Лайфстайл

Ютуб формирование коммуникативных ууд по физике презентация. Презентация на тему: Формирование коммуникативных УУД

Представлены результаты исследования формирования коммуникативных УУД первоклассников на уроке.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников средствами игровых ситуаций на уроке Выполнила: Шабля А.А. Руководитель: Кулинец А.М.

Объект исследования: учебный процесс в начальной школе. Предмет исследования: процесс развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Цель работы: определить влияние игровых ситуаций на развитие коммуникативных универсальных учебных действий.

Гипотеза: использование игровых ситуаций в процессе обучения младших школьников позволит более эффективно развивать коммуникативные универсальные учебные действия школьников, если: - первоначально будет выявлен уровень развития КУУД каждого первоклассника; - подобраны игровые ситуации и определено место их использования на различных этапах всех основных уроков; - включение школьников в игровые ситуации будет осуществляться на индивидуальной основе, обеспечивающей школьникам умение общаться со сверстниками и взрослыми, согласовывать свои действия, учитывать разные мнения и выражать собственное.

Задачи исследования: 1. На основе анализа педагогической, психологической, методической литературы охарактеризовать понятие «коммуникативные универсальные учебные действия». 2. Рассмотреть понятия «дидактическая игра» и её основные составляющие; охарактеризовать понятие «игровая ситуация». 3. Проанализировать возможности дидактической игры на уроках в начальной школе. 4. Проанализировать учебные программы на предмет включения игровых ситуаций в учебный процесс. 5. Выделить показатели и определить уровень КУУД у детей младшего школьного возраста. 6. Подобрать комплекс игровых ситуаций на уроках по разным предметам. 7. Осуществить экспериментальную работу и проанализировать полученные результаты.

Методы исследования: анализ и синтез литературы по проблеме исследования, беседы, анкетирование, включённое наблюдение за педагогическим процессом, педагогический эксперимент. Экспериментальная база исследования. В исследовании приняли участие учащиеся 1 класса МБОУ СОШ №30 УГО в количестве 61 человека; 50 учителей начальных классов сельских школ и 50 учителей начальных классов городских школ Приморского края.

Универсальные учебные действия Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные

Коммуникация… как взаимодействие как кооперация как условие интериоризации

Педагогический процесс воздействие и взаимодействие процесс и процесс воспитания обучения

Урок – основная форма обучения в школе

Коммуникативные УУД на уроках объяснения нового материала Мотивация учебной деятельности Актуализация опорных знаний Объяснение нового материала Первичное закрепление с проговариванием вслух Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение знаний в систему Рефлексия учебной деятельности на уроке

Дидактическая игра – обучающая игра облегчает учебный процесс происходит «театрализация» учебного процесса вносит элемент соревновательности в учебный процесс

Исследование возможностей применения дидактической игры на уроках в начальной школе

Как часто вы используете дидактические игры для проведения уроков в начальной школе? 35% 1 раз в неделю 1 раз в месяц реже 1 раза в месяц

Какие сложности возникают у Вас при использовании дидактических игр? 65% материально-технический характер организационно-управленческие отсутствие материалов и разработок

Игровая ситуация – выступает как средство мотивации к учебной деятельности активизирует мыслительную деятельность служит положительным эмоциональным фоном

Задача 1. Выведение критериев и диагностических методик оценки уровня сформированности коммуникативных УУД учащихся.

Виды коммуникативных УУД Основные критерии оценивания по уровням Диагностические методики Коммуникация как взаимодействие (интеракция). Высокий уровень (4): - ожидание окончания ответа одноклассника; - ученик старается не осудить иное мнение, а выяснить его преимущества и недостатки; - ученик старается найти компромисс, а не доказать верность только своего мнения; - ученик умеет обосновать своё мнение при ответе. Средний уровень (2-3). Низкий уровень (1). Задание «Левая и правая стороны»

Виды коммуникативных УУД Основные критерии оценивания по уровням Диагностические методики Коммуникация как кооперация. Высокий уровень (4): - ученик не повышает голос на других учеников; - при расхождении точек зрения ученики не теряют рабочего настроя, не выказывают желания поменять партнёра по работе; - работой заняты все ученики в классе, нет деления на «смотрящих» и «делающих». - окончательная работа имеет вид набора, а не отдельных весенних атрибутов. уровень (2-3). Низкий уровень (1). Задание «Тёплый наборчик»

Виды коммуникативных УУД Основные критерии оценивания по уровням Диагностические методики Коммуникация как условие интериоризации. Высокий уровень (3): - уместность действий на определённом этапе работы; - ученики помогают друг другу объяснить и понять задания; - в случае небольшой трудности, ученики задают друг другу вопросы и получают ответы; к учителю обращаются только в сложных ситуациях. уровень (2-3). Низкий уровень (1). Задание «Дорога к дому»

Задача 2. Определение уровня сформированности коммуникативных УУД первоклассников.

Рисунок 1. Уровень развития коммуникативных УУД учащихся 1-го «А» класса 6,4 % 12,9% 12,9 % 74,1 % 80,6 % 87 % 19,3 % 6,4 %

6,6% 6,6% 13,3 % 66,6% 86,6% 86,6% 20,6% 6,6% Рисунок 2. Уровень развития коммуникативных УУД учащихся 1-го «Б» класса

Задача 3. Выведение комплекса игровых ситуаций для формирующего этапа эксперимента.

Предмет Тема урока Игровые ситуации, способствующие развитию коммуникативных УУД как взаимодействие кооперация условие интериори зации Математика Уравнение. Аплодисмен ты Величина. Длина. Остановка рук Длина. Решение задач. Походка Включение игровых ситуаций в учебный план

Игровые ситуации, применяемые на уроках в экспериментальном (1 «А») классе: «Аплодисменты» «Остановка рук» «Походка» «Живая картина» «Сцена знакомства» «Давай поговорим» «Ладонь в ладонь» «Находчивые музыканты» и др.

Рисунок 3. Показатели уровня развития коммуникации как взаимодействия в 1 «А» классе (экспериментальный класс)

Рисунок 4. Показатели уровня развития коммуникации как кооперации в 1 «А» классе (экспериментальный класс)

Рисунок 5. Показатели уровня развития коммуникации как условия интериоризации в 1 «А» классе (экспериментальный класс)

Рисунок 6. Показатели уровня развития коммуникации как взаимодействия в 1 «Б» классе (контрольный класс)

Рисунок 7. Показатели уровня развития коммуникации как кооперации в 1 «Б» классе (контрольный класс)

Рисунок 8. Показатели уровня развития коммуникации как условия интериоризации в 1 «Б» классе (контрольный класс)

Результаты экспериментальной работы С помощью средств игровых ситуаций нам удалось повысить показатели уровня развития коммуникации как взаимодействия и коммуникации как кооперации в экспериментальном классе. Наша гипотеза доказана.

Спасибо за внимание!


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Коммуникативные УУД обеспечивают: социальную компетентность и учет позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Виды коммуникативных действий: планирование учебного сотрудничества постановка вопросов разрешение конфликтов управление поведением партнера умение выражать свои мысли

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия

постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Проектная деятельность

Внеурочная деятельность

Работа в парах

Работа в группах

Формы работы: организация взаимной проверки заданий, выполнение заданий учебников и рабочих тетрадей, взаимные задания групп, обсуждение участниками способов своего действия, учебные игры, соревнования, работа в группах, работа в парах, проектная деятельность, внеурочная деятельность.

Приёмы формирования коммуникативных УУД Давать учащимся время на обдумывание их ответов. Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей. Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации). Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет. Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении. Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.

Основные критерии сформированности коммуникативных УУД ЖЕЛАНИЕ ВСТУПАТЬ В КОНТАКТ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЗНАНИЕ НОРМ И ПРАВИЛ ОБЩЕНИЯ УМЕНИЕ ОРГАНИЗОВАТЬ ОБЩЕНИЕ УМЕНИЕ РЕШАТЬ КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В ПАРЕ, ГРУППЕ

Результатом работы по развитию коммуникативных УУД является: - ученик умеет слушать и понимать речь, соотносить свои высказывания с высказываниями других, получать информацию о предмете дискуссии; поддерживать дискуссию адекватно ситуации; владеть невербальными средствами коммуникации (манера, жесты, громкость голоса); задавать вопросы, подготовить небольшую речь, не отклоняться от темы, структурировать сообщение); высказывать мнение в соответствии с актуальной ситуацией; задавать вопросы по теме; аргументировать свою точку зрения; подготовить презентацию, использовать язык и стиль понятный аудитории.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий н...

Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....

Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников

Почитав эту статью Вы узнаете: что такое УУД, какие виды бывают УУД, как сформировану УУД у детей младшего школьного возраста....

Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий

"заметки на полях"...

Формирование УД во многом зависит от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности. Это выражается и в формулировке вопросов и в точности комментариев учителя, направленных непосредственно на формирование У УД. Можно без преувеличения сказать, что все предметы начальной школы имеют потенциальные предпосылки для развития коммуникативных и речевых действий в силу их универсального, т.е. максимально обобщенного, характера.




Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются: -общение со взрослыми и сверстниками; – владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; – приемлемое отношение к процессу сотрудничества; – ориентация на партнера по общению; – умение слушать собеседника.








Основные формы учебной коммуникации. Монологические формы речевой деятельности Диалогические формы речевой деятельности Выступать с готовой заранее речью Учебная беседа учителя и ученика РассказыватьУчебная беседа в парах Спрашивать и задавать вопросы Учебная беседа в группах ПересказыватьДискуссия СообщатьОтветы на вопросы Отвечать на вопросыРолевая игра КритиковатьБлиц-турнир Доказывать и опровергать Защита проекта




Концепция развития школьной коммуникации имеет следующие этапы Этапы 1 Э Т А п Умения, отрабатываемые под руководством учителя. - Готовность учащихся участвовать в урочном общении. - Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ. - Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой. - Комментировать вопросы или ответы. - Делать сообщения. - Рассказывать логично и последовательно.


Развитие школьной коммуникации. 2 Э Т А П Простота и чёткость речевого высказывания. Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку. Умение высказать свою мысль образно, ярко и кратко. Умение использовать приёмы, подтверждающие высказывание. Умение использовать риторические вопросы. Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником. Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.




«Много на земле живых существ. Из них только человек обладает даром речи. Даром слова.» Л.Успенский Для создания эмоционально- благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать: 1. Игровые приёмы. 2. Задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения


Виды заданий на уроках литературного чтения Рассказ от первого лица. Рассказ от лица лисы, как она угощала журавля; Повествование от имени предмета,героя. Комплимент. (Сказать комплимент литературному герою) Сказка в заданном ключе (введение в сказку нового персонажа) Изменение сказочной развязки (придумать другое окончание произведения)


Слушание чтения (рассказа) учителя; подготовка устных рассказов (о литературных героях, о личных впечатлениях по следам прочитанного); инсценирование и драматизация; устное словесное рисование; творческий пересказ текста от лица разных героев-персонажей сочинение по личным впечатлениям (3–4 кл.) и по прочитанному (4 кл.); интервью с писателем; письмо авторам учебника и др.


Правила ведения диалога. Любое мнение ценно; Ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания; Повернись так, чтобы видеть лицо говорящего; Хочешь говорить- подними руку; Обращение начинается с имени; Критика должна быть тактичной; Голос - твой божественный дар, умей им владеть.


2 класс, упр. 73 «Прочитай слова. Найди и выпиши слова, которые … В первом предложении автор играет словами. Ты заметил какими? Прочитай их». 2 класс, упр.118 «Прочитайте. Все ли действия животных названы правильно? Запиши правильно. Назови сказку». Виды заданий на уроках русского языка


Задание: Нужно убедить родителей в том, что тебе необходимо... (заверши сам). Родители отказываются выполнить твою просьбу. Найди не менее двух убедительных аргументов, запиши их. Дорогие родители! Мне очень нужно, чтобы____________________ Хочу объяснить, почему мне это необходимо:1)___________2)_________ ___ Виды заданий на уроках русского языка




Развитие устной научной речи на уроках математики К этому направлению можно отнести все задания, сопровождающиеся инструкциями «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ», и все задания, обозначенные вопросительным знаком на жёлтом поле (основной вопрос урока);


Развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие К данному направлению формирования коммуникативных универсальных учебных действий относится система заданий, нацеленных на организацию общения учеников в паре или группе (все задания, относящиеся к этапу первичного применения знаний; к работе над текстовой задачей, осуществляемой методом мозгового штурма и т.д.)


Эффективными для развития коммуникативных способностей считаются следующие вопросы: Тренинговые вопросы Учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных действий. Конструктивные вопросы. Требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа. Альтернативные вопросы. Используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его. Наводящий вопрос. Вопрос-подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.


Источники информации. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», пособие для учителя под редакцией А.Г.Асмолова. Статья учителя начальных классов О.А. Пестовой «Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках литературного чтения» Анимационные картинки с архива Интернет. Фотографии из личного архива.

Журова О.Я., учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 5» сайт

Слайд 2

Ранжирование:

Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД – 1 место Личностные УУД

Слайд 3

Учимся взаимодействовать.

Развитие коммуникативной компетентности- одна из первостепенных задач современного образования

Слайд 4

Базовые коммуникативные и речевые действия.

1. Потребность ребёнка в общении со сверстниками и со взрослыми.

Слайд 5

2. Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения

Слайд 6

Л.С. Выготский:

« Вербальная природа общения изначально связана с обобщением и, возникая как средство общения, слово становится средством обобщения и становления индивидуального сознания»

Слайд 7

3. Приемлемое отношение к процессу сотрудничества.

Слайд 8

4. Ориентация на партнёра по общению.

Слайд 9

5. Умение слушать собеседника.

Слайд 10

Группы коммуникативных УУД.

Коммуникация как взаимодействие. Коммуникация как кооперация. Коммуникация как интериоризация.

Слайд 11

Коммуникация как взаимодействие.

Показатели: Предвидение разных возможных мнений на один и тот же предмет, факт, событие у разных людей. Умение обосновывать и доказывать собственное мнение

Слайд 12

Коммуникация как совместное действие.(кооперация) Составляющие: 1.Распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы.

Слайд 13

2.Обмен способами действий и операций в качестве средства для получения продукта совместной работы. 3. Взаимопонимание. 4. Коммуникация, обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания.

Слайд 14

5. Планирование общих способов работы. 6. Рефлексия.

Слайд 15

Нормативно –возрастные показатели.

умение договариваться, находить общее решение практической задачи, высказывать и аргументировать собственное мнение, доброжелательное отношение друг к другу,

Слайд 16

способность брать на себя инициативу в организации совместного действия осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания, осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.

Слайд 17

Коммуникация как интериоризация.

Коммуникативно- речевые действия, служащие средством передачи информации друг другу и становления рефлексии.