Нужен кредит

Презентация учебная мотивация старших школьников. Презентация "мотивация учебной деятельности младших школьников"


Тысячекратно цитируется применительно к образованию древняя мудрость:

можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.

Да, можно усадить учащихся за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности.


«Все наши замыслы, все поиски

и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».

Учитель должен формировать у обучающихся соответствующую мотивацию.


МОТИВ

Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека (обучающегося).


МОТИВАЦИЯ

Общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.


ЦИКЛ МОТИВАЦИИ

ПОТРЕБ- НОСТИ

УСИЛИЯ

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ

ДЕЙСТВИЕ

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ


Приемы деятельности учителя, способствующие формированию мотивации в целом.

  • включение учеников в коллективные формы деятельности;
  • привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки;
  • сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность;
  • поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы;
  • занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, занимательные примеры и опыты);
  • умелое применение поощрения и наказания.


Установки учителя, способствующие формированию мотива учения.

  • Выбор действия в соответствии с возможностями ученика
  • Создание ситуации успеха
  • Использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности
  • Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий
  • Применение поощрения и порицания, с учётом психофизических особенностей каждого ученика
  • Вера учителя в возможности ученика
  • Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться
  • Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения

Группа заданий, обеспечивающих индивидуальный подход к формированию мотивации

«отставших детей».

  • восстановление положительного отношения к учению и отдельным предметам (решение доступных задач, создание ситуации успеха, создание условий для переживания успеха, поддержание уверенности в ученике;
  • преодоление «выученной беспомощности» как следствия длительных неудач;
  • ориентация на процесс, а не на результат учебной деятельности (составление планов своей работы, связывание отдельных действий в систему, усиление адекватных критических суждений ученика, ориентация на предыдущие успехи ученика;
  • укрепление собственно умения учиться (расширение запаса знаний, устранение пробелов в знаниях, обучение выполнению действий по инструкции и в последовательности, опора на наглядность, планы, схемы, проговор своих действий).

Решение конкретной задачи.

инструктирование

Не может - не хочет

наставничество

Хочет - не может

мотивация

Может - не хочет

Делегирование

полномочий

Может - и хочет


Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя


СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Учитель начальных классов: Хохлова Инна Валентиновна школа №117 Выборгского района г.Санкт-Петербург ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

« Все наши замыслы, поиски, и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». (В.А.Сухомлинский) Основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять и найти самого себя, захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать, к чему он стремится в воспитании и обучении детей.

Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам, Гулять и играть должен юный мальчишка, Девчонка не хочет всегда сидеть дома, – Такая проблема всем взрослым знакома! Как всё же ребёнка заставить учиться, За книжкой упорно весь вечер сидеть, В то время как может он просто влюбиться И в мыслях в другие миры улететь? Не надо ребёнка ругать бесконечно. Попробуйте лучше в нём волю развить, С ним вместе вам надо учиться, конечно, А главное – просто ребёнка любить.

Мотивация к учению складывается у ребенка из многих факторов: личность учителя, система подачи информации, реальное внимание педагога к деятельности каждого ученика и соответствующее его оценивание, социальная значимость его учебного поведения и т.д. Главная задача мотивации учения – организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Процесс обучения нужно построить так, чтобы в основе была активная деятельность обучающихся, совместная деятельность педагога и учеников, только тогда он станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова

Для мотивирования познавательной активности учащихся, формирования повышения качества обучения учащихся использую следующие формы работы: - дидактические игры и упражнения в урочной и внеурочной деятельности; - личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании; - внеклассные мероприятия по предметам (проведение предметных недель по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру); - творческие работы учащихся по разным предметам и текущим темам; - проведение предметных олимпиад; - использование различных педагогических технологий: проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д. - интеграция обучения (проведение интегрированных уроков) использование современных инновационных технологий (интерактивная доска, компьютеры, цифровая аудио и видеотехника и т.п.) в обучающем процессе - проектно-исследовательская деятельность.

Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Для его создания использую «эмоциональные поглаживания» (термин американского психотерапевта Э.Берна). Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, взгляд, на ободряющее прикосновение

Приемы создания ситуаций успеха: 1. Преодоление страха - «Ничего страшного. Бывает, что люди боятся…» 2. Скрытая инструкция – «Ты же помнишь, что…» 3. Авансирование – «У тебя обязательно получится…» 4. Персональная исключительность – «Только у тебя может получиться…» 5. Усиление мотивации – «Нам это нужно для…» 6. Высокая оценка детали – «Вот эта цифра у тебя замечательна!»

Условия, способствующие развитию познавательного интереса у учащихся: - Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний. - Работа в сотрудничестве. - Применение ИКТ на уроках - Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов. - Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. .

Обучение должно быть трудным, но посильным (карточки, разноуровневые задания) - Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать. - Позитивная психологическая атмосфера урока. - Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме. - В обучении должны создаваться возможности для творчества. - Создание на уроке ситуации успеха для обучающихся.

МОТИВАЦИЯ Разнообра-зие опережение наглядность поэтапность Самостоя-тельность Коллекти-визм Согласован-ность

Согласование: организовывать процесс обучения с учетом физиологических возрастных потребностей и особенностей детей; согласование расписания с особенностями возраста; учитывать темп работы каждого ребёнка на уроке; осуществление положительной обратной связи; материал урока должен быть интересен детям.

Разнообразие: подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения; задания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения; подача заданий в сказочной, игровой форме; изменение «внешней среды» класса (изменение расстановки парт для разных уроков, обновление наглядных пособий); разнообразие ритма, тона, в котором я могу вести урок.

Опережение: метод опережающего обучения; интегрированные уроки; работа с 1 класса со словарями («Толковым словарем», «Орфографическим» и т.д) задания за пределами школьной программы (на развитие логических и творческих способностей); выпуск электронных, тематических газет, устный журнал; участие в конкурсах, олимпиадах; ведение портфолио.

Наглядность: интерактивная доска; мультимедийные презентации, аудио материалы; предметная наглядность (реальные вещи и предметы, иллюстрирующие учебный материал); сюжетная наглядность (задача в контексте сюжета); театрализованная наглядность (инсценировки)

Поэтапность: три фазы структуры урока: вызов (создание ситуации для обсуждения учебного материала), осмысление, рефлексия; проговаривание, внутреннее оперирование знаниями; воспроизведение материала в работе с опорными конспектами, схемами, плакатами; воспроизведение детьми изученного материала без опор; Физкультминутки.

Самостоятельность: проблемно-диалогическое обучение; - самопроверка, взаимопроверка; предоставление детям права выбора учебной задачи (без ограничения их свободы); передача части функций учителя детям или сказочным героям.

Коллективизм: воспитание доброжелательных отношений в детском коллективе; работа в группах, парах (учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда) коллективные творческие задания(проекты): составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, мини-сочинений, издание книжек и т.д.

ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ - тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

Проблемно-диалогическое обучение – технология, обеспечивающая тройной эффект обучения: 1. Более качественное усвоение знаний 2. Мощное развитие интеллекта и творческих способностей 3.Воспитание активной личности.

Проблемно-диалогический урок состоит из шести этапов: 1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками 2) Выдвижение версий. 3) Актуализация имеющихся знаний 4) Составление плана решения проблемы 5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания. 5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания.

Тип проблемной ситуации С удивлением Приёмы: Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, или точки зрения Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием. Предъявить научный факт через сообщение, эксперимент или наглядность С затруднением Приёмы: Дать практическое задание, не выполнимое вообще или пока не хватает знаний. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.

Пример проблемной ситуации (задание с затруднением) Урок русского языка в 3 -ем классе по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных» Анализ Учитель Ученики Практическое задание на новый материал – Продиктую вам слова. Две ученицы запишут их на крыльях доски, а остальные работают на листочках. (Диктует.) Две ученицы записывают: ключЬ ключ Тишь тиш камыш камышЬ Сушь сушь Проверка задания – Проверим, как выполнено задание. – Слова ключ, тишь, камыш написаны по-разному: с мягким знаком и без него.(Проблемная ситуация.) Побуждение к осознанию противоречия – Задание было одно? – А как вы его выполнили? Почему так получилось? – Одно. – По-разному. (Осознание противоречия.) Побуждение к проблеме – Чего мы еще не знаем? – Когда пишется мягкий знак после шипящих. переформулирование тем – Значит, какая будет сегодня тема урока? – Сформулируйте точнее: где? в каких словах? Фиксирует тему на доске. – Мягкий знак после шипящих. (Неточная формулировка.) – Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных. (Тема.)

Анализ Учитель Ученики «новый материал» для выдвижения гипотез – На доске я написала столбики слов, они помогут нам открыть новое правило. Видят 2 столбика слов: душ дочь сторож мышь муж речь Побуждение к гипотезе – Какие у вас есть гипотезы? – В одушевленных существительных мягкий знак пишется: дочь, мышь. (Ошибочная гипотеза.) Побуждение к проверке – Вы с этой гипотезой согласны? Молчат. подсказка к контраргументу – Все слова с мягким знаком одушевленные? – Значит? – «Речь» с мягким знаком, но неодушевленное. Контраргумент.) – Правописание мягкого знака не зависит от того, одушевленное это существительное или нет. Завершение проверки Побуждение подсказка к Решающей гипотезе – Какие еще есть гипотезы? – Что можно сказать о роде имен существительных? Молчат. – В женском роде мягкий знак пишется, а в мужском не пишется. (Решающая гипотеза.)

Важно помнить 1) есть ли подведение к проблеме; 2) проведена ли постановка проблемы; 3) организован ли поиск решения; 4) участие детей в формулировании темы урока; 5) участие детей в целеполагании; 6) как предусмотрено выражение решения.

Вставьте пропущенные слова в предложения 1) Дети больше думают, чаще говорят и, следовательно, активнее формируются их ……. и … на уроке. 2) Ученики осуществляют творческую деятельность и, значит, обретают … … на уроке. 3) Школьники имеют возможность отстаивать собственную позицию, рисковать, проявлять инициативу, в результате чего вырабатывается … на уроке. 4) Главным на современном уроке должен стать (монолог или диалог) ? мышление речь т ворческие способности б ойцовский характер диалог

Л.С.Выготский: «То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнить самостоятельно»


Cлайд 1

Родительское собрание «Мотивация учебной деятельности учащихся и создание условий для ее реализации» «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить» К. Д. Ушинский Подготовила педагог-организатор Валиева З.Ш.

Cлайд 2

Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием? Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Cлайд 3

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Учебная мотивация – это включение в деятельность учения, учебную деятельность.

Cлайд 4

Cлайд 5

Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества Всякое обучение, по своей сути, есть создание условий для развития личности. Организация учебной деятельности такова, чтобы знания имели личностный смысл, при этом учитывались индивидуальные особенности учеников.. Для этого необходим личностно-ориентированный подход в обучении, условием осуществления которого являются дифференциация процесса обучения и мотивация учебной деятельности

Cлайд 6

Еще В.А. Сухомлинский говорил:«Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Определяется 3 типа отношения к учению положительное безразличное и отрицательное М.В. Остроградский писал: « …Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам»

Cлайд 7

Положительное отношение к учению характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели Отрицательное отношение школьников к учению – нежелание учиться, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на отметку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, отрицательное отношение к школе и учителям.

Cлайд 8

Диагностика сформированной мотивации у учащихся Анкета 1 Почему ты учишься? Зачем ходишь в школу? Можно ли не учиться в школе, а приобретать знания самостоятельно? Анкета 2 Продолжи предложения. Мне нравится на уроке… Мне мешает на уроке… Я бы хотел(а), чтобы на уроке…

Cлайд 9

Cлайд 10

Анкета для родителей Анкета 3 Каким учеником считаете вы своего ребенка (с высоким, средним, низким уровнем способностей к учению)? 2. Как часто вы бываете в школе? 3. Как вы относитесь к учебе ребенка: Считаю, что это его дело Переживаю неудачи, радуюсь его успехам Оказываю помощь при подготовке домашних заданий Осуществляю контроль за результатом обучения

Cлайд 11

Для формирования положительной мотивации к учению родителям нужно опираться на следующие советы: интересоваться делами, учёбой ребёнка; помощь при выполнении домашних заданий должна быть в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность; объяснять ребёнку, что его неудачи в учёбе – это недостаток приложенных усилий, что он что-то недоучил, не доработал; чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.

Cлайд 12

Влияние успеха на жизнедеятельность школьников Дети ждут и общекультурного развития, и внимание к их личностному и социальному росту, надеются на взаимопонимание со стороны учителей и признания их успехов и достижений. Главным для нас в этих исследованиях является внутренний мир ребенка как целостное явление, в котором невозможно "разорвать" эмоции и разум, воспитание и обучение, дом и школу, друзей по классу.

Cлайд 13

Оценка школьниками своих собственных учебных результатов Опрос был проведен в школе 12.12.11г. принимали участие 37 учеников (2-3,4) 5-11 классов Доволен вполне 11+ Не всегда 12+ Я часто бываю собой не доволен 4+ Мне это безразлично 2

Cлайд 14

Обратим внимание, что по-настоящему безразличных к своим успехам всего два человека. Исходя из этого, правильнее говорить о том, что они часто не хотят учить то, что им предлагается. Не удивительно, что время от времени, ребята демонстрируют отвращение к учебе. Именно поэтому они выше всех ценят учителя, умеющего вести урок интересно! Весьма довольных также не так уж много, десять человек. Это те ребята, которые хорошо адаптированы к школе и ее требованиям, не переживают по пустякам. Основная же часть, …………….., относится к своим успехам критически. Это в определенной степени радует. Значительная часть учащихся ощущает недовольство эпизодически, есть и ученики, у которых это бывает довольно часто (……….. человек). Последняя группа нуждается в помощи классного руководителя, тех учителей, предметы которых вызывают у ребят какие-то трудности. Недовольство копится постепенно. Мнение школьников о том, что мешает и что помогает их успешной деятельности в школе, очень интересны. То, что дети эмоционально реагируют на свои успехи и неудачи, мы знаем, посмотрим, как они объясняют их. С этой целью был проведен опрос, позволяющий выявить помехи,

Cлайд 15

Помехи успешной учебы Разбросанность интересов 8+ Развлечения (игры, дискотеки 1+ Домашние проблемы 4+ Нереальность выполнения всех домашних заданий 3+ Отсутствие интереса к отдельным предметам 3+ Мои интересы преобладают над школьными заданиями 1+ У меня часто бывает плохое настроение 5+ Думаю, не все предметы нужно учить серьезно 2+ До моих успехов никому нет дела 1+

Cлайд 16

Помехи успешной учебы Главным мотивом у большинства человек является отсутствие интереса к отдельным предметам. Значительная группа учащихся имеет важный стимул к учебе – интерес (разбросанность интересов, наличие какого-нибудь собственного интереса). Безразличие взрослых к успехам школьников выделили отдельные ученики. Такое положение наблюдается в среднем звене. В старших классах школьники считают, что есть достаточно большой перечень обстоятельств, которые могут изменить их отношение к учебе в лучшую сторону.

Cлайд 17

Факторы, способствующие успешной учебе Будет возможность свободного выбора глубины изучения некоторых предметов 4 Отношения между учениками и учителями будут носить более свободный характер. 3 Увеличится количество предметов, которые будут готовить к реальной жизни. 0 Если буду уверен, что тот, кто лучше учится, будет лучше жить 4 В школе всегда можно найти взрослого человека, который поможет мне решить мои личные проблемы. 5 Мы будем не просто заучивать материал, а что-то делать самостоятельно. 11

Cлайд 18

Главным мотивом у ……… человек является отсутствие интереса к отдельным предметам. Значительная группа учащихся имеет важный стимул к учебе – интерес (разбросанность интересов, наличие какого-нибудь собственного интереса). Безразличие взрослых к успехам школьников выделили …. человек. Такое положение наблюдается в среднем звене. В старших классах школьники считают, что есть достаточно большой перечень обстоятельств, которые могут изменить их отношение к учебе в лучшую сторону,

Cлайд 19

НАСТРОЕНИЕ, С КОТОРЫМ ДЕТИ ИДУТ В ШКОЛУ часто редко Никогда С опасением, что не выучил урок 4 7 26 С удовольствием 9 24 5 С радостью, что встречу друзей 10 23 5 С желанием получить новые знания 10 14 16 С опасением встретить вредного учителя 3 3 32 Боюсь не справиться с контрольной 5 6 27 Иду потому, что так надо 10 0 28 С тревогой, ведь встреча с личным врагом 1 0 0 Учеба меня тяготит, портит настроение 6 16 16 Мне безразлично 0 8 30

Cлайд 20

Эмоции детей различны: положительны, нейтральны, отрицательны. Разные стороны жизнедеятельности школы по-разному оцениваются ребятами. Наиболее высоко они ценят общение с одноклассниками, бывает, что боятся контрольной и вредного учителя, и личного врага среди школьников. Присутствуют черты "школы отчуждения": есть учащиеся более 10 человек из 38) идут потому что надо! Некоторым ребятам учеба портит настроение, тяготит, преимущественно неуспевающих. Но, не смотря на это, безразличных к школе фактически нет. Опасение, что не выучил урок, не так велико, в основном это характерно для неуспевающих. С удовольствием идут тоже не многие (10 человек), ребята не стремятся получить новые знания. Неподготовленность определяется иногда иными причинами (непониманием, усталостью). Но не следует утверждать, что большинство ребят, хорошо учатся, хорошо чувствуют себя в школе! В начальной школе тоже был проведен тест на выявление преобладающего Настроения. Количество опрошенных составляет 8 человек, из которых у 6 преобладает позитивное состояние На настроение сильно влияет создание ситуаций успеха в педагогическом процессе и оно же оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения.

О мотивации … «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить» К.Д. Ушинский «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В. А. Сухомлинский «Высокая мотивация может компенсировать низкий уровень способностей» Т.Д. Дубовицкая «Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения» П.Я. Гальперин «На свете есть только один способ побудить людей что-то сделать заставить человека захотеть это сделать». Дейл Карнеги


Мотив. Мотивация. Учебная мотивация. МОТИВ (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. МОТИВАЦИЯ – побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность. УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения.


Основные мотивы деятельности человека. Всё многообразие мотивов, которые побуждают человека работать, предпринимать какие-либо действия и, в целом, двигаться по жизни, можно свести к пяти: мотив вознаграждения; социальный мотив; процессный мотив; мотив достижения; идейный мотив.




Социального сотрудничества Узкие социальные Широкие социальные Виды мотивов Направленные на достижение успеха Направленные на избегание неудач Внутренние - мотивы, напрямую связанные с учебной деятельностью Внешние – мотивы не связанные с учебной деятельностью Само образование Учебно- познавательные Широко- познавательные Познавательные Связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения Социальные Связаны с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми


Типы мотивации Внешняя мотивация широкая социальная мотивация (включает в себя мотивы: каждый культурный человек должен знать хотя бы один иностранных языков, а также для общего развития; английский язык – самый распространенный в мире, и его надо знать; иностранный язык знают в семье, и это заставляет меня изучать его; изучаю, т.к. этот предмет есть в школьной программе; учу из уважения к учителю; хочу знать иностранный язык не хуже своих товарищей). Внутренняя мотивация: 1) мотивация, связанная с перспективным развитием личности (изучаю, т.к. иностранный язык может пригодиться в дальнейшей жизни (в институте; в будущей работе; смогу помочь кому–нибудь сам)); 2) коммуникативная мотивация (интересно общаться с ребятами на уроке; на занятиях иностранного языка интересно; хочу научиться писать письма (для переписки)); 3) мотивация, порождаемая самой учебной деятельностью (интересуюсь иностранным языком как таковым (учу стихи, выполняю упражнения, перевожу интересные тексты, ощущаю успех в учении)).


Степени отношения учащихся к обучению Выделяется несколько ступеней включенности обучаемого в процесс учения: положительное, отрицательное, безразличное (или нейтральное). Признаки положительного отношения Активность учеников в учебном процессе; Умение ставить перспективные цели; Умение отстаивать свое мнение; Умение предвидеть последствия своей учебной деятельности; Умение преодолевать трудности на пути достижения цели; Поиск нестандартных способов решения учебных задач; Гибкость и мобильность способов действий; Переход к творческой деятельности; Увеличение доли самообразования.


Степени отношения учащихся к обучению Для отрицательного отношения школьников к учению характерны: Бедность и узость мотивов; Слабая заинтересованность в успехах; Слабая нацеленность на оценку; Неумение ставить цели, преодолевать трудности; Нежелание учиться; Отрицательное отношение к школе, учителям. Безразличное отношение имеет те же характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов.


Причины снижения мотивации Причинами снижения мотивации, зависящими от учителя, являются: неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся; невладение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием; неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом; особенности личности учителя - не всегда уделяется должное внимание мотивации учащихся. Причинами снижения мотивации, зависящими от ученика, являются: низкий уровень знаний: несформированность учебной деятельности, и прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний: реже - несложившиеся отношения с классом; в единичных случаях - задержки развития, аномальное развитие; слабое здоровье ученика.


Характеристика мотивации учения школьников по возрасту (по Немовой Н.В.) Дошкольники Потребность в новых впечатлениях; Потребность в учении как новой деятельности; Потребность заслужить похвалу взрослых; Потребность стать лучшим, стать отличником. Начальная школа Чувство долга (возрастает в два раза и значительно превышает познавательную мотивацию); Престижная мотивация – желание получить высокую отметку, возрастает к 3-4 классу; Мотив избегания санкций, то есть наказания; Интерес к предмету (уменьшается в 5 раз – до 5% учащихся); Основная мотивация – внешняя, престижная и принудительная; Мотивация неустойчивая, нет интереса к определенным предметам, нет способности длительное время удерживать энергию сформированного намерения.


Характеристика мотивации учения школьников по возрасту (по Немовой Н.В.) Подростковая школа Стойкий интерес к определенному предмету; Мотив избегания неудачи; Желание иметь высокую отметку, даже если оно не подкрепляется знаниями, как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения; Познавательный интерес только у высокомотивированных; Мотив достижения успеха в учебе не развивается; Мотивация, вызванная подростковыми установками (подсказки, списывание, обман учителя и др.). Старшая школа Мотивация продолжения образования в профессиональных учебных заведениях; Выбор предмета с позиции будущего (средний подросток: выбор будущего с позиции любимого предмета); Значимость отметки как мотиватора снижается, отметка выступает не мотиватором, а критерием качества знаний; Мотивация достижений высоких результатов по значимым предметам; Внутренняя, собственная мотивация.


«Неправильная мотивация» учащихся Несформированность у школьников положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать причиной их слабой успеваемости; У ученика может существовать направленность на учебный процесс, но в тоже время он может ориентироваться не на результат деятельности, а только на оценку; У школьников помимо сугубо познавательных потребностей, учебных интересов могут действовать мотивы «избегания неприятностей», «избегание неудач», страха получить низкие отметки. Побуждениями к обучению могут быть: жесткий внешний контроль со стороны учителей и родителей.


Факторы, влияющие на мотивацию образовательная система, образовательное учреждением, где осуществляется учебная деятельность; организация учебного процесса; особенности обучающегося (возраст, пол. интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); особенности педагога (системой его отношений к ученику, к профессии); специфика учебного предмета.


Способы диагностики мотивации учащихся анкеты, опросы диагностические тесты, разработанные специально для выявления мотивации учащихся; изучение работ учащихся (домашние задания, индивидуальные задания, и т.д.); наблюдение за учащимися в ходе учебной деятельности; анкетирование родителей учащихся; фронтальные проверки преподавания предмета.


Способы повышения мотивации Значимыми в работе по формированию мотивации учения можно считать следующие установки и действия учителя, а также методы повышения мотивации: учет возрастных особенностей школьников; личностная направленность в обучении; выбор действия в соответствии с возможностями ученика; создание ситуации успеха; применение поощрения и порицания; показ достижений учащегося; использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий, соревнований; формирование адекватной самооценки у учащихся; вера учителя в возможности ученика; совместный с учащимися выбор средств по достижению цели; использование коллективных и групповых форм работы; эмоциональная речь учителя, увлеченное преподавание; педагогический такт и мастерство учителя; создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества; нестандартная форма проведения уроков; новизна учебного материала; использование игровой, проектной, информационных технологий; чередование форм и методов обучения; использование здоровьесберегающих технологий; проведение релаксационных пауз на уроке, физкультминуток.


Этапы работы над повышением уровня мотивации учащихся Цель: поиск эффективных путей и средств формирования и повышения учебной мотивации. Задачи: 1. Провести теоретический анализ понятия о мотивах. Разобраться в вопросе, что такое мотив, какие бывают мотивы и какие виды мотивов мне, как педагогу, необходимо формировать и развивать в своих учениках 2. Изучить мотивационную сферу учащихся, провести диагностику уровня мотивации учащихся. Это диагностирующий этап, на котором будет изучен уровень мотивации, потому что изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Результаты изучения лягут в основу разработки способов работы на уроках и во внеурочной деятельности с применением различных приёмов по формированию учебной мотивации учащегося. Для выявления уровня мотивации к учению используются различные диагностические методики. (Смотри: Презентация «Психолого-педагогические диагностики»). 3. Найти пути и средства формирования и повышения учебной мотивации. Формировать мотивацию – это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося. На этапе проектировки проводится теоретическая подготовка к деятельности и с опорой на теорию подбираются наиболее эффективные приёмы и методы по формированию и повышению мотивации на уроке и во внеурочной деятельности. Теоретически формирование включает несколько блоков - работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной деятельностью школьников. Внутри каждого из блоков проводится работа по актуализации и коррекции прежних мотивов, стимуляция новых мотивов и появлению у них новых качеств. Средства и приемы, которые может применять учитель для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся представлены в Презентации «Средства повышения мотивации учащихся». 4. Апробировать найденные средства формирования и повышения учебной мотивации. Формирование является систематическим и целенаправленным процессом, если педагог сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены. 5. Проанализировать достигнутые результаты, провести повторную диагностику уровня мотивации учащихся. На рефлексивном этапе каждый раз сравниваются полученные результаты проделанной работы с исходными. И на их основе планируется дальнейшая работа. Уровень мотивации учеников повышается благодаря решению поставленных задач. 6. Наметить дальнейшие пути достижения поставленной цели.


Показатели повышения учебной мотивации учащихся позитивная динамика уровня качества обучения; позитивная динамика количества учащихся, участвующих во внеурочной деятельности (олимпиадах, конкурсах, проектной деятельности), а также наличие призовых мест по результатам участия; положительные результаты государственной итоговой аттестации.