Вложить деньги

Требования к организации и оборудованию рабочих мест с мониторами и пэвм. Требования к организации рабочего места Требования к уровню шума

с ВДТ и ПЭВМ
8.1. Общие требования
8.1.1. Рабочие места с ВДТ и ПЭВМ по отношению к световым проемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева (Приложение 10).

8.1.2. Схемы размещения рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ должны учитывать расстояния между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора), которое должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м.

8.1.3. Рабочие места с ВДТ и ПЭВМ в залах электронно - вычислительных машин или в помещениях с источниками вредных производственных факторов должны размещаться в изолированных кабинах с организованным воздухообменом.

8.1.4. Оконные проемы в помещениях использования ВДТ и ПЭВМ должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей (п. 6.5), внешних козырьков и др.

8.1.5. Рабочие места с ВДТ и ПЭВМ при выполнении творческой работы, требующей значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания, следует изолировать друг от друга перегородками высотой 1,5 - 2,0 м.

8.1.6. Шкафы, сейфы, стеллажи для хранения дисков, дискет, комплектующих деталей, запасных блоков ВДТ и ПЭВМ, инструментов следует располагать в подсобных помещениях, для учебных заведений - в лаборантских.

При отсутствии подсобных помещений или лаборантских допускается размещение шкафов, сейфов и стеллажей в помещениях непосредственного использования ВДТ и ПЭВМ при соблюдении требований к площади помещений и требований, изложенных в настоящем разделе.

8.1.7. В подсобных помещениях или в лаборантских должны размещаться рабочий стол и радиомонтажный стол, оборудованный местным отсосом на телескопическом воздуховоде с шарнирным соединением, позволяющим устанавливать воздухоприемник в нужном положении, с исходной скоростью 5 - 6 м/с во всасывающей плоскости.

8.1.8. При конструировании оборудования и организации рабочего места пользователя ВДТ и ПЭВМ следует обеспечить соответствие конструкции всех элементов рабочего места и их взаимного расположения эргономическим требованиям с учетом характера выполняемой пользователем деятельности, комплексности технических средств, форм организации труда и основного рабочего положения пользователя.

8.1.9. Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей (размер ВДТ и ПЭВМ, клавиатуры, пюпитра и др.), характера выполняемой работы. При этом допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики.

8.1.10. Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ВДТ и ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно - плечевой области и спины для предупреждения развития утомления.

Тип рабочего стула (кресла) должен выбираться в зависимости от характера и продолжительности работы с ВДТ и ПЭВМ с учетом роста пользователя.

8.1.11. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно - поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.

8.1.12. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, неэлектризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.

8.1.13. Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 600 - 700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно - цифровых знаков и символов.

8.1.14. В помещениях с ВДТ и ПЭВМ ежедневно должна проводиться влажная уборка.

8.1.15. Помещения с ВДТ и ПЭВМ должны быть оснащены аптечкой первой помощи и углекислотными огнетушителями.
8.2. Требования к организации и оборудованию рабочих мест

с ВДТ и ПЭВМ для взрослых пользователей
8.2.1. Высота рабочей поверхности стола для взрослых пользователей должна регулироваться в пределах 680 - 800 мм; при отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм.

8.2.2. Модульными размерами рабочей поверхности стола для ВДТ и ПЭВМ, на основании которых должны рассчитываться конструктивные размеры, следует считать: ширину 800, 1000, 1200 и 1400 мм, глубину 800 и 1000 мм при нерегулируемой его высоте, равной 725 мм.

8.2.3. Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной - не менее 500 мм, глубиной на уровне колен - не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног - не менее 650 мм.

8.2.4. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно - поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также - расстоянию спинки от переднего края сиденья.

Конструкция его должна обеспечивать:

Ширину и глубину поверхности сиденья не менее 400 мм;

Поверхность сиденья с закругленным передним краем;

Регулировку высоты поверхности сиденья в пределах 400 - 550 мм и углов наклона вперед до 15 град. и назад до 5 град.;

Высоту опорной поверхности спинки 300 +- 20 мм, ширину - не менее 380 мм и радиус кривизны горизонтальной плоскости - 400 мм;

Угол наклона спинки в вертикальной плоскости в пределах 0 +- 30 градусов;

Регулировку расстояния спинки от переднего края сиденья в пределах 260 - 400 мм;

Стационарные или съемные подлокотники длиной не менее 250 мм и шириной 50 - 70 мм;

Регулировку подлокотников по высоте над сиденьем в пределах 230 +- 30 мм и внутреннего расстояния между подлокотниками в пределах 350 - 500 мм.

8.2.5. Рабочее место должно быть оборудовано подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20 градусов. Поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм.

8.2.6. Рабочее место с ВДТ и ПЭВМ должно быть оснащено легко перемещаемым пюпитром для документов.

8.2.7. При организации рабочих мест для работы на технологическом оборудовании, в состав которых входят ВДТ или ПЭВМ (станки с программным управлением, роботизированные и технологические комплексы, гибкое автоматизированное производство, диспетчерские пульты управления и др.), следует предусматривать:

Пространство по глубине не менее 850 мм с учетом выступающих частей оборудования для нахождения человека - оператора;

Пространство для стоп глубиной и высотой не менее 150 мм и шириной не менее 530 мм;

Расположение устройств ввода - вывода информации, обеспечивающее оптимальную видимость экрана;

Легкую досягаемость органов ручного управления в зоне моторного поля: по высоте - 900 - 1300 мм, по глубине - 400 - 500 мм;

9.3.3. При организации односменных занятий в учебном заведении следует организовывать в середине учебного дня (после 3 - 4 уроков) перерыв длительностью 50 - 60 минут для обеда и отдыха учащихся.

9.3.4. При работе на ВДТ и ПЭВМ для предупреждения развития переутомления необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий:

Проводить упражнения для глаз через каждые 20 - 25 минут работы на ВДТ и ПЭВМ (Приложение 16); а при появлении зрительного дискомфорта, выражающегося в быстром развитии усталости глаз, рези, мелькании точек перед глазами и т.п. упражнения для глаз проводятся индивидуально, самостоятельно и раньше указанного времени;

Для снятия локального утомления должны осуществляться физкультурные минутки целенаправленного назначения индивидуально или организованно под контролем физорга или педагога (Приложение 17);

Для снятия общего утомления, улучшения функционального состояния нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной систем, а также мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи и ног следует проводить физкультпаузы (Приложение 18)

Комплексы упражнений следует менять через 2 - 3 недели.

9.3.5. Общая продолжительность кружковой и факультативной работы с использованием ВДТ или ПЭВМ не должна превышать 2 часов в неделю, а непосредственные работы на ВДТ и ПЭВМ - не более 1 часа при соблюдении режима работы на ВДТ и ПЭВМ (п. 9.3.1) и профилактических мероприятий (п. 9.3.4) как при проведении учебных занятий.

9.3.6. Кружковые и факультативные занятия с использованием ВДТ или ПЭВМ следует проводить после окончания учебных занятий не ранее чем через 50 - 60 минут.

9.3.7. Длительность работы с использованием ВДТ или ПЭВМ во время производственной практики, без учебных занятий, не должна превышать 3 часов в день при соблюдении режима работы (п. 9.3.1) и профилактических мероприятий (п. 9.3.4).


9.4. Требования к организации режима учебных и внеучебных

занятий с ВДТ и ПЭВМ детей школьного возраста и занятий с

игровыми комплексами на базе ПЭВМ детей дошкольного

возраста
9.4.1. Для учащихся X - XI классов по основам информатики и вычислительной техники должно быть не более 2 уроков в неделю, а для остальных классов - 1 урока в неделю с использованием ВДТ и ПЭВМ.

9.4.2. Непрерывная длительность занятий непосредственно с ВДТ или ПЭВМ не должна превышать:

Для учащихся I классов (6 лет) - 10 минут;

Для учащихся II - V классов - 15 минут;

Для учащихся VI - VII классов - 20 минут;

Для учащихся VIII - IX классов - 25 минут;

Для учащихся X - XI классов на первом часу учебных занятий - 30 минут, на втором - 20 минут.

9.4.3. Работа на ВДТ и ПЭВМ должна проводиться в индивидуальном ритме и темпе.

9.4.4. После установленной длительности работы на ВДТ и ПЭВМ (п. 9.4.2) должен проводиться комплекс упражнений для глаз (Приложение 16), а после каждого урока на переменах - физические упражнения для профилактики общего утомления (Приложение 18).

9.4.5. Длительность перемен между уроками должна быть не менее 10 минут, во время которых следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом учащихся из класса (кабинета).

9.4.6. При производственном обучении учащихся старших классов с использованием ПЭВМ и ВДТ в учебно - производственном комбинате или других учреждениях 50% времени следует отводить на теоретические занятия и 50% времени - на практические. Режим работы должен отвечать требованиям, изложенным в п. п. 9.4.1 и 9.4.2, с обязательным проведением профилактических мероприятий (п. 9.4.4).

9.4.7. Время производственной практики учащихся старших классов во внеучебное время с использованием ПЭВМ и ВДТ должно быть ограничено для учащихся старше 16 лет тремя часами, а для учащихся моложе 16 лет - двумя часами с обязательным соблюдением режима работы (п. п. 9.4.1, 9.4.2) и проведением профилактических мероприятий: гимнастики для глаз через 20 - 25 минут (Приложение 16) и физических упражнений через 45 минут во время перерыва (Приложения 17, 18).

9.4.8. Занятия в кружках с использованием ПЭВМ и ВДТ должны организовываться не раньше чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.

9.4.9. Занятия в кружках с использованием ПЭВМ и ВДТ должны проводиться не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:

Для учащихся 2 - 5 классов (7 - 10 лет) - не более 60 минут;

Для учащихся 6 классов и старше - до 90 минут.

Недопустимо отводить время всего занятия для проведения компьютерных игр с навязанным ритмом. Разрешается их проводить в конце занятия длительностью до 10 минут для учащихся 2 - 5 классов и 15 минут - для более старших учащихся.

Режим занятий в кружках должен соответствовать требованиям, изложенным в п. п. 9.4.2, 9.4.3, с обязательным проведением профилактических мероприятий (п 9.4.4).

9.4.10. Условия и режим дня в школах "Юных программистов", организуемых в период школьных каникул в течение 2 - 4 недель, должны соответствовать санитарным нормам и правилам "Устройство, содержание и организация режима детских оздоровительных лагерей".

9.4.11. Занятия с ПЭВМ и ВДТ в школах "Юных программистов" не должны быть более 6 дней в неделю, седьмой день недели должен отводиться для отдыха, без работы на ПЭВМ и ВДТ.

9.4.12. Общая продолжительность занятий с ПЭВМ или ВДТ в школах "Юных программистов" должна быть в течение дня ограничена:

Для учащихся 8 - 10 лет - одним занятием в первую половину дня продолжительностью не более 45 минут;

Для учащихся 11 - 13 лет - двумя занятиями по 45 минут: одно - в первой половине дня и другое - во второй половине дня;

Для учащихся 14 - 16 лет - тремя занятиями по 45 минут каждое: два - в первой половине дня и одно - во второй половине дня.

9.4.13. Через 20 минут работы на ПЭВМ и ВДТ следует проводить гимнастику для глаз (Приложение 16). Между двумя занятиями следует устраивать перерыв в течение 15 минут, во время которого организовывать подвижные игры или физические упражнения с проведением комплекса упражнений для снятия локального и общего утомления (Приложения 17, 18 и др.).

9.4.14. В школах "Юных программистов" "компьютерные игры" с навязанным ритмом допускается проводить не более одного раза в день продолжительностью:

До 10 минут - для детей младшего школьного возраста;

До 15 минут - для детей среднего и старшего школьного возраста.

Запрещается проводить компьютерные игры перед сном.

9.4.15. В дошкольных учреждениях продолжительность занятий с использованием развивающих компьютерных игровых программ для детей 5 лет не должна превышать 7 минут и для детей 6 лет - 10 минут.

9.4.16. Компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях следует проводить не чаще двух раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. После занятий следует проводить гимнастику для глаз.

9.4.17. Не допускается проводить занятия с ПЭВМ и ВДТ в дошкольных учреждениях за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий.

9.4.18. Занятия дошкольников с использованием ПЭВМ или ВДТ должны проводиться методистом или в его присутствии.

9.4.19. Занятиям с ПЭВМ или ВДТ должны предшествовать спокойные игры, проводимые в зале, расположенном смежно с помещением, где установлены компьютеры.


rtf -> Алена Либина Психология современной женщины: и умная, и красивая, и счастливая… Алена Либина
rtf -> Панарин а с православная цивилизация а с панарин
rtf -> Н. В. Васильева жизненные планы молодых инвалидов в современной россии: социологический анализ москва 2007 Научная монография

Рабочие места с ВДТ и ПЭВМ по отношению к световым проектам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева.

Схемы размещения рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ должны учитывать расстояния между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора), которое должно быть не мене 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м.

Оконные проемы в помещениях использования ВДТ и ПЭВМ должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.

Экран видеомонитора должен находиться на расстоянии 600 - 700 мм, но не ближе 500 мм с учетом алфавитно-цифровых знаков и символов, рис. 7.5.

Помещения с ВДТ и ПЭВМ должны быть оснащены аптечкой первой помощи и углекислотными огнетушителями.

Рис. 5. Схема расположения рабочих мест относительно светопроемов

Требования к клавиатуре

Конструкция клавиатуры должна предусматривать:

Исполнение в виде отдельного устройства с возможностью свободного перемещения;

Опорное приспособление, позволяющее изменять угол наклона поверхности клавиатуры в пределах от 5°до 15°;

Высоты среднего ряда клавиш не более 30 мм;

Расположение часто используемых клавиш в центре, внизу и справа, редко используемых - вверх и влево;

Выделение цветом, размером формой и местом расположения функциональных групп клавиш;

Минимальный размер клавиш - 13 мм, оптимальный - 15 мм;

Клавиши с углублением в центре и шагом 19 ± 1 мм;

Расстояние между клавишами не менее 3 мм;

Одинаковый ход для всех клавиш с минимальным сопротивлением нажатию 0,25 Н и максимальной - не более 1,5Н;

Звуковую обратную связь от включения клавиш с регулировкой уровня звукового сигнала и возможностью его отключения.

Таблица 11 – Время регламентных перерывов в зависимости от продолжительности рабочей смены, вида и категории трудовой деятельности с ВДТ И ПЭВМ

Требования к организации медицинского обслуживания пользователей ВДТ и ПЭВМ

Профессиональные пользователи ВДТ и ПЭВМ должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические осмотры в порядке и в сроки, установленные Минздравмедпромом России и Госкомсанэпиднадзором России.

К непосредственной работе с ВДТ и ПЭВМ допускаются лица, не имеющие медицинских противопоказаний.

Женщины со времени установления беременности и в период кормления ребенка грудью к выполнению всех видов работ, связанных с использованием ВДТ и ПЭВМ, не допускаются. Трудоустройство беременных женщин следует осуществлять в соответствии с «Гигиеническими рекомендациями по рациональному трудоустройству беременных женщин».

Выводы

В главе рассмотрено влияние аппаратно-технических средств сети на человека. Непосредственная эксплуатация разработанного программного обеспечения производится на ЭВМ и для производственных целей, поэтому при работе необходимо руководствоваться правилами техники безопасности.

Пользователь ЭВМ сталкивается с таким воздействием физических факторов, как повышенный уровень шума, недостаточная освещенность рабочих мест, электрический ток, статическое электричество, неправильная эргономика места, состояние производственного помещения.

Заключение

В современных условиях поиск оптимального решения проблемы организации интерфейса взаимодействия приобретает характер комплексной задачи, решение которой существенно осложняется необходимостью оптимизации функционального взаимодействия работников предприятия между собой и с техническими средствами АСУ в условиях изменяющегося характера их профессиональной деятельности.

Особый упор при внедрении данных задач, проектирование и разработка АИС следует, конечно, придавать современным CASE-средствам разработки программ, так как они наиболее оптимально позволяют проектировать решения в основе которых лежат, в первую очередь, требования к согласованному пользовательскому интерфейсу, каковым и является интерфейс Windows. Никакие продукты других фирм, доступные сегодня, не обеспечивают одновременную простоту использования, производительность и гибкость в такой степени, как Delphi. Этот язык заполнил брешь между языками 3-го и 4-го поколений, соединив их сильные стороны и создав мощную, и производительную среду разработки.

В данной дипломной работе была спроектирована автоматизированная система учета продаж Аптеки «Ригла».

В ходе написания дипломной работы было выполнено следующее:

8 Проанализирована деятельность Аптеки «Ригла»;

9 Изучены функциональные обязанности работников и сущность процесса учета продаж;

10 Выбраны средства разработки;

11 Спроектирована структура разрабатываемой системы;

12 Разработан пользовательский интерфейс;

13 Реализована и протестирована АС на данных конкретного примера;

14 Рассчитан экономический эффект от внедрения

Спроектированная АС занимает минимум пространства и памяти при условии всех связей между данными. В нее легко можно вводить новые данные. База данных полностью удовлетворяет требованиям клиента, так как она удобна в использовании и выдает нужную информацию.

Все поставленные цели в результате выполнения работы достигнуты.

Гигиенические ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ.

Гигиенические требования к организации учебного процесса в компьютерных классах общеобразовательных учреждений регламентируются СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», утверждённые постановлением главного государственного санитарного врача РФ.

К основным требованиям, направленным на обеспечение предотвращения неблагоприятного влияния на здоровье детей и подростков вредных факторов «внутришкольной» среды при организации учебного процесса в компьютерных классах общеобразовательных учреждений относятся:

Требования к ПЭВМ.

Для занятий детей допустимо использовать лишь такие ПЭВМ, которые имеют санитарно-эпидемиологическое заключение о их безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должны иметь не только вновь приобретенные ПЭВМ, но и те, которые находятся в эксплуатации.

Требования к помещениям для работы с ПЭВМ.

Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение, защитное заземление (зануление). Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях недопустимо.

Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья детей.

Площадь на одно рабочее место с ПЭВМ на базе электроннолучевой трубки должна быть не менее 6 кв. м., на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) не менее 4,5 кв. м.

Требования к освещению, микроклимату, уровням электромагнитных полей, визуальным параметрам на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ.



Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении.

Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5 м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м., между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) - не менее 2,0 м.

Освещенность поверхности стола или клавиатуры должна быть 300-500 лк, а экрана не более 300 лк. В качестве источников света при искусственном освещении следует применять преимущественно люминесцентные лампы типа лб и компактные люминесцентные лампы (клл). В светильниках местного освещения допускается применение ламп накаливания, в том числе галогенные. Светильники в компьютерных классах должны быть с рассеивателями и экранирующими решётками, располагать их следует в виде сплошных или прерывистых линий, расположенных с боку от рабочих мест, параллельно линии зрения пользователя при рядном расположении видеодисплейных терминалов.

Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения.

При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне. Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть на расстоянии 60-70 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются. Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура -19-21°, относительная влажность - 55-62 %.

Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно.

Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ

При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом школьников. В этом случае рабочие места целесообразно оснащать подставками для ног, имеющей ширину не менее 300 мм., глубину не менее 400 мм., которая должна иметь регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20 мм. Поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм.

Размер учебной мебели (стол и стул) должен соответствовать росту ребенка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится, примерно, на центр монитора или немного выше.

Следует сидеть прямо (не сутулясь) и опираться спиной о спинку кресла. Прогибать спину в поясничном отделе нужно не назад, а, наоборот, немного в перед.

Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе компьютере, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления.

Рабочие места, оборудованные ПЭВМ оснащаются одноместным столом с 2-мя раздельными поверхностями (одна горизонтальная для размещения пэвм с плавной регулировкой по высоте в пределах 520 - 760 мм и вторая - для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона от 0 до 15 градусов с надежной фиксацией в оптимальном рабочем положении (12-15 градусов), рабочим стулом (креслом), который должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки

Несмотря на то, что школьники проводят в компьютерном классе сравнительно немного времени, обучить их правильной гигиене труда на достойном примере очень важно, чтобы полезные навыки закрепились на всю жизнь. Это не просто требование гигиены, а требование методики.

Монитор должен быть установлен прямо перед пользователем и не требовать поворота головы или корпуса тела.

Монитор необходимо установить на такой высоте, чтобы центр экрана был на 15-20 см ниже уровня глаз, угол наклона до 15 0 (т.е., примерно, верхняя часть экрана должна находиться на уровне глаз (при работе в очках с бифокальными линзами - ниже уровня глаз). Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 60-70 см, но не ближе 50 см с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов. На экран монитора следует смотреть сверху вниз, а не наоборот.

Не располагайте рядом с монитором блестящие и отражающие свет предметы (листы бумаги, глянцевые плакаты, рамки для картинок).

Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома.

Монитор компьютера следует располагать так, чтобы задней стенкой он был обращен не к людям, а к стене помещения. В компьютерных классах, имеющих несколько компьютеров, рабочие места должны располагаться по периферии помещения, оставляя свободным центр. При этом дополнительно необходимо проверить каждое из рабочих мест на отсутствие прямого отражения внешних источников освещения.

11.1. Помещения для занятий оборудуются одноместными столами, предназначенными для работы с ПЭВМ.

11.2 Конструкция одноместного стола для работы с ПЭВМ должна предусматривать:

    две раздельные поверхности: одна горизонтальная для размещения ПЭВМ с плавной регулировкой по высоте в пределах 520 - 760 мм и вторая - для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона от 0 до 15 градусов с надежной фиксацией в оптимальном рабочем положении (12 - 15 градусов);

    ширину поверхностей для ВДТ и клавиатуры не менее 750 мм (ширина обеих поверхностей должна быть одинаковой) и глубину не менее 550 мм;

    опору поверхностей для ПЭВМ или ВДТ и для клавиатуры на стояк, в котором должны находится провода электропитания и кабель локальной сети. Основание стояка следует совмещать с подставкой для ног;

    отсутствие ящиков;

    увеличение ширины поверхностей до 1200 мм при оснащении рабочего места принтером.

11.3. Высота края стола, обращенного к работающему с ПЭВМ, и высота пространства для ног должны соответствовать росту обучающихся в обуви (Приложение 4).

11.4. При наличии высокого стола и стула, несоответствующего росту обучающихся, следует использовать регулируемую по высоте подставку для ног.

11.5. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана и оптимальное ее отклонение от перпендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоскости, не должно превышать +-5 градусов, допустимое +-10 градусов.

11.6. Рабочее место с ПЭВМ оборудуют стулом, основные размеры которого должны соответствовать росту обучающихся в обуви (Приложение 5).

XII. Требования к оборудованию и организации помещений с пэвм для детей дошкольного возраста

12.1. Помещения для занятий оборудуются одноместными столами, предназначенными для работы с ПЭВМ.

12.2. Конструкция одноместного стола должна состоять из двух частей или столов, соединенных вместе: на одной поверхности стола располагается ВДТ, на другой - клавиатура.

Конструкция стола для размещения ПЭВМ должна предусматривать:

    плавную и легкую регулировку по высоте с надежной фиксацией горизонтальной поверхности для видеомонитора в пределах 460 - 520 мм при глубине не менее 550 мм и ширине - не менее 600 мм;

    возможность плавного и легкого изменения угла наклона поверхности для клавиатуры от 0 до 10 град, с надежной фиксацией;

    ширина и глубина поверхности под клавиатуру должна быть не менее 600 мм;

    ровную без углублений поверхность стола для клавиатуры;

    отсутствие ящиков;

    пространство для ног под столом над полом не менее 400 мм.

Ширина определяется конструкцией стола.

12.3. Размеры стульев для занятий приведены в Приложении 5. Замена стульев табуретками или скамейками не допускается.

12.4. Поверхность сиденья стула должна легко поддаваться дезинфекции.

XIII. Требования к организации медицинского обслуживания пользователей пэвм

13.1. Лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.

13.2. Женщины со времени установления беременности переводятся на работы, не связанные с использованием ПЭВМ, или для них ограничивается время работы с ПЭВМ (не более 3-х часов за рабочую смену) при условии соблюдения гигиенических требований, установленных настоящими санитарными правилами. Трудоустройство беременных женщин следует осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации.

13.3. Медицинское освидетельствование студентов высших учебных заведений, учащихся средних специальных учебных заведений, детей дошкольного и школьного возраста на предмет установления противопоказаний к работе с ПЭВМ проводится в установленном порядке.

Если сформулировать коротко, рабочее место является открытым или закрытым участком территории либо пространства, оснащенным необходимыми производственными средствами, в пределах которого работник занимается трудовой деятельностью. Оно может быть закреплено также за группой сотрудников. Обычно на рабочем месте осуществляется определенная часть общепроизводственного цикла.

Логично, что для достижения высокой производительности труда для него необходимо обеспечить такие условия, при которых его работоспособность будет наивысшей.

Важно! Работодателю следует приспособить рабочие места, учитывая не только конкретный вид деятельности, квалификацию, но также индивидуальные физические и психологические особенности каждого работника.

Общие требования к организации рабочего места

Данные требования регулируются Трудовым кодексом РФ, Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН) и другими правовыми документами.

Главная цель организации рабочего места – обеспечить высококачественное и эффективное выполнение работ с соблюдением установленных сроков и при полноценном использовании закрепленного за работником оборудования.

Для ее достижения к рабочему месту предъявляются требования организационного, технического, эргономического, санитарного, гигиенического и экономического характера.

Каким требованиям должно соответствовать рабочее место сотрудника?

Охрана труда – первичное требование!

Важнейшим требованием при организации рабочего места является обеспечение безопасных комфортных условий для работы, пресечение возникновения профзаболеваний и несчастных случаев. Весь этот комплекс мероприятий называется охраной труда на производстве.

Иначе говоря, охрана труда, по сути, является системой законодательных актов в совокупности с социально-экономическими, организационными, техническими, гигиеническими и лечебно-профилактическими мероприятиями и средствами, обеспечивающими безопасные условия работы и сохранение здоровья работников предприятия.

Для этого необходимо создать благоприятные условия труда в соответствии с санитарными нормами, техникой безопасности, эргономикой, эстетикой.

Микроклимат в помещении

Законодательством нашей страны жестко регламентируются температура и влажность воздуха в помещении. В частности, при среднесуточной температуре на улице ниже 10°С амплитуда ее колебаний в помещении должна составлять 22-24°С. При температуре внешней среды больше указанного значения – 23-25°С. В случае временного несоблюдения этих условий в ту или иную стороны продолжительность рабочего дня сокращается (СанПиН 2.2.4.3359-16 от 21 июня 2016 г. № 81).

Защита от вредного воздействия компьютерной техники

Поскольку сегодня невозможно представить офисную работу без ПЭВМ, существуют нормы для сотрудников, использующих в своей работе компьютерную технику. Например, при работе с компьютером с плоским монитором рабочее место должно иметь площадь не менее 4,5 кв. м, при использовании кинескопического монитора – 6 кв.м. По истечении каждого часа работы помещение должно проветриваться (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 от 30 мая 2003 г.). Тем же нормативным актом регламентирована высота, ширина и глубина для ног под рабочим столом, оговаривается обязательное наличие подставки для ног, имеющей рифленую поверхность.

Нормативно регулируется также уровень электростатических и электромагнитных полей, радиационного и ультрафиолетового излучения, радиочастотных диапазонов и иных вредных для здоровья сотрудников факторы.

Внимание! В подвальных помещениях запрещено использование ксероксов, принтеров и другой оргтехники, а для обычных офисов установлены соответствующие нормативы по расстоянию между техническими средствами (СанПин 2.2.2. 1332-03).

Требования к освещению

Также соответствующими статьями СанПина устанавливаются нормативы для освещения. К примеру, освещенность в помещении должна находиться в пределах от 300 до 500 люкс. При использовании искусственного освещения светотехнические параметры должны обеспечивать возможность хорошей видимости информации, выдаваемой экраном персонального компьютера. Для местного освещения рекомендуются светильники, устанавливаемые на рабочих столах либо специально оборудованных панелях вертикальной установки (СанПиН 2.2.1/2.1.1.).

Требования к уровню шума

Для уровня шума установлен максимальный порог в 80 децибелл (СанПин 2.2.4. 3359-16).
Нормативные документы предусматривают установку специальных фундаментов или амортизирующих прокладок под основную шумопроизводящую аппаратуру и иное оборудование, а также применение материалов, поглощающих шумы.

Обеспечение условий для приема пищи

Порядок приема пищи на рабочем месте регламентируется статьей 108 Трудового Кодекса РФ, СНиП 2.09.04-87:

  • при количестве работающих менее 10 человек необходимо место площадью не меньше 6 кв. м, оснащенное обеденным столом;
  • при числе работников до 29 человек необходимая площадь составляет вдвое больше;
  • если на предприятии работает до 200 сотрудников, обязательно наличие столовой-раздаточной;
  • если количество работающих превышает 200, столовая должна обеспечиваться сырьем либо полуфабрикатами.

Нерегламентированные ситуации

При возникновении ситуаций, не урегулированных санитарно-гигиеническими нормами (протекает крыша, неисправен туалет и т.д.), сотрудник имеет право отказаться от работы. При этом работодатель обязан предложить ему иную занятость, пока проблема не будет устранена полностью. При невозможности такого решения, согласно статье 157 ТК РФ, работодатель обязан объявить простой с выплатой неустойки в размере как минимум 2/3 средней заработной платы работника.

Из эргономических требований к рабочему месту необходимо дополнительно отметить следующие:

  1. Выбор рационального местоположения рабочей поверхности и зоны с учетом антропометрических данных конкретного сотрудника.
  2. Предусмотрение мер по предупреждению либо снижению преждевременного утомления работника, возникновению у него стрессовой ситуации с учетом физиологических, психофизиологических особенностей человека и его характера. Кстати, по утверждению психологов, работники, постоянно использующие в работе электронно-вычислительную технику, намного больше подвергаются стрессу, чем их менее «продвинутые» коллеги.
  3. Обеспечение скорости, безопасности и удобства техобслуживания как в обычных, так и в чрезвычайных условиях работы.

Технические параметры включают в себя оснащенность инновационной техникой, приспособлениями, лабораторным оборудованием, грузоперемещающими механизмами и т.д.

Ответственность работодателя

Согласно требованию статьи 209 ТК РФ, соответствующий федеральный исполнительный орган устанавливает порядок аттестации рабочих мест с целью определения факторов, влияющих на безопасность условий труда на производстве. За каждое нарушение установленного законодательства работодатель несет ответственность.

При первом нарушении должностные лица и индивидуальные предприниматели предупреждаются либо подвергаются штрафу от 2 000 до 5 000 рублей. То же для организаций – предупреждение или штраф в размере 50-80 тысяч рублей (статья 5.27.1. КоАП РФ, часть 1-я).

При повторном нарушении частью 5-ой указанной статьи уже предусматриваются более строгие наказания:

  • должностные лица подвергаются штрафу в 30-40 тысяч рублей либо дисквалификации от года до трех лет;
  • размер штрафа для индивидуальных предпринимателей аналогичный, или их деятельность может быть административно приостановлена на срок до 90 суток;
  • организации могут быть оштрафованы на 100-200 тысяч рублей или также подвергнуться административной приостановке своей деятельности.

Вместо заключения

По состоянию рабочих мест на конкретном предприятии или в офисе можно судить не только о том, на каком уровне в них находится организация труда и производственная культура, но и об их солидности и степени доверия к ним потенциальных и действующих клиентов.