст. Совершенно очевидно, что если в исследовании ставится задача изучить мнения населения города в целом – это одна ситуация; если в том числе и по возрастным группам – это другая (здесь мы имеем 3 группы); если необходимо выявить распределения мнений по возрастным и половым группам – это третья ситуация (здесь мы имеем уже шесть групп); наконец, если в исследовании нас интересует распределение информации по возрастным, половым группам и районам города (к примеру, мы хотим определить, как к покупкам того или иного товара относятся молодые женщины, проживающие в Советском районе города Гомеля), то здесь мы имеем дело уже с четвертой ситуацией (48 групп). Ясно, что для того чтобы получить репрезентативную информацию в последним случае, нужно обеспечить представительство в минимальной из этих сорока восьми групп 25-30 чел. Следовательно, минимальный объем выборочной совокупности здесь будет находиться в пределах 2000 чел.

Наконец, еще один фактор, воздействующий на объем выборочной совокупности; необходимая, требующаяся точность получаемой информации. Конечно, лучше иметь более точную информацию, но при этом необходимо иметь в виду, что каждый процент «увеличения точности» приводит к резкому увеличению расходов на исследование.

Приведем пример. Всемирно известный исследователь общественного мнения Дж. Гэллап и его институт на протяжении многих десятилетий, проводящие опросы в США, выявили, что при общенациональной выборке в 100 чел. – ошибка выборки будет в пределах ±11%; 200 чел. – ±8%; 400 чел. – ±6%; 600 чел. – ±5%; 750 чел. – ±4%; 1000 чел. -± 4%; 1500 чел. – ±3%; 4000 чел. – ±2%. Именно поэтому институт Гэллапа, как правило, проводит общенациональные опросы в США на выборке в 1500-2000 чел. Как видно, он предпочитает увеличение ошибки на 1% – многократному увеличению стоимости исследования.

4. Основные методы сбора первичной социологической информации

Научный метод (метод – с греч. «путь») – система правил в теоретической и практической деятельности, а также способ обоснования и построения системы знаний. Разрабатывается на основе знания закономерностей изучаемого объекта, т.е. у каждой науки есть свои, специфические методы.

Объект изучения социологии – общество, которое изучают на макро и микроуровне, поэтому используют две группы методов: теоретические и эмпирические.

Изначально социологами применялись теоретические методы. Конт, Дюркгейм, Маркс, Спенсер использовали логический, исторический, сравнительный, структурный методы. В ХХ веке Парсонс использует структурно-функциональный метод. Во второй половине ХХ века с развитием кибернетики появляются системный метод, метод моделирования социальных явлений, метод социального прогнозирования.

Сейчас теоретические методы используются в комплексе с эмпирическими.

Эмпирические – считалось, что социология должна быть строгой, доказательной наукой. Конт впервые применяет наблюдение, эксперимент (как и в естественных науках – физики, биологии). Далее в социологии используется метод анализа документов, а Маркс и Энгельс впервые применяют метод опроса.

Наблюдение – метод прямой регистрации событий очевидцем в процессе их протекания. Наблюдение отличается от простого созерцания. Научное наблюдение имеет четко поставленную цель, ведется по разработанному плану, его результаты фиксируются. Основные виды наблюдения: включенное – наблюдатель сам является участником событий (например, участвует в митинге), невключенное – наблюдает со стороны. Сильные стороны наблюдения – его непосредственный характер (не с чьих-то слов), точность, оперативность. Недостатки – влияние наблюдателя как на наблюдаемое явление, так и на его результаты; сложность наблюдения и одновременного фиксирования результата; локальность, фрагментарность. Часто наблюдение в социологии используется вместе с другими методами.

Примеры: Уильям Уайт «Общество на углу улицы» – бедный итальянский квартал Бостона, Франк Канинг – изучение индейцев зуни в штате Нью-Мексико, Ирвинг Гофман – поведение людей в психиатрической лечебнице.

Эксперимент – метод выявления причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями посредством внесения целенаправленных изменений в изучаемые объекты. В социологии эксперимент применяется нечасто, т. к. является одним из самых сложных методов. Сильная сторона – объективность. Недостаток – проблема чистоты эксперимента, т. к. участниками эксперимента в социологии являются люди, они должны знать об этом, о целях эксперимента, участвовать в нем добровольно. Это оказывает влияние на ход эксперимента.

Примеры: эффект плацебо, хотторнский эффект, исследование Филиппа Зомбардо в тюрьмах (тюрьма порождает насилие даже у эмоционально здоровых людей).

Метод анализа документов подразделяется на два вида: традиционный – изучается время появления, авторство, надежность источника; контент-анализ – метод извлечения информации из больших текстовых массивов с помощью выделения смысловых единиц, к которым относятся определенные понятия, имена и т. п. Суть метода состоит в переводе качественных показателей информации в количественные.

Пример: анализ СМИ перед выборами.

Опрос – метод сбора первичной социологической информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентам). Ключевой метод социологии (используется в 90% случаях). Варианты опроса: анкетирование, интервью, социометрический опрос, экспертный опрос.

Список использованных источников

1. Лавриненко В.Н. Социология / В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2002.

2. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы / В.А. Ядов. Изд. 2-ое. – М.: Наука, 1987.

3. Фролов С. С. Основы социологии / С.С. Фролов – М.: «Юрист», 1997

4. Андреенков В.Г. Структура и процесс социологического исследования /В.Г. Андреенков, А.В. Кабыща – М.: 1996.

5. Гречихин В.Г. Опрос как метод сбора первичной социологической информации // Лекции по методике и технике социологических исследований / В.Г. Гречихин. – М.: 1988.

Социологическое исследованиеСОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ

МЕТОД СБОРА ИНФОРМАЦИИ

1. ОПРОСНЫЙ
ИНТЕРВЬЮ
АНКЕТИРОВАНИЕ
2. НЕОПРОСНЫЙ
НАБЛЮДЕНИЕ
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ
ЭКСПИРЕМЕНТ

Социологический опрос

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС

Метод
Достоинства
Недостатки
По почте
Может
проводиться
малой
группой исследователей. Низкая стоимость. Легкость организации. Отсутствует влияние со стороны интервьюера. Могут быть использованы
иллюстрации.
Возможна однобокость, обусловленная малым числом ответов. Невозможность
уточнить
вопросы.
Невозможность пояснений и объяснений. Низкое качество ответов на
открытые вопросы.
По телефону
Низкая стоимость. Полевые исследования
могутбытьзавершены
достаточно быстро. Пригоден для сбора
как фактических данных, так и
данных, характеризующих вопросы
отношений.
Централизованный
контроль.
Ограничен респондентами, имеющими телефон. Не могут быть показаны вопросник и иллюстрации.
Трудно поддерживать интерес более
15-20
минут.
Трудно
задавать
сложныевопросы.
Личное интервью
Глубина опроса. Возможность демонстрировать продукт. Возможность
приковывать внимание респондента в
течение долгого времени. Возможность
слушать живую речь.
Высокая стоимость. Сложно проверить степень влияния интервьюера
на респондентов. Интервью может
быть прервано. Требуется большая
команда интервьюеров.

Интервью - это метод получения
необходимой информации путем
непосредственной
целенаправленной беседы.

ИНТЕРВЬЮ

ФОРМАЛИЗОВАННОЕ(СТАНДАРТИ
ЗОВАННОЕ)
ПОЛУФОРМАЛИЗОВАННОЕ(ПОЛУ
СТАНДАРТИЗОВАННОЕ)
НЕФОРМАЛИЗОВАННОЕ(ОТКРЫТО
Е, НЕСТРУКТУРИРОВАННОЕ)
ИНТЕРВЬЮ

Строение интервью

СТРОЕНИЕ ИНТЕРВЬЮ
ВСТУПЛЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Как провести интервью?

КАК ПРОВЕСТИ ИНТЕРВЬЮ?
СПЛАНИРОВАТЬ ПРОЦЕСС:
Подготовить набор тем для обсуждения
Выстроить последовательность
При необходимости уточнить подтемы, декомпозировать
Зафиксировать основные вопросы
При необходимости, подготовить уточняющие вопросы
ПРОВЕСТИ, НЕ ЗАБЫВАЯ ПРО ПРОТОКОЛ(видео, диктофон, записи в
блокноте)
ОБРАБОТАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПРОВЕДЕНИЕ

Вводная фаза
–Представление
–Цели интервью
–Разогрев
Побуждающая фаза
–Обозначение проблем
«Тело» интервью
–Вопросы в порядке, определенном планом
Закрывающая фаза
–Суммирование полученной информации
–Уточнение покрытия («всели обговорили?»СОВЕТЫ
Избегать намеков на оценку(не «нравит
ся ли вам этотэкран», а «что вы думаете
об этом экране»).
Быть готовым объяснить каждый вопрос.
Быть свободным от допущений и
предположений.
Фокусировать человека на
его личном опыте.
Почаще спрашивать «почему»

Социальное и социологическое исследование: общее и особенное

3
В наиболее общем виде социологическое
исследование можно определить
как систему логически последовательных
методологических, методических и
организационно-технических процедур,
связанных между собой единой целью: получить
достоверные данные об изучаемом явлении или
процессе, о тенденциях и противоречиях их
развития, чтобы эти данные могли быть
использованы в практике управления
общественной жизнью.

6.11.16

4
Социологическим в чистом виде надо считать
только внутридисциплинарное (а не приили пограничное) исследование, создание,
организация
и
проведение
которого
управляются средствами социологической
теории,
которое
посвящено
социологической
теме,
позволяет
продвинуть вперед социологическое, а не
какое-либо соседнее знание.


Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004, С.26
виды социологического исследования
6.11.16

5
♦ Понятие «социальное исследование» более широкое,
чем понятие «социологическое исследование».
♦ Понятие «социальное исследование» не отражает
стоящую за ним конкретную науку, а «социологическое
исследование» - отражает. Это социология.
♦ Социологическое исследование нормировано идеалом
научного метода, а социальное - нет.
♦ Социологическое исследование определено предметом и
тематикой социологии, а также методом, социальное
исследование - нет.
виды социологического исследования
6.11.16

Различия между социальным и социологическим исследованиями:

6
♦ Социальное исследование охватывает любые социальные
проблемы общества, даже те, которые необязательно
принадлежат к социологии, а социологическое - узкий круг
проблем, заданных предметом социологии.
♦ Социальное исследование всеядно и неразборчиво,
социологическое - избирательно.
♦ Источник социологического исследования - научная
литература и профессиональная подготовка, социального -
популярная литература и обыденный опыт (собственный
жизненный опыт или опыт данного ведомства).
виды социологического исследования
6.11.16

Различия между социальным и социологическим исследованиями:

7
♦ У социологического исследования есть специфический
метод, а у социального нет.

Социальные исследования (опросы) проводят юристы,
врачи,
экономисты,
журналисты,
кадровики.
Это
общественные социологи. Социологическое исследование
проводят только профессионалы. Его отличительная черта
- спаянность теории и метода. Этого не понимают первые.
♦ Социологическое исследование - внутридисциплинарный
метод познания, а социальное - междисциплинарный.

Социальное исследование отражает широкий взгляд на
общество, социологическое - узкий, специализированный.
виды социологического исследования
6.11.16

Различия между социальным и социологическим исследованиями:

8
Социологическим
называется
такое
исследование, где одни социальные явления
объясняются при помощи других социальных
явлений.
Под социальным исследованием следует
понимать такое исследование, в котором
социальные
факты
объясняются
через
несоциальные. Таким образом, социальное
исследование не принадлежит только области
социологии.
виды социологического исследования
Добреньков В.И., Кравченко А.И.
Методы социологического исследования:
Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004, С.30
6.11.16

Итак, социологические исследования - это тип
внутридисциплинарных исследований.
9
Социальные исследования - это тип
междисциплинарных исследований.
виды социологического исследования
6.11.16

10
Особую разновидность социологического
исследования, проводимого обычно с
практическими целями, в короткие сроки и по
сокращенной научной программе, принято
называть оперативным исследованием.
Оперативные Социологические
Исследования: Методика И Опыт
Организации
Д. Ротман, Александр Данилов, Л.
Новикова
БГУ 2001г.
виды социологического исследования
6.11.16

11
направленность на практические задачи, принятие
определенных управленческих решений
исследование проводится не по собственной
инициативе ученого, а по инициативе заказчика
его цель - не получение нового научного знания о
реальности, а конкретизация, уточнение уже
имеющихся знаний (например, из литературы) об
объекте для принятия управленческого решения
виды социологического исследования
6.11.16

Особенности оперативных исследований
12
Программа исследования
«полнометражное» исследование
оперативное исследование
формулировка проблемы,

исследования
формулировка проблемы,
определение объекта и предмета
исследования
постановка цели и задач;
постановка цели и задач;
интерпретация основных понятий предварительный системный
анализ исследования
-
выдвижение гипотез
изложения предполагаемых
результатов исследований
виды социологического исследования
6.11.16

Особенности оперативных исследований

13
важно иметь каталог стандартизированных
вопросов
Дополнительная экономия в проведении
оперативного исследования достигается при
переходе от индивидуального к групповому
(аудиторному) опросу
Максимальный объем - 30-40 вопросов,
оптимальный - 20-25 вопросов. Анкета
заполняется обычно в течение 20-30 мин
виды социологического исследования
6.11.16

Описательное, разведывательное и аналитическое исследование

15
Три
вида исследований
являются разновидностью
фундаментального
исследования
Но противоположны по
научным
целям
и
полученным результатам.
виды социологического исследования
6.11.16

Разведывательное исследование

16
решает ограниченные по своему содержанию задачи
охватывает небольшие обследуемые совокупности от 20 до
100 человек
основывается на упрощенной программе и сжатом по
объему инструментарии
используется
для
предварительного
обследования
определенного процесса или явления.
применяется для получения дополнительной информации
о предмете и объекте, для уточнения и корректировки
гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой
совокупности
в
углубленном,
широкомасштабном
исследовании, а также для выявления трудностей, которые
могут встретиться в дальнейшем.
виды социологического исследования
6.11.16

Разведывательное исследование
17
Его целью является:
получение дополнительной информации о предмете
и объекте исследования;
уточнение и корректировка гипотез и задач,
инструментария и границ обследуемой совокупности
в углубленном, широкомасштабном исследовании;
выявление трудностей, которые могут встретиться
при его проведении.
виды социологического исследования
6.11.16

Разведывательное исследование
18
Выполняя вспомогательные задачи,
разведывательное
исследование служит поставщиком оперативных данных.
Для этого используют один из наиболее доступных
методов сбора первичной социологической информации
(анкетный опрос или опрос-интервью), позволяющий
осуществить ее в короткие сроки. (экспресс-опрос, цель
которого состоит в получение отдельных сведений об
актуальных событиях и фактах (зондаж общественного
мнения), выяснение степени эффективности только что
проведенных мероприятий (например, собрания,
туристические поездки, экскурсии, походы и т.д.).
Например: оценка хода избирательной кампании, оценка
результатов реформы.
виды социологического исследования
6.11.16

19
Под первичной социологической информацией
принято понимать полученные в ходе
социологического исследования в различной форме
необобщенные сведения (например, ответы
опрашиваемых на вопросы анкеты, интервью, записи
исследователя в карточках наблюдения и др.),
подлежащие дальнейшей обработке и обобщению.
Выполняя вспомогательные задачи, разведывательное
исследование служит поставщиком оперативных данных. В
этом смысле можно говорить о такой его разновидности,
как экспресс-опрос, цель которого состоит в получении
отдельных сведений, особо интересующих исследователя в
данный момент.
виды социологического исследования
6.11.16

20
Разведывательное исследование решает весьма
ограниченные по своему содержанию задачи.
Оно охватывает, как правило, небольшие
обследуемые совокупности и основывается на
упрощенной программе и сжатом по объему
инструментарии.
виды социологического исследования
6.11.16

Описательное исследование

21
позволяет составить относительно целостное
представление об изучаемом явлении, его
структурных элементах, т.е. устанавливает: есть ли
связь между характеристиками изучаемого явления.
Осмысление, учет такой всесторонней информации
помогают лучше разобраться в обстановке, более
глубоко обосновать выбор средств, форм и методов
управления общественными процессами.
виды социологического исследования
6.11.16

Описательное исследование

22
проводится по полной, достаточно подробно разработанной
программе
Проводится на базе методически апробированного
инструментария.
делает возможным группировку и классификацию элементов
по тем характеристикам, которые выделены в качестве
существенных в связи с изучаемой проблемой.
обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит
относительно большая общность людей, отличающихся
различными характеристиками.
Например: миграция из села. В описательном исследовании
достаточно назвать основные причины миграции.
виды социологического исследования
6.11.16

Аналитическое исследование

23
ставит своей целью наиболее углубленное
изучение явления, когда нужно не только
описать структуру, но и узнать, что определяет
его основные количественные и качественные
параметры.
аналитическое исследование имеет особенно
большую научную и практическую ценность.
в ходе описательного исследования
устанавливается, есть ли связь между
характеристиками изучаемого явления, то в ходе
аналитического исследования выясняется, носит
ли
обнаруженная
связь причинный характер. 6.11.16
виды
социологического
исследования

Аналитическое исследование

24
Например, если в первом случае фиксируется наличие
связи между удовлетворенностью содержанием
выполняемого труда и его производительностью, то во
втором случае рассматривается, является ли
удовлетворенность содержанием труда основной или
не основной причиной, т.е. фактором, влияющим на
уровень его производительности.
Например: миграция из села. В аналитическом
требуется их ранжировать, показать все причинноследственные связи, проанализировать по отдельным
социально-демографическим группам.
виды социологического исследования
6.11.16

Описательное
исследование
Аналитическое
исследование
25
Дает поверхностный срез
явления
Не выявляет причинных
связей
Дает целостную картину
явления
Основано на
репрезентативных
сведениях, надежных
данных и соответствует
всем требованиям
научного метода
виды социологического исследования
Самый углубленный вид
социологического анализа
Выявляет скрытые от глаз
причины возникновения
социального явления
Репрезентативно, надежно,
достоверно
Наименее распространено,
чем описательное
6.11.16

26
Разновидностью аналитического
исследования можно считать эксперимент.
Его проведение предполагает создание
экспериментальной ситуации путем
изменения в той или иной степени обычных
условий функционирования объекта. В ходе
эксперимента особое внимание уделяется
изучению «поведения» тех факторов, которые
придают объекту новые черты и свойства.
виды социологического исследования
6.11.16

27
Подготовка и проведение любого эксперимента
- дело достаточно трудоемкое и требующее
специальных знаний и методических
навыков. !!!Особенно это важно тогда, когда
речь идет о внедрении новых форм
организации и стимулирования труда, об
изменениях в общественной и повседневной
жизни людей и т.п., глубоко затрагивающих
личные, коллективные и общественные
интересы.
виды социологического исследования
6.11.16

28
В зависимости от того, рассматривается предмет
в статике или в динамике, могут быть выделены
еще два вида социологического исследования точечное и повторное.
виды социологического исследования
6.11.16

Точечное исследование

29
Точечное исследование (его еще называют
разовым) дает информацию о состоянии и
количественных характеристиках какого-либо
явления или процесса в момент его изучения.
Эта информация в определенном смысле может
быть названа статической, поскольку отражает
как бы моментальный «срез» объекта, но не дает
ответа на вопрос о тенденциях его изменения во
времени
виды социологического исследования
6.11.16

Повторное исследование

30
Данные могут быть получены лишь в результате
нескольких исследований, проведенных
последовательно через определенные
промежутки времени.
Подобные исследования, основанные на единой
программе и инструментарии, называются
повторными. По сути дела они представляют
собой средство сравнительного социологического
анализа, который направлен на выявление
динамики развития объекта.
виды социологического исследования
6.11.16

31
В зависимости от выдвигаемых целей повторный сбор
информации может проходить в два, три этапа и более.
Длительность временного интервала между первоначальной
и повторной стадиями исследования самая различная, ибо
общественные процессы обладают неодинаковой динамикой
и цикличностью.
Часто именно свойства объекта подсказывают временные
интервалы повторных исследований. Например, если
изучаются тенденции в осуществлении жизненных планов
выпускников средних школ и первый раз их опросили перед
выпускными экзаменами, то очевидно, что ближайший срок
повторного исследования - после завершения приема в вузы
или поступления на работу.
виды социологического исследования
6.11.16

32
Например, если изучаются тенденции в
осуществлении жизненных планов выпускников
средних школ и первый раз их опросили перед
выпускными экзаменами, то очевидно, что
ближайший срок повторного исследования после завершения приема в вузы или
поступления на работу
виды социологического исследования
6.11.16

этапы социологического исследования

33
Социологическое исследование включает
четыре сменяющих друга этапа:
подготовку исследования;
сбор первичной социологической информации;
подготовку собранной информации к обработке
и ее обработку;
анализ полученной информации, подведение
итогов исследования, формулировку выводов и
рекомендаций
виды социологического исследования
6.11.16

34
Конкретный вид социологического исследования
обусловлен характером поставленных в нем
целей и задач.
Именно в соответствии с ними и различают три
основных вида социологического исследования:
разведывательное, описательное и
аналитическое.
виды социологического исследования
6.11.16

Сплошное исследование…

35
Сплошное
исследование предполагает,
что
все
представители
генеральной
совокупности войдут в число исследуемых.
Сплошные исследования применяются
достаточно редко, они громоздки и дороги.
Примером сплошного опроса может служить
перепись населения.
виды социологического исследования
6.11.16

Выборочное исследование…

36

представляет
собой
способ
систематического сбора данных о поведении
и установках людей посредством опроса
специально
подобранной
группы
респондентов, дающих информацию о себе и
своем мнении.
виды социологического исследования
6.11.16

Панельное и лонгитюдное исследование

38
Особый вид повторного исследования - панельное. Допустим, в
ходе повторного исследования выясняется степень эффективности
образования. Обычно она определяется независимо от того, как
изменился объект за период между первоначальной и повторной
стадиями исследования.
Панельное исследование предусматривает неоднократное
изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени
Для панельных исследований целесообразно соблюдать такие
интервалы, которые позволяют максимально сохранять
стабильность исследуемой совокупности по ее величине и составу.
Эти исследования дают хорошую возможность обновлять
и обогащать информацию, отражающую динамику,
направленность развития.
виды социологического исследования
6.11.16

Панельное исследование

Панельное исследование –проводящееся по единой программе,
на одной и той же выборке 39и по единой методике через
определенный интервал времени. Цель: анализ динамики
событий.
Панель – совокупность одних и тех же респондентов,
опрошенная в базовом и в повтором исследовании.
Псевдопанель – совокупность респондентов подобранная так,
что по основным параметрам – возраст, образование, профессия
она напоминает базовую, но это не одни и те же люди (например
молодые рабочие в 1962 и молодые рабочие в 1976)
Панельное исследование применяется для изучения причинных
связей. Временной интервал между повторными опросами в
таких исследованиях, как правило, невелик (от нескольких дней
до нескольких месяцев), а конструкция исследования нередко
принимает вид плана «до и после».
виды социологического исследования
Панельное
и лонгитюдное исследования
6.11.16

Лонгитюдное исследование
40
Лонгитюдное исследование (от англ. longitude -
долгота)
-
исследование,
предполагающее
последовательную
многократную
регистрацию
определенных
показателей
через
строго
установленные промежутки времени с целью
определить
динамику
их
изменения
и
взаимовлияния. Данные, полученные в разных
наблюдениях, интерпретируются как изменения
объекта во времени
виды социологического исследования
Панельное
и лонгитюдное исследование
6.11.16

41
Первоначально лонгитюдное
исследование (как метод
«продольных срезов»)
сформировался в детской и
возрастной психологии. Первым
ввел его в психологию
американский психолог, Гезелл
Арнольд Луций (1880-1961),
назвав его методом продольного
изучения одних и тех же детей в
течение определенного периода
времени (чаще всего с рождения до
подросткового возраста).
виды социологического исследования
6.11.16

Лонгитюдное исследование

42
Преимуществами лонгитюдного метода
Дает возможность наблюдать за развитием во времени одних и
тех же объектов или людей, точно описывать происходящие в их
жизни перемены, включая изменения ценностных ориентаций,
взглядов, мотивов
Панельное
виды социологического исследования
и лонгитюдное исследования
6.11.16

Повторные исследования - это совокупность
нескольких
единой
исследований,
программе
и
проведенных
по
инструментарию
последовательно через определенные промежутки
времени и призванные получить результаты,
характеризующие динамику изменения объекта.
6.11.16
виды социологического исследования
43

Они представляют собой средство сравнительного
анализа. К ним относят:
♦ лонгитюдное исследование - длительное изучение
одной совокупности лиц;

когортное исследование - изучение лиц одного
возраста (поколение) на протяжении длительного
времени. Цель - анализ изменений в образе жизни,
ориентация людей одного поколения. Объекты
исследования меняются, но люди сохраняются;
6.11.16
виды социологического исследования
44

♦ трендовое исследование - проводящееся на одной и
той же генеральной совокупности с интервалом во времени и
с соблюдением относительно одинаковой методики. Цель -
установление тенденций (трендов) социальных изменений.
Пример - переписи населения;

панельное исследование -проводящееся по единой
программе, на одной и той же выборке и по единой методике
через определенный интервал времени. Цель - анализ
динамики событий. Люди могут меняться, но объекты
исследования (цех, предприятие) сохраняются.
6.11.16
виды социологического исследования
45

46
Классический
пример
-
опросы
Всероссийского
центра
изучения
общественного мнения, начатые в 1967 г. под
руководством Т.Н.Заславской и интенсивно
развиваемые ее преемником Ю. А. Левадой.
Ежемесячник "Экономические и социальные
перемены:
мониторинг
общественного
мнения" публикует трендовые таблицы и
диаграммы, аналитические статьи по итогам
мониторинга. Издается с 1993 г.
виды социологического исследования
6.11.16

Мониторинг. Специфика исследования

Мониторинг

48
Мониторинг - форма организации проведения
социологических исследований, обеспечивающая
постоянное получение социологической информации о
состоянии определенного социального процесса или
социальной ситуации.
В социологическую практику это понятиепришло из
экологии, где термином "мониторинг" обозначается
непрерывное слежение за состоянием окружающей
среды с целью предупреждения о возможных
нежелательных отклонениях по важнейшим параметрам
виды социологического исследования
6.11.16

Мониторинг

49
По мнению А.В. Толстых,
социологический мониторинг - это
системно организованная совокупность
регулярно повторяющихся исследований,
цель которых состоит в научноинформационной помощи
заинтересованным учреждениям в
реализации социальных программ.
Валентин Иванович Толстых (род. 28 февраля
1929 года, Баку, ЗСФСР, СССР) - российский философ,
специалист в области социальной философии, этики и
эстетики
виды социологического исследования
6.11.16

50
И.В. Бестужев-Лада считает
мониторинг средством обеспечения
эффективного функционирования
системы прогнозирования т. к.
прогноз должен быть
непрерывным.
Российский учёный, историк, социолог и футуролог,
специалист в области социального прогнозирования и
глобалистики.
виды социологического исследования
6.11.16

Задачи мониторинга

51
Мониторинг призван решать определенный
круг научных задач, классифицировать которые
можно как по предметному, так и по
функциональному основаниям.
Предметные задачи мониторинга вытекают
из исходного представления авторов о сущности,
закономерностях, направлениях и перспективах
анализируемых процессов.Они подразделяются
на методические и научные.
виды социологического исследования
6.11.16

Предметные задачи мониторинга

52
Заключаются в разработке и экспериментальной
проверке:
предметной и научно-организационной структур
мониторинга;
методов построения и реализации выборки;
методов и инструментов опроса;
методов обработки и анализа данных.
виды социологического исследования
6.11.16

Научные задачи мониторинга можно разделить на две группы.

Научные задачи мониторинга можно разделить на две
группы.
53
Первая состоит в использовании получаемых
данных для отслеживания и анализа социальной
динамики анализируемых процессов.
Вторая группа задач заключается в проверке
справедливости гипотез, выдвигаемых в научноисследовательском проекте.
виды социологического исследования
6.11.16

Условия проведения мониторинга

54
Мониторинг следует проводить как минимум при
двух следующих условиях:
1) отслеживаемое явление или процесс
изменяется во времени (застывшие объекты лучше
изучать другими приемами);
2) явление приобрело социальное (массовое) либо
угрожающее значение (иначе на него не выделят
денег).
виды социологического исследования
6.11.16

55
Объекты мониторинга динамичны и подвержены
влиянию внешних воздействий, которые могут
вызвать нежелательные изменения в
функционировании объекта.
Поэтому на основе двух или нескольких текущих
замеров специалисты всегда или почти всегда
стараются построить сценарий его развития в
ближайшем или отдаленном будущем.
виды социологического исследования
6.11.16

Специфика исследования

56
Мониторинг подходит и в плане изучения
прошлого, поскольку любое событие когда-то
заканчивается, а своевременное
отслеживание его динамики позволяет:
а) сравнивать между собой несколько
разных точек;
б) прослеживать тенденцию или
закономерность изменения;
в) применять сложные аналитические и
графические средства для изображения этого
явления во времени.
виды социологического исследования
6.11.16

57
«Имеется ли зависимость между
явлениями и видами социологического
исследования, с помощью которых они
могут быть изучены?»
В принципе жесткой зависимости здесь нет.
Практически любое явление может рассматриваться
на уровне разведывательного, описательного или
аналитического исследования, имеющего точечный
или повторный (панельный) характер и
использующего различные методы сбора первичной
информации.
виды социологического исследования
6.11.16

58
Для любого вида социологического исследования
не существует «запрета» на анализ тех или иных
явлений и процессов: каждое способно дать о них
определенный объем научной информации.
виды социологического исследования
6.11.16

59
Качество социологической информации в
значительной степени повысится, если
предусмотреть проведение пробного
исследования.
Оно является способом проверки обоснованности
выдвигаемых гипотез и задач, а также
методического уровня и отработанности
инструментария сбора первичной
социологической информации.
виды социологического исследования
6.11.16

Пробное исследование помогает

60
оценить правильность построения
соответствующей модели выборки и внести в нее
в случае надобности определенные коррективы,
уточнить некоторые характеристики объекта и
предмета исследования, обосновать расходы и
сроки всех исследовательских процедур.
большое значение пробное исследование имеет и
для тренировки группы интервьюеров и анкетер
виды социологического исследования
6.11.16

Использованная литература

61
1. Социология.: Словарь-справочник, т.1-4. Под ред.Г.В. Осипова. М., 1990- 1991.
2. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.. 1969.
3. Гурко Е.И. Эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании. Минск, 1984.
5. Иванов В.Н. Социология сегодня: Опыт и проблемы социологических исследований. М., 1989.
6. Зборовский Г.Е, Орлов Г.П. Введение в социологию. Екатеринбург,1992.
7. Комозин А.Н., Кравченко А.И. Популярная социология. М., 1990.
8. Гречихии Б.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.
9. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969.
10. Как провести социологическое исследование: В помощь идеологическому активу. (Под ред.
М.К. Еорткова и Ф.Э. Шереги). М., 1990.
11. Лекции по методике конкретных социальных исследований. Под ред. Г.М. Андреевой. М.: Издво МЕУ, 1972.
12. Овсянников В.Г. Методология и методика в прикладном социологическом исследовании. Л.,
1989.
13. Петрова 3. А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой
деятельности: Учеб. пос. М., 1990.
14. Тавокнн ЕЛ. Эффективность социологического исследования: вопросы методологии и
методики. Ч. 1, 2. М., 1989.
15. Воронов Ю.М. Методы сбора информации в социологическом исследовании. М., 1974.
16. Гражданников Е.Д. Методика и техника социологических исследований. Новосибирск, 1975.
виды социологического исследования
6.11.16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
62
виды социологического исследования